https://sociologyjournal.spbu.ru/issue/feedВестник Санкт-Петербургского университета. Социология2022-07-01T13:41:23+03:00Дудина Виктория Ивановнаvestniksoc@spbu.ruOpen Journal Systems<p>«Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» — научно-теоретический рецензируемый журнал, публикующий результаты исследований в области теории и методологии социологических исследований, социологии политики и международных отношений, социологии культуры. Основная направленность издания — статьи, основанные на оригинальных результатах, аналитические обзоры.</p>https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/spbu12.2022.101Труд в условиях удаленной и гибридной занятости (на примере работников IT-компаний) 2022-06-17T12:32:23+03:00Евгения Сергеевна Балабановаbalabanova@hse.ruДарья Александровна Молчановаmolchanova_d@mail.ru<p>Статья посвящена анализу трудовых практик и отношения сотрудников российских компаний IT-сектора к работе в удаленном и гибридном формате. В центре внимания авторов — два основных блока вопросов. Первый касается трудовых нагрузок и социально-психологического самочувствия работников в условиях удаленной и гибридной организации труда. Второй блок посвящен оценке индивидуальной и групповой эффективности гибридного и удаленного формата работы. Эмпирическая часть исследования основана на анализе результатов опроса работников крупных российских IT-компаний в марте 2021 г. (<em>N </em>= 400). Новизна полученных результатов заключается в приоритетном внимании к организационно-управленческим факторам, определяющим установки респондентов. Было обнаружено, что работа в гибридном формате значимо увеличивает трудовые нагрузки работников по сравнению с полностью дистанционной занятостью. Парадоксально, что при этом гибридный формат оценивается большинством респондентов как предпочтительный. Авторами обнаружено, что различия в отношении работников к удаленной работе в основном обусловлены характером рабочих задач и положением сотрудника в сети организационных коммуникаций. Преимущества удаленной работы чаще связываются с комфортом и отмечаются рядовыми специалистами, рабочие задачи которых носят индивидуальный характер. Отрицательное отношение к «удаленке» чаще фиксируется у работников, активно вовлеченных в коммуникационные процессы и организацию работы других людей — руководителей и сотрудников административных и HR-подразделений. Выявлено, что для социального самочувствия сотрудников и оценки эффективности работы важную роль играет качество коммуникационных процессов в организации. В условиях удаленной работы серьезной проблемой для работников становится информационная перегруженность. Напротив, недостаток информации не рассматривается респондентами как серьезная проблема.</p>2022-06-16T17:07:54+03:00Copyright (c) 2022 Евгения Сергеевна Балабанова, Дарья Александровна Молчановаhttps://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/spbu12.2022.102Занятость молодежи нового рабочего класса организаций общественного питания в период пандемии2022-06-17T12:32:24+03:00Владислав Юрьевич Бочаровvlad.bocharov@gmail.com<p>Мировая пандемия COVID-19 негативным образом повлияла на все сферы человеческой деятельности и существенно ухудшила ситуацию в социально-трудовой сфере. Начиная с 2020 г. многие показатели состояния мирового рынка труда, в том числе уровня безработицы и уровня оплаты труда, показывают отрицательную динамику. Помимо экономического спада производства, роста социального неравенства и транзакционных издержек, пандемия оказалась фактором, приводящим миллионы людей в состояние морально-психологической подавленности (часто из-за потери работы и доходов) и даже психологической травмы. Многие исследователи даже говорят о ситуации «беспрецедентного социального шока», который невозможно сравнить с предыдущими экономическими рецессиями и кризисами. При этом пагубные последствия экономических трудностей, вызванных COVID-19, заметны практически среди всех слоев населения, чье материальное и эмоциональное состояние ухудшилось. Особую травматичность пандемического влияния ощутили прежде всего работники в наиболее уязвимых сегментах рынка труда, а в гендерном измерении — женщины. Такие негативные тенденции наблюдаются практически во всех странах мира, не исключая Россию. Особенно они оказались заметны в наиболее феминизированной сфере клиентского