Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология https://sociologyjournal.spbu.ru/ <p>«Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» — научно-теоретический рецензируемый журнал, публикующий результаты исследований в области теории и методологии социологических исследований, социологии политики и международных отношений, социологии культуры. Основная направленность издания — статьи, основанные на оригинальных результатах, аналитические обзоры.</p> ru-RU <p>Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.</p> vestniksoc@spbu.ru (Дудина Виктория Ивановна) vestniksoc@spbu.ru (Николаенко Георгий Александрович) Чт, 19 окт 2023 00:11:14 +0300 OJS 3.1.2.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Социология визуального: зрение, взгляд, изображение в цифровую эпоху https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17083 <p>&nbsp; &nbsp;</p> Ольга Вячеславовна Сергеева Copyright (c) 2023 Санкт-Петербургский государственный университет https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17083 Ср, 18 окт 2023 19:02:13 +0300 Роль визуальных онлайн-образов в повседневности пожилых людей https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17084 <p>Статья посвящена анализу особенностей коммуникации пожилых людей через фотографии и&nbsp; визуальный контент в&nbsp; социальных сетях. Основываясь на «объект-центричном» подходе, предложенном Б.Латуром, автор анализирует механизмы коммуникации пожилых людей через воспоминания в&nbsp; визуальных образах в&nbsp; социальных сетях, а&nbsp; также механизмы преодоления одиночества пожилыми людьми. Эмпирической базой исследования выступают биографические интервью с пожилыми людьми из Санкт-Петербурга и Ленинградской области (N=30), в рамках которых они рассказывали о&nbsp; своем опыте и&nbsp; смыслах визуальных образов и&nbsp; фотографий, через которые происходит общение и&nbsp; взаимодействие с&nbsp; другими пользователями социальной сети и которые позволяли пожилым людям минимизировать состояние одиночества. Также в исследовании использовался метод цифровой этнографии, в ходе которого была рассмотрена коммуникация пожилых людей и&nbsp; содержание визуального контента, всего была проанализирована 1 тыс. фотографий и постов. В исследовании выявлено, что визуальные образы пожилых людей в социальных сетях конструируют единое целое, необходимое для индивидуализации «я» пожилого человека. Визуальные образы могут использоваться пожилыми людьми как средство достижения общности, а могут выступать механизмом самозащиты и необходимой точкой опоры, когда с помощью подобных образов люди стремятся минимизировать и купировать негативные последствия одиночества. Также именно коммуникация, происходящая через визуальные образы в социальных сетях, способствует расширению круга общения пожилых. В результате визуальные образы, демонстрируемые в&nbsp; социальных сетях, становятся акторами, которые выступают посредниками и через которые выстраивается коммуникация пожилых людей с другими участниками онлайн-сообществ. Данная статья, выполненная в оптике ANT, способствует расширению исследовательских возможностей рассмотрения не только акторов материальных предметов, но&nbsp; и&nbsp; визуальных акторов, которые репрезентируют особенности повседневной жизни различных социальных групп.</p> Константин Александрович Галкин Copyright (c) 2023 Санкт-Петербургский государственный университет https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17084 Ср, 18 окт 2023 20:11:36 +0300 Сентиментальный визуальный контент новой нормальности: как цифровые котики одомашнивают кризисы https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17085 <p>Автор обращается к социокультурным трансформациям интернет-среды, которые повлияли на развитие сентиментального контента «про котиков» с его функциями, особенно значимыми в условиях кризисных явлений. Культурные истоки сентиментального контента автор связывает с пересечением «старого» интернета с его анонимностью, контркультурностью, авангардностью и&nbsp; минимализмом обратной связи и&nbsp; «нового» интернета, характеризующегося построением многоканальных систем коммуникации и стремлением к тотальной визуализации информационных сообщений. Интернет-мемы с котиками (далее — котоконтент) представляют собой, по мнению автора, функциональный инструмент социальной реакции на общественные кризисы, эволюциячего вписана в&nbsp; общий контекст «реформации» интернета. Пандемия COVID-19&nbsp; наложилась на каскад социальных кризисов, утвердивших понимание новой нормальности как перманентной социальной ситуации, в которой посткризисная стабилизация принципиально не предполагает возвращения к&nbsp; докризисным состояниям. Эти условия меняют адаптивные стратегии пользователей: начинается дрейф от стратегии мобилизации ресурсов, которые быстро исчерпываются в условиях каскада, к стратегии изменения отношения к кризисам и к собственным ограниченным возможностям. Автор выявляет роль котоконтента как перекрестка, на котором встречаются ключевые установки старого и нового интернета, а