Интеграционные аспекты социальной среды подростков из группы повышенного риска

Авторы

  • Борис Владимирович Сердюков Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ», Российская Федерация, 196070, Санкт-Петербург, ул. Фрунзе, 4 https://orcid.org/0000-0002-1877-1503

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.205

Аннотация

Социализация современных подростков проходит в условиях имманентно текущего кризиса социальной интеграции, в основе которого лежит прожитая в постперестроечной период и преобразовавшаяся в современных условиях социальная аномия. Подростки растут в отсутствии устоявшихся, однозначно трактуемых социокультурных комплексов, способных выступить для них в качестве социализирующего ценного
каркаса и коммуникативного проводника. Необходимость формировать собственное представление о границах дозволенного и наполнять адекватным для себя смыслом основу существующих в обществе отношений неизбежно подталкивает их к своеобразным экспериментам в области социальной девиации. В результате значительно увеличиваются риски формирования асоциального поведения в подростковой среде,
подавляемого институциональными механизмами социального контроля, что в конечном итоге приводит к ее криминализации. Большую значимость в озвученном контексте приобретает интеграционная сбалансированность социальной среды подростка, способная решать задачу его социокультурной адаптации и препятствовать вовлечению в асоциальные практики. В данной статье представлен результат комплексного
социологического исследования, направленного на интеграционный анализ различных сегментов социальной среды подростков, относящихся к группе повышенного социального риска и состоящих на регламентном индивидуальном сопровождении в СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи “КОНТАКТ”». Основываясь на социологических концепциях М. Вебера, Т. Парсонса, Э. Дюркгейма, А. Щюца и других социологов, автор статьи предлагает методологической конструкт, позволяющий проанализировать факторы включенности подростков в такие сегменты их социальной среды как семья, друзья, образовательные учреждения и гражданское общество. Автором предложена система индикаторов, характеризующих различные параметры социальной среды, позволяющих описать ее интеграционную логику. В результате анализа проведенных фокус-групп и телефонного интервью автору удалось охарактеризовать отношения, складывающиеся у подростков в различных сегментах социальной среды, выявить факторы, стимулирующие асоциальное поведение, и выработать конкретные рекомендации для работы с подростками, входящими в группы социального риска.

Ключевые слова:

факторы дезинтеграции, социальная среда, социальная интеграция, подростки группы риска

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Костина Е. Ю., Орлова Н. А., Панфилова А. О. Состояние системы ценностей как фактор аномии в современном российском обществе // Вестник РУДН. Сер. «Социология». 2018. № 4. С. 719–730.

Тощенко Ж. Т. Травма и антиномия — новые черты общественного сознания и поведения в современной России // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 23–50.

Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5. С. 107–134.

Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

Кирюшина М. А. Социализация подростков группы риска в социокультурных условиях Ставропольского края // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 20. C. 135–138.

Мухамадеева З. Ф. Социальные проблемы подростков «группы риска» и пути их решения // Вестник Башкирского ун-та. 2007. № 3. С. 139–141.

Ильинская А. Н., Котова Е. В. Эмоциональное благополучие подростков, воспитывающихся в семьях группы риска // Современное состояние и перспективы развития субъекта деятельности: материалы Международной научно-практической конференции. М.: МГГЭУ, 2019. С. 77–83.

Куприянчук Е. В. Полоролевая идентификация подростков группы риска // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. №4. С. 69–76.

Вебер М. Избранные произведения. М: Прогресс, 1990.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. Т. 1 Социология. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2002.

Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: Российская политическая энциклопедия(РОССПЭН), 2004.

Методические рекомендации для специалистов по социальной работе с молодежью и подростками с девиантным поведением / Санкт-Петербургское ГБУ Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ». СПб., 2018.

Завалишин А. Ю., Костюрина Н. Ю. От аномии к сверхнормативности: молодежь в поисках границ // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического ун-та. 2017. № III-2 (31). С. 91–96.


References

Kostina E. Yu., Orlova N. A., Panfilova A. O. The state of value system as a factor of anomie in the contemporary Russian society. Vestnik RUDN. Seriia Sociologiia, 2018, no. 4, pp. 719–730. (In Russian)

Toshchenko Zh.T. Trauma and antinomy as new features of social consciousness and public behavior in modern Russia. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2015, no. 3, pp. 23‒50. (In Russian)

Giddens E. Fate, Risk, and Security. Thesis, 1994, no. 5, pp. 107–134. (In Russian)

Belicheva S. A. Fundamentals of preventive psychology. Moscow, Redaktsionno-izdatel’skii tsentr konsortsiuma Sotsial’noie zdorov’ie Rossii Publ., 1993. (In Russian)

Kiryushina M. A. Socialization of risk group teenagers in the socio-cultural conditions of the Stavropol territory. Psikhologiia i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniia, 2011, no. 20, pp. 135–138. (In Russian)

Muhamadeeva Z. F. Social problems of risk group adolescents and ways to solve them. Vestnik Bashkirskogo un-ta, 2007, no. 3, pp. 139–141. (In Russian)

Il’inskaya A. N., Kotova E. V. Emotional well-being of adolescents, brought up in the families at risk. Sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia sub’ekta deiatel’nosti: materiali Mezdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, MGGEU Publ., 2019, pp. 77–83. (In Russian)

Kupriyanchuk E. V. Gender-role identification of at-risk adolescents. Nauchnoe obozrenie: Gumanitarnie issledovaniia, 2015, no. 4, pp. 69–76. (In Russian)

Weber M. Selected Works. Moscow, Progress Publ., 1990. (In Russian)

Weber M. Economy and Society: Essays in Understanding Sociology: in 4 vols. Vol. 1. Sociology. Moscow, Izdatel’skii dom Vysshei shkoli ekonomiki Publ., 2016. (In Russian)

Parsons T. The Structure of Social Action. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2002. (In Russian)

Shyuts A. Selection: A World Shining with Meaning. Moscow, Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia(ROSSPEN) Publ., 2004. (In Russian)

Guidelines for specialists in social work with young people and adolescents with deviant behavior. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskoe GBU Gorodskoi tsentr sotsialnikh program i profilaktiki asotsialnikh iavlenii sredi molodezhi “KONTAKT” Publ., 2018. (In Russian)

Zavalishin A. Yu., Kostyurina N. Yu. From anomie to supernormalization: young people searching for borders. Uchenie zapiski Komsomol’skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo un-ta. 2017, no. III-2 (31), pp. 91‒96. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

23.09.2020

Как цитировать

Сердюков , Б. В. (2020). Интеграционные аспекты социальной среды подростков из группы повышенного риска. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(2), 174–199. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.205

Выпуск

Раздел

Социальные проблемы российского общества