сервиса. Российскими исследователями отмечается, что больше всего пострадали в период пандемии работники организаций сферы обслуживания и торговли, вынужденных сократить 522 тыс. занятых. И среди пострадавших от последствий пандемии большое число занятых именно на рабочих позициях. Более того, наиболее сильное негативное влияние пандемический кризис оказал на рабочую молодежь, занятую в сфере клиентского сервиса. В мировой экономике в этой сфере до начала пандемии было занято более 40 % молодых работников (178 млн чел.), работавших в четырех наиболее пострадавших от кризиса отраслях: гостиничный бизнес, общественное питание, оптовая и розничная торговля.Тем не менее обострившиеся проблемы (в первую очередь связанные с падением уровня доходов и рисками потери рабочего места) пока не привели к кардинальному изменению моделей трудового поведения и стратегий работников на рынке труда. По крайней мере это справедливо для российских рабочих. Наши эмпирические данные также подтверждают этот тезис, позволяя утверждать, что подавляющее большинство рабочей молодежи по-прежнему придерживаются экономических моделей «терпеливое молчание» и «адаптивное приспособление», реализуя в социально-трудовой сфере стратегию выживания в неблагоприятных условиях рабочей среды и дефицита рабочего времени. Сказанное в полной мере относится к рабочей молодежи, занятой в сфере клиентского сервиса и в особенности в организациях общественного питания.</p> <p>Главная цель исследования <span class="s31">— </span>на основе эмпирических данных описать основные характеристики занятости молодежи нового рабочего класса в организациях общественного питания, выявив наиболее негативные последствия, связанные с продолжающейся пандемией. Объект анализа — молодежь нового рабочего класса, занятая в сфере клиентского сервиса (в организациях общественного питания). Предмет исследования — занятость молодежи нового рабочего класса.</p>2022-06-16T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 Владислав Юрьевич Бочаровhttps://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/spbu12.2022.103Концептуализация политики идентичности и практики ее реализации в России и Армении2022-06-17T12:32:24+03:00Мария Игоревна Заславскаяzaslavm1@gmail.comВадим Николаевич Ракачевmidav.sf@mail.ru<p>Статья посвящена анализу концептуальных оснований политики идентичности, главным субъектом которой в современных условиях выступает национальное государство. Помимо теоретических схем интерпретации понятий «этнос», «нация», «национальная идентичность» и «политика идентичности», в работе также рассмотрены практики реализации политики идентичности в России и Армении. Исследования идентичности в последние десятилетия приобрели особую значимость, однако сам феномен по-прежнему сложно поддается определению и анализу. Актуализация проблематики идентичности обусловлена тем, что данное явление во многом определяет особенности функционирования современных социальных систем и прежде всего государства. Вместе с тем опыт различных государств в вопросах разработки и реализации политики идентичности во многом специфичен. Это наглядно демонстрирует ситуация в Российской Федерации и Республике Армения. Обе страны столкнулись с серьезными внутренними и внешними вызовами, при этом в вопросе реализации политики идентичности обнаруживается ряд общих проблем. И для России, и для Армении актуальными и открытыми остаются вопросы об основаниях идентичности и критериях включения в национальное сообщество. Вместе с тем от понимания возможностей и применения эффективных технологий регулирования политики идентичности, от выявления актуальных приоритетов и векторов развития общества во многом зависит будущее и даже само существование обеих стран как национальных государств в условиях современного глобализирующегося мира. В теоретико-методологическом плане исследование опирается на базовые положения теории идентичности, концепции этничности, нации и национализма. Исследование базируется на междисциплинарном подходе, объединяющем теоретико-методологические принципы социологии, этнологии и политической науки.</p>2022-06-17T01:00:10+03:00Copyright (c) 2022 Мария Игоревна Заславская, Вадим Николаевич Ракачевhttps://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/spbu12.2022.104Музейная социология в контексте социально-исторических перемен2022-06-17T12:32:25+03:00Татьяна Анатольевна Литвинtalitvin@mail.ru<p>Острая необходимость в изучении аудитории музеев в России обычно возникала в периоды качественных реформ в музейной сфере, вскоре после кардинальных социальных перемен. Такими вехами в России стали 1920–1930-е, 1960–1970-е и 1990–2000-е гг. Музейные исследования в указанные моменты истории отличаются наиболее значительными научными результатами. Цель исследования — дать характеристику культурного контекста для объяснения всплесков инициатив по анализу аудитории. Новизна такого подхода состоит в обосновании необходимости проведения социологических исследований в отечественных музеях и указывает один из путей их совершенствования через междисциплинарное сотрудничество социологов, музеологов, историков, искусствоведов и других профильных специалистов. Первые исследователи аудитории в 1920-х гг. привлекали в музей победивший в революции пролетариат для его элементарного просвещения. Таким способом доказывалась необходимость сохранения музея в СССР как типа учреждения. Музейный бум 1960-х гг. подтолкнул государство к более тщательному подсчету результатов работы музейных институций и контролю за ними. В этот период музей стал восприниматься как один из инструментов управления сознанием, средство воспитания советского гражданина. Третий временной отрезок совпал с волной коммерциализации, заставившей музеи вступить в борьбу за свою аудиторию. Последний этап связан с эффективным планированием выставочной и музейно-педагогической деятельности, с продвижением российских музеев в интернете. Проанализированный материал доказывает, что социологические исследования активизируются, когда музеи становятся ареной революционных или коммуникационных экспериментов, а их историю нужно рассматривать в связи с историческим контекстом.</p>2022-06-17T01:56:47+03:00Copyright (c) 2022 Татьяна Анатольевна Литвинhttps://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/spbu12.2022.105Транснациональное онлайн-образование и цифровое неравенство: проблемы педагогического дизайна2022-06-17T12:32:25+03:00Михаил Владимирович Пашковmihailpashkov@yandex.ruВалерия Михайловна Пашковаvaleria.pashkova@vu.edu.auВладимир Андрееевич Старостенкоv.starostenko@spbu.ru<p>О цифровизации образования часто говорится скорее как о катализаторе общественного прогресса, нежели как о явлении, порождающем в обществе цифровые барьеры. В этой связи в статье рассматривается проблема цифрового барьера и то, как она может влиять на качество обучения студентов в формате транснационального онлайнобразования, ставшего особенно востребованным в период пандемии коронавируса. За методологическую основу статьи взята модель «стека цифрового неравенства», с помощью которой показано, как каждый уровень «стека» — физический доступ к информационно-коммуникационным технологиям; цифровые навыки и компетенции; цели и мотивация использования цифровых технологий — может влиять на обучение студентов, особенно когда оно проходит полностью дистанционно с использованием цифровых технологий. Статья расширяет границы существующих исследований в области цифрового неравенства в высшем образовании в следующих трех направлениях: уточняет уровни и аспекты цифрового неравенства и пути его воздействия на опыт онлайн-обучения; обращает внимание на то, как педагогический дизайн может способствовать преодолению сложностей, с которыми студенты сталкиваются вследствие цифрового неравенства, и предлагает практическую модель педагогического дизайна в виде перечня вспомогательных вопросов для выявления и минимизации влияния цифрового неравенства на онлайн-обучение. В статье также представлены некоторые критические замечания в отношении концепции цифрового барьера, которые стоит иметь в виду при разработке и реализации онлайн-программ и курсов. Статья может быть интересна тем образовательным организациям, которые планируют участвовать в транснациональном онлайн-образовании.</p>2022-06-17T10:59:09+03:00Copyright (c) 2022 Михаил Владимирович Пашков, Валерия Михайловна Пашкова, Владимир Андрееевич Старостенкоhttps://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/spbu12.2022.106Формирование инновационной образовательной среды: опыт Социологической школы СПбГУ2022-07-01T13:41:23+03:00Елена Сергеевна Богомягковаe.bogomyagkova@spbu.ru2022-06-17T11:19:44+03:00Copyright (c) 2022 Елена Сергеевна Богомягкова