именно культура троллинга и культура отмены. Сентиментальность контента рассматривается как форма снижения регистра распределенной социальной рефлексии, предполагающей новые способы позиционирования социального взгляда, синтезирующего черты цифрового котика и массового пользователя социальных сетей. Выявлены две ключевые функции котоконтента&nbsp; — <br>поддержание несложных социальных интеракций, обеспечивающих положительный совместный социальный опыт, и рефлексивная детализация отклика на медиаповестку в условиях беспрецедентного массового усиления медиаприсутствия. Автор приходит к выводу, что мемы с котиками центрируют стиль жизни массового пользователя в домашней среде. Включение в нее кризисной повестки равнозначно новому способу масштабирования социальных макропроблем, с которым индивидуальный пользователь принципиально неспособен справиться. Благодаря контенту про котиков кризис переводится в регистр хаотизации домашнего уклада, с чем пользователь может справиться привычными способами. В&nbsp;итоге цифровые котики помогают пользователю одомашнить и&nbsp;«приручить» социальный кризис.</p> София Владимировна Тихонова Copyright (c) 2023 Санкт-Петербургский государственный университет https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17085 Ср, 18 окт 2023 20:58:32 +0300 От иконографии к социологии: рисунки юных москвичей 1917–1918 гг. https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17086 <p>Статья демонстрирует возможности социологического анализа детских рисунков. Авторы анализируют рисунки, сделанные московскими школьниками во время революции и начала Гражданской войны в России 1917–1918 гг. Используя иконографию в качестве метода исследования, авторы анализируют образы политических персонажей, представленных в детских рисунках. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе содержания рисунков установить, начался ли процесс политической социализации младших школьников и повлияли ли источники визуальной пропаганды того времени на формирование политического сознания детей. Анализировались образы большевиков в сравнении с репрезентациями кадетов, эсеров, меньшевиков и других политических групп. Выяснилось, что дети осознанно отличали большевиков от других политических персонажей: об этом говорят четыре специфических иконографических признака, <br>которыми юные художники наделяли представителей этой партии. В&nbsp; результате анализа было обнаружено, что некоторые дети сформировали свое собственное отношение к большевикам уже в младшем школьном возрасте (от 7 до 11 лет). В ряде рисунков представители этой партии предстают как «чужие», наделяются комплексом негативных черт, означающих низкий культурный уровень, негативно маркированную бедность, агрессию и&nbsp; нездоровые привычки. Также в&nbsp; исследовании делается вывод о том, что политическая социализация младших школьников в России в 1917–1918 гг. шла под значительным влиянием визуальной пропаганды. Анализ рисунков позволяет утверждать, что карикатуры, опубликованные в сатирических журналах и на открытках, оказывали непосредственное влияние на политические впечатления детей.</p> Екатерина Александровна Орех, Ольга Юрьевна Бойцова Copyright (c) 2023 Санкт-Петербургский государственный университет https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17086 Ср, 18 окт 2023 21:32:33 +0300 Цифровой образ тела пользователей устройств для селф-трекинга https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17087 <p>В статье представлены результаты эмпирического исследования, реализованного в&nbsp; комбинированной стратегии в&nbsp; 2020–2021&nbsp; гг. и&nbsp; направленного на изучение цифровых практик заботы жителей мегаполиса о&nbsp; своем здоровье. Одним из&nbsp; предметов интереса выступил цифровой селф-трекинг, а&nbsp; именно способы взаимодействия пользователей с&nbsp; информацией о&nbsp; состоянии организма, поставляемой персональными устройствами, и конструирование в результате этого процесса образа тела. Анализ полученных данных позволил сформулировать ряд выводов. Так, для значительной части активных пользователей цифровых девайсов генерируемый визуальный контент, показывающий на экране квантифицированный образ тела, представляет существенный интерес. Возникают эффект доступа к «настоящему» телу и риски разрыва между личными ощущениями и цифровыми данными. В пользу цифровой информации выдвигаются следующие аргументы: 1) гаджет способен фиксировать показатели, недоступные на уровне телесных ощущений; 2)&nbsp; он генерирует контент способами, выходящими за пределы возможностей отдельного человека. При возникновении существенных рассогласований между цифровыми данными и субъективным опытом, как правило, речь идет не об их противопоставлении, а о работе по координации и&nbsp; «сглаживанию» информации, получаемой из&nbsp; различных источников. Визуализация данных формирует у&nbsp; владельцев цифровых устройств представление об их физическом состоянии и о прогрессе в достижении поставленных целей. В некоторых случаях цифровой образ тела становится поводом для коммуникации