https://sociologyjournal.spbu.ru/issue/feed Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология 2019-07-11T14:44:57+03:00 Минина Вера Николаевна vestniksoc@spbu.ru Open Journal Systems <p>«Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» — научно-теоретический рецензируемый журнал, публикующий результаты исследований в области теории и методологии социологических исследований, социологии политики и международных отношений, социологии культуры. Основная направленность издания — статьи, основанные на оригинальных результатах, аналитические обзоры, хроника научной жизни университета.</p> https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/5394 Сохранение личности в информационных обществах: применение подхода Ю. Хабермаса 2019-07-11T14:44:55+03:00 Андрей Николаевич Линде anlinde@mail.ru <p>Цель статьи&nbsp;— определить, каким образом в&nbsp;социально-политической мысли Ю. Хабермаса гарантируется защита, сохранение независимой человеческой личности в&nbsp;информационных обществах. Для решения этой проблемы автор стремится определить, что понимается под личностью. Анализируя этот вопрос, автор выделяет среди работ Ю. Хабермаса два различных понимания личности: философско-персоналистическое и&nbsp;общественно-социологическое. При интеграции этих пониманий автор дает оригинальное социально-философское определение личности, в&nbsp;котором личность сохраняет и&nbsp;индивидуалистические, и&nbsp;общественные черты. Особенно подчеркивается, что для утверждения личности и&nbsp;ее развития необходим равноправный субъект-субъектный диалог с&nbsp;Другими. В&nbsp;статье выявляется, что развитие личности прежде всего взаимосвязано с&nbsp;сохранением в&nbsp;обществе культурного, нормативно-ценностного «жизненного мира», в&nbsp;современности нарушаемого механизмами системного технократического регулирования. Принципы этого регулирования обоснованы в&nbsp;системно-функциональном подходе. Определяются преимущества подхода Ю. Хабермаса, способного обеспечить развитие подлинной нормативной сущности личности. Это противоположно системно-функциональному процессу внедрения определяемых влиятельными структурами искусственных «нормативных образцов», манипулятивно конструирующих нормы понимания личности. Для защиты суверенитета личности в&nbsp;обществе утверждается свободный диалог и&nbsp;реформируются соответствующие политические институты. Поэтому развитие личности является изначальной целью модели делиберативной демократии. Сохранение личности в&nbsp;социуме обеспечивается, когда каждый человек&nbsp;способен выразить в&nbsp;диалоге свои самые глубокие смыслы, представления и в&nbsp;общении принять другую личность в&nbsp;ее неповторимости и&nbsp;уникальности.&nbsp;</p> 2019-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/5395 Модели экономического поведения рабочей молодежи 2019-07-11T14:44:55+03:00 Владислав Юрьевич Бочаров vlad.bocharov@gmail.com Татьяна Владимировна Гаврилюк tv_gavrilyuk@mail.ru <p>В статье на основе анализа экономического положения и&nbsp;финансовых практик конструируются три модели экономического поведения рабочей молодежи: «терпеливое молчание», «адаптивное приспособление», «активное действие». Для выделения таких моделей рассматриваются теоретические подходы к&nbsp;понятию «экономическое поведение» и&nbsp;анализируются данные эмпирического исследования, проведенного в&nbsp;2018&nbsp;году на территории Уральского федерального округа. Объектом массового анкетного опроса выступала рабочая молодежь, занятая на промышленных предприятиях и в&nbsp;организациях сервисных услуг, в&nbsp;возрасте от 15&nbsp;до 29&nbsp;лет, проживающая на территории УрФО. Проведенное исследование показало, что подавляющее большинство рабочей молодежи по уровню доходов можно отнести к&nbsp;наименее обеспеченной части населения, чьи доходы не превышают порога бедности (модели «терпеливое молчание» и&nbsp;«адаптивное приспособление»). Существенно улучшить свое материальное положение и&nbsp;повысить доходы, имея в&nbsp;качестве основного и&nbsp;практически единственного ресурса заработную плату по основному месту работы, рабочая молодежь не может. Отсутствие достаточного уровня собственных доходов вынуждает рабочую молодежь обращаться к&nbsp;микрокредитным практикам. Негативные характеристики материального положения наиболее сильно выражены среди женщин, молодежи 15–19&nbsp;лет, работников организаций сферы услуг и&nbsp;жителей сельских районов. Потенциально не более 10 % рабочей молодежи могут быть отнесены к&nbsp;модели «активное действие», что обеспечивает серьезный дефицит молодых активных акторов в&nbsp;экономической сфере нашей страны.