Технологии воздействия на аудиторию в современном медиапространстве

Авторы

  • Александр Янисович Сарна Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, 220030, Минск, пр. Независимости, 4 https://orcid.org/0000-0001-5701-7573

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.207

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей воздействия СМИ на массовую аудиторию в ситуации интенсивного развития социальных, информационных, когнитивных технологий и их взаимного влияния друг на друга. В данном процессе применяются определенные техники производства, обработки и распространения информации в медиапространстве, которые описываются посредством таких теоретических конструктов, как импринтинг, прайминг, сторителлинг, фрейминг и дизайнинг. Они включают в себя определенный набор манипулятивных приемов как средств управления процессами коммуникации в современном информационном обществе в контексте разработок социальной инженерии. При этом наряду с мультимедийными системами все более активно начинают использоваться и преаттентивные, которые представляют собой эргономичные информационные системы, созданные в стиле коммуникационного экодизайна. Они функционально ориентированы на процесс принятия решений пользователем практически на подсознательном уровне за счет фокусировки его внимания на необходимой информации в наиболее подходящем месте и времени. Целью статьи является выявление когнитивных и перцептивных особенностей медиавлияния на массовую аудиторию, а ее задачами — формулировка основных положений теоретических и научно-практических разработок социальной инженерии как особой отрасли знания, выявление особенностей преаттентивных технологий, используемых в современных СМИ и экспликация содержания понятий импринтинга, прайминга, сторителлинга, фрейминга, дизайнинга как основных техник медиавоздействия. Научная новизна данной статьи заключается в демонстрации особенностей применения журналистами, маркетологами, политиками и дизайнерами современных информационных технологий как техник социального управления с точки зрения их психологической эффективности. На основе концептуального и сравнительного анализа научных публикаций, посвященных данной тематике, делаются выводы о том, что преаттентивные аспекты когнитивных процессов восприятия и понимания информации массовой аудиторией сегодня становятся главным инструментом выстраивания эффективной работы СМИ. В сложившейся ситуации массмедиа активно используют возможности мультимедиатехнологий для применения основных принципов коммуникационного экодизайна в процессе создания информационного продукта.

Ключевые слова:

воздействие СМИ, социальная инженерия, информационные и когнитивные технологии, импринтинг, прайминг, сторителлинг, фрейминг, дизайнинг

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Этюды по социальной инженерии: от утопии к организации / отв. ред. В. М. Розин. М.: ЛИБРОКОМ, 2013.

Goldhaber M. H. Principles of the new economy // Michael H. Goldhaber’s Site. 1996. URL: https://people.well.com/user/mgoldh/principles.html (дата обращения: 14.01.2020).

Почепцов Г. Это не информационная экономика, а экономика внимания // Psyfactor.org. 2017. URL: https://psyfactor.org/lib/ekonomika-vnimaniya.html (дата обращения: 14.01.2020).

Роуз Д. Будущее вещей: Как сказка и фантастика становятся реальностью. М.: Альпина нон-фикшн, 2015.

Лидвелл У., Холден К., Батлер Д. Универсальные принципы дизайна. СПб.: Питер, 2012.

Sparks G. Media Effects Research: A Basic Overview. Boston, MA: Cengage Learning, 2015.

Bryant J., Oliver M. B., Raney A. Media Effects: Advances in Theory and Research. New York: Routledge, 2019.

Bryant J., Finklea B. W., Thompson S. Fundamentals of Media Effects: Second Edition. Long Grove, IL: Waveland Press, 2012.

Lambe J., Perse E. Media Effects and Society. New York: Routledge, 2016.

Information Resources Management Association. Media Influence: Breakthroughs in Research and Practice. Hershey, PA: IGI Global, 2017.

Ruddock A. Digital Media Influence: A Cultivation Approach. Los Angeles; London: SAGE, 2020.

Mass Media Effects Research: Advances Through Meta-analysis. Ed. by R. W. Preiss, B. M. Gayle, N. Burrell, J. Bryant, M. Allen, J. Bryant. New York, London: Routledge, 2007.

Potter W. J. Media Effects. Los Angeles; London: SAGE, 2012.

Cooper C. A. Violence in the Media and Its Influence on Criminal Defense. Jefferson, NC: McFarland, 2007.

Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180–186.

Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямc, 2004.

Фаликман М. В., Койфман А. Я. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания // Вестник Московского государственного ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. № 3. С. 86–97.

Пономарев Н. Ф. Коммуникационный менеджмент власти. Институциональные теории и дискурсивные практики. М.: Флинта, Наука, 2016.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.


References

Studies in social engineering: from utopia to organization, ed. by V. M. Rozin. Moscow, LIBROKOM Publ., 2013. (In Russian)

Goldhaber M. H. Principles of the new economy. Available at: https://people.well.com/user/mgoldh/principles.html (accessed: 30.10.2019).

Pocheptsov G. This is not an information economy, but an economy of attention. Available at: https://psyfactor.org/lib/ekonomika-vnimaniya.html (accessed: 14.01.2020). (In Russian)

Rose D. Enchanted Objects. Design, Human Desire and the Internet of Things. New York, London, Toronto, Sydney, New Dehli, Scribner, 2014. (In Russian)

Lidwell W., Holden K., Butler J. Universal principles of design. Gloucester, MA, Rockport Publishers, 2003. (In Russian)

Sparks G. Media Effects Research: A Basic Overview. Boston, MA, Cengage Learning, 2015.

Bryant J., Oliver M. B., Raney A. Media Effects: Advances in Theory and Research. New York, Routledge, 2019.

Bryant J., Finklea B. W., Thompson S. Fundamentals of Media Effects. Long Grove, IL, Waveland Press, 2012.

Lambe J., Perse E. Media Effects and Society. New York, Routledge, 2016.

Information Resources Management Association. Media Influence: Breakthroughs in Research and Practice. Hershey, PA, IGI Global, 2017.

Ruddock A. Digital Media Influence: A Cultivation Approach. Los Angeles; London, SAGE, 2020.

Mass Media Effects Research: Advances Through Meta-analysis, ed. by R. W. Preiss, B. M. Gayle, N. Burrell, J. Bryant, M. Allen, J. Bryant. New York, London, Routledge, 2007.

Potter W. J. Media Effects. Los Angeles; London, SAGE, 2012.

Cooper C. A. Violence in the Media and Its Influence on Criminal Defense. Jefferson, NC, McFarland, 2017.

Sorokin Iu. A., Tarasov E. F. Creolized texts and their communicative function, Optimizing the impact of speech. Moscow, Nauka Publ., 1990, pp. 180–186. (In Russian)

Bryant J., Thompson S. Fundamentals of Media Effects. New York, McGraw-Hill, 2002. (In Russian)

Falikman M. V., Koifman A. Ia. Types of priming in studies of perception and perceptual attention. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo un-ta. Seriia Psikhologiia, 2005, vol. 14, no. 3, pp. 86–97. (In Russian)

Ponomarev N. F. Communication management of power. Institutional Theories and Discursive Practices. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2016. (In Russian)

Barthes R. Selected Works. Semiotics. Poetics. Moscow, Progress Publ., 1989. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

23.09.2020

Как цитировать

Сарна , А. Я. (2020). Технологии воздействия на аудиторию в современном медиапространстве. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(2), 218–235. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.207