ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТЫДА: РОЛЬ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ДЕТСКОГО ОПЫТА

Авторы

  • Ольга Николаевна Боголюбова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Елена Владимировна Киселева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Существует класс эмоций, имеющих особенно тесные отношения с чувством собственного «я» индивида. В научной литературе этот класс эмоций получил название «эмоции самосознавания». Сегодня из всех эмоций самосознавания стыд чаще всего привлекает внимание исследователей. Стыд зарождается в контексте ранних отношений и опирается на сложную способность человека осознавать то, как он «существует» для других людей. Стыд выполняет адаптивную функцию, способствуя развитию нормативного поведения и поддержанию системы социальных взаимодействий, и в то же время является болезненно переживаемой эмоцией и может способствовать развитию психологических проблем. Современные исследования в области клинической психологии говорят о том, что стыд часто является частью клинической картины психологических расстройств, а люди, склонные испытывать стыд, более уязвимы к развитию психопатологической симптоматики. В данной статье рассматривается связь между неблагоприятным детским опытом, субъективными характеристиками переживания стыда и стресс-реактивностью в ответ на стимул, связанный со стыдом, в экспериментальной ситуации. Библиогр. 20 назв. Ил. 1. Табл. 3.

Ключевые слова:

стыд, эмоции самосознавания, неблагоприятный детский опыт, психологическое насилие, ЧСС

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Matos M., Pinto-Gouveia J., Gilbert P. The effect of shame and shame memories on paranoid ideation and social anxiety // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2013. N 20. P. 334–349.

Tracy J. L., Robins R. W. Self-conscious emotions: where self and emotions meet // The Self in Social Psychology: Frontiers of Social Psychology Series / eds C. Sedikides, S. Spence. New York: Psychology Press, 2007. P. 187–209.

Tracy J. L., Tangney J. P. Self-Conscious Emotions // The Self-Conscious Emotions: Theory and Research / eds J. L. Tracy, R. W. Robins, J. P. Tangney. New York: Guilford Press. 2007. P. 446–462.

Tangney J. P., Dearing R. L. Shame and Guilt. New York: Guilford, 2002. 272 p.

Matos M., Pinto-Gouveia J. Shame as a traumatic memory // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2010. Vol. 17. P. 299–312.

Gilbert P. The relationship of shame, social anxiety and depression: the role of the evaluation of social rank // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2000. Vol. 1. P. 174–189.

Allan S., Gilbert P. Submissive behavior and psychopathology // British Journal of Clinical Psychology. 1997. Vol. 36. P. 467–488.

Andrews B., Qian M., Valentine J. D. Predicting depressive symptoms with a new measure of shame: the Experience of Shame Scale // British Journal of Clinical Psychology. 2002. Vol. 41 (1). P. 29–42.

Thompson R., Berenbaum H. Shame reactions to everyday dilemmas are associated with depressive disorder // Cognitive Therapy and Research. 2006. Vol. 30. P. 415–425.

Tangney J., Burggraf S., Wagner P. Shame-proneness, guilt-proneness and psychopathological symptoms // Self-conscious Emotions: the Psychology of Shame, guilt, embarrassment and pride / eds J. Tangney, K. Fischer. New York: Guilford, 1995. P. 343–368.

Dearing R. L., Tangney J. P. Shame in the therapy hour. Washington DC, US: American Psychological Association, 2011. 428 p.

Budden A. The role of shame in posttraumatic stress disorder: a proposal for a socio-emotional model for DSM-V // Social Science and Medicine. 2009. Vol. 69. P. 1032–1039.

Van der Kolk B. The neurobiology of childhood trauma and abuse // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2003. Vol. 12. P. 293–317.

Schore A. Early shame experiences and infant brain development // Shame: interpersonal behavior, psychopathology and culture / eds P. Gilbert, B. Andrews. New York: Oxford University Press, 1998. P. 57–77.

Тарабрина Н. В., Агарков В. А., Быховец Ю. В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. М.: Cogito-Центр, 2007. 208 с.

Relationship of childhood abuse and household dysfunction to many of the leading causes of death in adults. The Adverse Childhood Experiences (ACE) Study / Felitti V. J., Anda R. F., Nordenberg D., Williamson D. F., Spitz A. M., Edwards V., Koss M. P., Marks J. S. // American Journal of Preventive Medicine. 1998. May; Vol. 14 (4). P. 245–258.

The Association Between Adverse Childhood Experiences and Adolescent Pregnancy, Long-Term Psychosocial Consequences, and Fetal Death / Hillis S. D., Anda R. F., Dube S. R., Felitti V. J., Marchbanks P. A., Marks J. S. // Pediatrics. 2004. Vol. 113, N 2. P. 320–327.

The effect of talking about psychological trauma with a significant other on heart rate reactivity in individuals with posttraumatic stress disorder / Nachar N., Lavoie M. E., Marchand A., O’Connor K. P., Guay S. // Psychiatry Research. 2014. Vol. 219. P. 171–176.

Боголюбова О. Н., Киселева Е. В. Переживание стыда: качественный анализ нарративов // Вестн. С-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2015. № 1. С. 38–52.

Bogolyubova O., Skochilov R., Smykalo L. Childhood Victimization Experiences of Young adults in St. Petersburg, Russia // Journal of Interpersonal Violence. 2015. Vol. 30 (7). P. 1–15.

Загрузки

Опубликован

15.06.2015

Как цитировать

Боголюбова, О. Н., & Киселева, Е. В. (2015). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТЫДА: РОЛЬ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ДЕТСКОГО ОПЫТА. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (2), 30–44. извлечено от https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/1535

Выпуск

Раздел

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