&nbsp;</p> 2019-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/5396 Коммуникативные стратегии социальных ботов: модели воздействия на аудиторию 2019-07-11T14:44:56+03:00 Валерия Валентиновна Василькова v.vasilkova@spbu.ru Наталья Игоревна Легостаева n.legostaeva@spbu.ru Владимир Борисович Радушевский v.radushevsky@spbu.ru <p>Статья посвящена анализу такого активно обсуждаемого и&nbsp;неоднозначного феномена, как социальные боты, которые привлекают внимание исследователей как в&nbsp;силу огромных перспектив их использования в&nbsp;самых разных сферах, так и в&nbsp;силу растущих возможностей их манипулятивного воздействия. Авторы реализовали следующие цели и&nbsp;задачи: 1)&nbsp;были проанализированы наиболее распространенные подходы к&nbsp;типологии ботнетов; 2)&nbsp;обоснован новый подход к&nbsp;типологии ботов, связанный с&nbsp;особенностями их воздействия на потенциальную аудиторию в&nbsp;рамках определенной коммуникативной стратегии; 3)&nbsp;разработаны параметры, позволяющие описать различные модели воздействия на аудиторию; 4)&nbsp;верифицирована авторская гипотеза на примере анализа двух кейсов&nbsp;— ботнетов, функционирующих в&nbsp;социальной сети «ВКонтакте», которые были выявлены при помощи авторской методики детектирования ботов. В&nbsp;качестве параметров воздействия на потенциальную аудиторию предлагается рассматривать следующие: 1)&nbsp;количество технологических аккаунтов в&nbsp;бот-сети; 2)&nbsp;интенсивность публикационной активности. В&nbsp;зависимости от соотношения данных параметров можно говорить о&nbsp;наличии экстенсивной или интенсивной модели воздействия на потенциальную аудиторию и&nbsp;различиях в&nbsp;осуществлении аттрактивной функции. Один из&nbsp;рассматриваемых ботнетов демонстрирует наличие экстенсивной модели воздействия на аудиторию, другой&nbsp;— наличие интенсивной модели. Авторы предполагают, что выбор одной из&nbsp;двух моделей воздействия на аудиторию может быть обусловлен тематической направленностью ботнета, предполагающей различные типы потенциальной аудитории. В&nbsp;качестве перспектив исследования предлагается введение и&nbsp;анализ ряда дополнительных параметров при изучении коммуникативных стратегий ботнетов.</p> 2019-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/5397 Аутентичность кварталов Стамбула: локальные сообщества и дизайн пространства 2019-07-11T14:44:56+03:00 Андрей Павлович Артеменко prof.artemenko@mail.ru Эда Юнлю Юджесои edayucesoy@sehir.edu.tr <p>Предметом исследования является урбанистическое пространство исторических районов современного мегаполиса. Это пространство представлено как контингентное, топологическое образование, которое формирует коллективные идентичности и&nbsp;модели социального поведения. Авторы исследуют механизм визуализации социальных практик сообщества исторических районов Стамбула (Эдикуле, Султан Селим Явуз, Балат и&nbsp;Дервиш Али). Авторы доказывают, что дизайн пространства отражает процесс конвертации нетрадиционных социокультурных практик в&nbsp;общей социальной среде города. Аутентичность города представлена как результат осознания различия повседневных традиций локальных сообществ. Использование междисциплинарного подхода в&nbsp;исследовании позволило выявить маркеры культурных и&nbsp;социальных практик населения исторических районов Стамбула, а&nbsp;также провести сравнительный анализ городской культуры традиционных обитателей и&nbsp;мигрантов. Сочетание исторического, социологического и&nbsp;культурологического подходов помогло проанализировать процессы образования культурных норм и&nbsp;ценностей, сформированных различными группами мигрантов. В&nbsp;статье излагается авторский взгляд на историю формирования представления об аутентичности районов Стамбула. Авторами описана региональная специфика визуальных практик и&nbsp;специфика формирования социального поведения горожан. Продемонстрировано влияние региональных мигрантов на организацию физического и&nbsp;социального пространства районов. Визуальные практики&nbsp;— это одновременно форма адаптации мигрантов и&nbsp;конвертации практик в&nbsp;среде города. Определены визуальные маркеры исторических эпох и&nbsp;культурных влияний на формирование современного городского пространства Стамбула. Проведена визуальная идентификация объектов, которые отражают социальные практики и&nbsp;соответствующие им визуальные изменения городского пространства разных периодов.