в&nbsp; социальных сетях и&nbsp; способом самопрезентации. Для тех, кто активно практикует цифровой селфтрекинг, образ тела оказывается неполным без наглядной информации, визуализирующей жизненные процессы. Более того, для проживания и переживания телесности опыт ви́дения оказывается сегодня принципиально значимым. </p> Елена Сергеевна Богомягкова Copyright (c) 2023 Санкт-Петербургский государственный университет https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17087 Ср, 18 окт 2023 22:11:06 +0300 Бедность в Якутской Арктике — опыт социологического исследования https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17088 <p>Статья посвящена одной из главных тем социологии и экономики — бедности и проблемам ее измерения. Актуальность темы определяется тем, что в каждый новый этап развития социума меняются наборы потребительских благ, пороги потребления населения, посему требуются адекватные критерии анализа бедности. В статье рассматривается эволюция взглядов на бедность отечественных и&nbsp; зарубежных ученых, акцентирующих внимание на новых факторах доходной стратификации: территориальном факторе, факторе социальной включенности, пространственной конфигурации неравенства. На эмпирическом уровне анализируются результаты мониторинга, который проводился несколько лет в 13 арктических районах Республики Саха (Якутия). Цель данного исследования&nbsp;— на основе результатов проекта «Человек в&nbsp;Арктике» (проводимом Центром стратегических исследований при главе Республики Саха (Якутия)) <br>и ряда исследований, проводимых в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова, представить портрет бедного человека в&nbsp; Арктике (Республике Саха (Якутия)) и изучить детерминанты и корреляты бедности на микроуровне. Соответственно, объектом исследования является регион Арктической зоны России, в частности 13 районов, входящих в состав Республики Саха (Якутия). Предмет исследования — профиль бедного человека в Арктике, основные характеристики социального неравенства в&nbsp; Арктической зоне Республики Саха (Якутия). На основе анализа статистических данных, результатов проведенных социологических исследований и математико-статистического анализа первичных данных был составлен в обобщенном, укрупненном виде портрет бедного человека в&nbsp;Арктике. Восприятие собственного положения населения арктических регионов, самоидентификация жителей является одним из&nbsp;важных аспектов измерения бедности.</p> Ирина Ивановна Подойницына, Татьяна Поликарповна Егорова Copyright (c) 2023 Санкт-Петербургский государственный университет https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17088 Ср, 18 окт 2023 23:09:59 +0300 Город и его жители: движение навстречу https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17091 <p>В статье анализируются миграционные настроения жителей крупного города с населением более 1 млн чел., оценивается влияние различных факторов городской среды как на общую удовлетворенность жизнью в городе, так и на желание сменить его на другое место проживания. Опрос жителей городского округа Самара проводился в онлайнформате заполнением анкеты, созданной в Google-форме и размещенной на сайте администрации города. Всего было опрошено 1500&nbsp; респондентов по квотной выборке (квотируемые признаки — пол и возраст). Ошибка выборки составила 3%. Выявлено, что существенный вклад в общую удовлетворенность жизнью в городе вносят такие параметры городской среды, как безопасность, озеленение, работа культурно-досуговых учреждений, качество и количество товаров в магазинах города. Наиболее сильные взаимосвязи с желанием уехать из Самары или остаться выявлены у переменных «качество работы школ», «безопасность города», «качество работы учреждений дополнительного образования», «качество и количество товаров» и «вывоз мусора». Среди социально-демографических групп наибольшим желанием покинуть город отличается молодежь (49,6%), а также и самая высокодоходная группа респондентов, что обусловлено их желанием повысить качество своей жизни, и&nbsp; самая низкодоходная, стремящаяся к перемене места с целью решения своих экономических проблем. Среди групп по социальному статусу наибольшая доля желающих уехать из города выявлена среди предпринимателей, самозанятых и руководителей организаций. Делается вывод о том, что для потенциальных мигрантов Самары важно не столько избавиться от существующих проблем, сколько расширить свои возможности для улучшения качества жизни.</p> Наталья Владимировна Авдошина, Юлия Владимировна Васькина Copyright (c) 2023 Санкт-Петербургский государственный университет https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17091 Ср, 18 окт 2023 23:44:31 +0300 Международная научно-практическая конференция «Толерантность и интолерантность в современном обществе: Новые реалии» https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17093 Ирина Леонидовна Первова Copyright (c) 2023 Санкт-Петербургский государственный университет https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17093 Ср, 18 окт 2023 23:53:27 +0300