Музейная социология в контексте социально-исторических перемен
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.104Аннотация
Острая необходимость в изучении аудитории музеев в России обычно возникала в периоды качественных реформ в музейной сфере, вскоре после кардинальных социальных перемен. Такими вехами в России стали 1920–1930-е, 1960–1970-е и 1990–2000-е гг. Музейные исследования в указанные моменты истории отличаются наиболее значительными научными результатами. Цель исследования — дать характеристику культурного контекста для объяснения всплесков инициатив по анализу аудитории. Новизна такого подхода состоит в обосновании необходимости проведения социологических исследований в отечественных музеях и указывает один из путей их совершенствования через междисциплинарное сотрудничество социологов, музеологов, историков, искусствоведов и других профильных специалистов. Первые исследователи аудитории в 1920-х гг. привлекали в музей победивший в революции пролетариат для его элементарного просвещения. Таким способом доказывалась необходимость сохранения музея в СССР как типа учреждения. Музейный бум 1960-х гг. подтолкнул государство к более тщательному подсчету результатов работы музейных институций и контролю за ними. В этот период музей стал восприниматься как один из инструментов управления сознанием, средство воспитания советского гражданина. Третий временной отрезок совпал с волной коммерциализации, заставившей музеи вступить в борьбу за свою аудиторию. Последний этап связан с эффективным планированием выставочной и музейно-педагогической деятельности, с продвижением российских музеев в интернете. Проанализированный материал доказывает, что социологические исследования активизируются, когда музеи становятся ареной революционных или коммуникационных экспериментов, а их историю нужно рассматривать в связи с историческим контекстом.
Ключевые слова:
музейная социология, Россия, XX в., междисциплинарность, социальные перемены
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.