</p> 2019-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/5398 Парадоксы дисциплинарной матрицы Роберта Крейга 2019-07-11T14:44:56+03:00 Надежда Васильевна Казаринова nvkazarinova@mail.ru <p>В статье рассматривается методологическое и&nbsp;методическое значение статьи американского исследователя Роберта Т. Крейга «Теория коммуникации как область знания», опубликованной 20&nbsp;лет назад в&nbsp;американском журнале Communication Theory и&nbsp;15&nbsp;лет назад в&nbsp;российском издании на русском языке. Описываются ключевые принципы, предложенные Р. Крейгом в&nbsp;качестве ресурсов реконструирования теории коммуникации как практической дисциплины, открывающие возможность диалога между практическим и&nbsp;теоретическим метадискурсами, а&nbsp;также процедуры проблематизации и&nbsp;концептуализации повседневных коммуникативных практик. Оценивается востребованность идей Р. Крейга в&nbsp;российском университетском сообществе для решения педагогических и&nbsp;исследовательских задач. На основании анализа публикаций российских авторов делается заключение, что в&nbsp;отечественной педагогической и&nbsp;академической среде идеи и&nbsp;методические предложения Р. Крейга не стали резонансными, но скорее были банализированы как методически, так и&nbsp;концептуально. Выявляются возможные коммуникативные парадоксы при использовании дисциплинарной матрицы Р. Крейга. Содержание последних определено следующим образом: 1)&nbsp;последовательное использование диалогически-диалектической модели снижает эмоциональную вовлеченность и&nbsp;заинтересованность в&nbsp;ней; 2)&nbsp;чем понятнее непрофессионалу, что такое коммуникация, тем меньше он доверяет академическому дискурсу о&nbsp;коммуникации; 3)&nbsp;чем яснее репрезентирована тема доверия как коммуникационная задача в&nbsp;межгрупповой коммуникации, тем категоричнее предъявляются требования к&nbsp;разработке процедур доверия, то есть усиливается недоверие. Следствием названных парадоксов становится снижение мотивационной влиятельности дисциплинарной матрицы Р. Крейга в&nbsp;учебной и&nbsp;академической среде, а&nbsp;также актуализация проблемы доверия специалистам в&nbsp;области социальной коммуникации и&nbsp;усиление межгрупповых психологических защит при решении социально значимых задач.&nbsp;</p> 2019-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/5399 Анализ медиарекламного рынка в контексте теории капиталов Пьера Бурдье 2019-07-11T14:44:57+03:00 Мария Сергеевна Терещенко tereschenkom@bsu.by <p>В данной статье в&nbsp;терминах Пьера Бурдье представлен медиарекламный рынок, его основные субъекты, их взаимодействие и&nbsp;роль в&nbsp;этом взаимодействии информации. Медиарекламный рынок описывается как поле, на котором действуют рекламодатели, медийные баинговые и&nbsp;селлинговые агентства, а&nbsp;также средства массовой информации (СМИ). Рассматривается процесс принятия решений на этом рынке, а&nbsp;также виды и&nbsp;роль циркулирующей на нем информации. Для успешности на этом рынке важное для субъекта значение имеет также располагаемый объем человеческого и&nbsp;социального капитала в&nbsp;виде опыта и&nbsp;квалификации сотрудников, наличия навыков и&nbsp;репутации, необходимых для успешного ведения переговоров. Отдельное место в&nbsp;этом ряду занимают данные исследований аудиторий&nbsp;— рейтинги, охваты, доли и&nbsp;др. В&nbsp;работе также констатируется исключительная важность медиаизмерений в&nbsp;процессах конвертации и&nbsp;обмена культурного и&nbsp;экономического капиталов. В&nbsp;частности, рассматриваются такие уровни участия информации в&nbsp;данных процессах, как отсутствие влияния данных на рынок; косвенное влияние данных на рынок через спрос; прямая конвертация капиталов через рейтинги; конвертация капиталов через различные целевые действия аудитории. Доступные на конкретном рынке виды конвертации зависят от уровня развития исследований аудиторий на данном рынке. Таким образом, информация становится одним из&nbsp;основных ресурсов медиарекламного рынка. Проведенный в&nbsp;статье анализ показал, что информационный капитал, получаемый в&nbsp;результате медиаизмерений, следует рассматривать как специфический индустриальный капитал, циркулирующий на медиарекламном рынке СМИ.</p> 2019-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/5400 Развитие человеческого капитала и экономический рост. Итоги III Санкт-Петербургского международного форума труда 2019-07-11T14:44:57+03:00 Вера Николаевна Минина v.minina@spbu.ru 2019-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/5401 Карьерные траектории молодежи. Итоги III Санкт-Петербургского молодежного форума труда 2019-07-11T14:44:57+03:00 Ольга Александровна Никифорова nikifolga@gmail.com Елена Сергеевна Соколова soko1ova-elena@yandex.ru 2019-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement##