Технологии воздействия на аудиторию в современном медиапространстве
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.207Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей воздействия СМИ на массовую аудиторию в ситуации интенсивного развития социальных, информационных, когнитивных технологий и их взаимного влияния друг на друга. В данном процессе применяются определенные техники производства, обработки и распространения информации в медиапространстве, которые описываются посредством таких теоретических конструктов, как импринтинг, прайминг, сторителлинг, фрейминг и дизайнинг. Они включают в себя определенный набор манипулятивных приемов как средств управления процессами коммуникации в современном информационном обществе в контексте разработок социальной инженерии. При этом наряду с мультимедийными системами все более активно начинают использоваться и преаттентивные, которые представляют собой эргономичные информационные системы, созданные в стиле коммуникационного экодизайна. Они функционально ориентированы на процесс принятия решений пользователем практически на подсознательном уровне за счет фокусировки его внимания на необходимой информации в наиболее подходящем месте и времени. Целью статьи является выявление когнитивных и перцептивных особенностей медиавлияния на массовую аудиторию, а ее задачами — формулировка основных положений теоретических и научно-практических разработок социальной инженерии как особой отрасли знания, выявление особенностей преаттентивных технологий, используемых в современных СМИ и экспликация содержания понятий импринтинга, прайминга, сторителлинга, фрейминга, дизайнинга как основных техник медиавоздействия. Научная новизна данной статьи заключается в демонстрации особенностей применения журналистами, маркетологами, политиками и дизайнерами современных информационных технологий как техник социального управления с точки зрения их психологической эффективности. На основе концептуального и сравнительного анализа научных публикаций, посвященных данной тематике, делаются выводы о том, что преаттентивные аспекты когнитивных процессов восприятия и понимания информации массовой аудиторией сегодня становятся главным инструментом выстраивания эффективной работы СМИ. В сложившейся ситуации массмедиа активно используют возможности мультимедиатехнологий для применения основных принципов коммуникационного экодизайна в процессе создания информационного продукта.
Ключевые слова:
воздействие СМИ, социальная инженерия, информационные и когнитивные технологии, импринтинг, прайминг, сторителлинг, фрейминг, дизайнинг
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.