Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в социальной работе с молодежью

Авторы

  • Мария Михайловна Иванова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.405

Аннотация

Глобальное использование информационно-коммуникативных технологий стимулирует разработку и внедрение новых цифровых методов в социальной работе с молодежью. Цифровые инновации становятся не только источником расширения прав и возможностей молодежи, но информационным ресурсом, позволяющим сократить дистанцию между потребностями молодежи и институтом социальной работы. Рассматриваются современное состояние и перспективы развития социальной работы с молодежью в эпоху цифрового общества. Сделан обзор существующих цифровых технологий с молодежью, названы ограничения приложения информационно-коммуникативных технологий в социальной сфере, выявлены фактические риски цифровизации в социальной работе с молодежью, а также определена степень включенности молодежи в цифровую социальную работу. Дизайн исследования основан на методе кейс-стади в отношении процессов цифровизации в некоммерческих социально ориентированных организациях Санкт-Петербурга, включающем полуструктурированное экспертное интервью (N=11), фокус-группы (N=4) и анализ документов. Были
выявлены основные ограничения применения цифровых технологий в социальной работе с молодежью: недостаток кадров с проектными компетенциями в сфере цифровой социальной работы, инфраструктурные ограничения, отсутствие средств на разработку цифровых сервисов и ПО. Исследование показало активный процесс мобилизации молодежи в деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве создателя цифрового проекта. Анализ деятельности СОНКО продемонстрировал сложность транспонирования количественных показателей оценки эффективности применения информационно-коммуникативных технологий в социальной работе с молодежью в социально-психологические индикаторы. Автор делает вывод о том, что ключевыми задачами успешного внедрения цифровых технологий в социальной работе с молодежью являются необходимость межнаучного и межсекторного взаимодействия, привлечение сферы социального предпринимательства к участию в разработке цифровых социальных проектов по работе с молодежью, организация профессиональной подготовки специалистов социальной сферы по реализации технологических инноваций.

Ключевые слова:

цифровизация, информационно-коммуникативные технологии, молодежь, социальная работа, социально ориентированные некоммерческие организации

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/
References

Zorn T. E., Flanagin A. J., Shoham M. D. Institutional and noninstitutional influences on information and communication technology adoption and use among nonprofit organization. Human Communication Research, 2011, vol. 37 (1), pp. 1–33.

Grönlund Å. (ed.) Electronic government: Design, applications and management. Hershey, PA, IGI Global Pabl., 2002. 378 р.

Antadze N., Westley F. Funding social innovation: How do we know what to grow? The Philanthropist, 2010, vol. 23 (3), pp. 343–356.

Lucas F., Maceiras S. ICT, young people and social work: distances and opportunities. Social Work Education, 2020, vol. 39 (6), pp. 813–824.

Willoughby M. A review of the risks associated with children, young people’s social media use, and the implications for social work practices. Journal of Social Work Practice, 2019, vol. 33, pp. 127–140.

West D., Heath D. Theoretical pathways to the future: Globalization, ICT and social work theory and practice. Journal of Social Work, 2011, vol. 11, pp. 209–221.

Joiner J. Digital ethics in social work education. Journal of Teaching in Social Work, 2019, vol. 39, pp. 361–373.

Kim E.-M., Yang, S. Internet literacy and digital natives’ civic engagement: internet skill literacy or internet information literacy? Journal of Youth Studies, 2016, vol. 19 (4), pp. 438–456.

Livingstone S., Sefton-Green J. The class: Living and learning in the digital age. New York, New York University Press, 2016. 368 р.

Using ICT, digital and social media in youth work. Dublin, National Youth Council of Ireland 2016. 87 р.

Black J., Castro J. C., Lin C.-C. Youth practices in digital arts and new media: Learning in formal and informal settings. New York, Palgrave Macmillan US, 2015. XII+127 р.

Buccieri K., Molleson G. Empowering homeless youth: Building capacity through the development of mobile technology. Journal of Community Practice, 2015, vol. 23 (2), pp. 238–254. https://doi.org/10.1080/10705422.2015.1027802.

Koh K. Adolescents’ information-creating behavior embedded in digital Media practice using scratch. Journal of the Association for Information Science and Technology, 2013, vol. 64 (9), pp. 1826–1841.

Walker K. Youth empowerment evaluation learning voice. American Journal of Evaluation, 2007, vol. 28 (3), pp. 321–326. https://doi.org/10.1177/1098214007306377.

Wilson C. Media and information literacy: Pedagogy and possibilities. Comunicar, 2012, vol. 20 (39), pp. 15–24. http://doi.org/10.3916/C39-2012-02-01.

Craig S. L., McInroy L., Allaggia R., McCready L. Like picking up a seed, but you haven’t planted it’’: Queer youth analyze the It Gets Better Project. International Journal of Child, Youth and Family Studies, 2014, vol. 1, pp. 204–219.

Berzin S. C., Singer J., Chan C. Practice innovation through technology in the digital age: A grand challenge for social work. Grand Challenges for Social Work Initiative Working Paper, no. 12, Cleveland, American Academy of Social Work and Social Welfare, 2012. 21 р.

NTEN. 2014 nonprofit benchmarks study. Electronic Resources: finding resources by subject. Available at: http://www.nten.org/article/2014-nonprofit-benchmarks-study/ (accessed: 03.06.2020).

Ceranoglu T. A. Video games in psychotherapy. Review of General Psychology, 2010, vol. 14 (2), pp. 141–146.

Groshong L. W., Mishna F. Introduction to special issue: Entering the digital world: Cybertechnology and clinical social work practice. Clinical Social Work Journal, 2015, vol. 43 (2), p. 119. https://doi.org/10.1007/s10615-015-0529-2.

Aase L., Timimi F. Health care social media: Engagement and health care in the digital era. Clinical Obstetrics and Gynecology, 2013, vol. 56 (3), pp. 471–476.

Mishna F., Bogo M., Root J., Sawyer J. L., Khoury-Kassabri M. ‘It just crept in’: The digital age and implications for social work practice. Clinical Social Work Journal, 2012, vol. 40 (3), pp. 277–286.

Chan C., Holosko M. J. The utilization of social media for youth outreach engagement: A case study. Qualitative Social Work, 2017, vol. 16 (5), pp. 680–697.

Bigelow K. M., Carta J. J., Lefever J. B. Txt u ltr using cellular phone technology to enhance a parenting intervention for families at risk for neglect. Child Maltreatment, 2008, vol. 13, pp. 362–367. https://doi.org/10.1177/1077559508320060.

Chi C. W., Frydenberg E. Coping in the cyberworld: Program implementation and evaluation — A pilot project. Australian Journal of Guidance and Counselling, 2009, vol. 19, pp. 196–215. http://dx.doi.org/10.1375/ajgc.19.2.196.

Barak A., Hen L., Boniel-Nissim M., Shapira N. A comprehensive review and a metaanalysis of the effectiveness of Internet-based psychotherapeutic interventions. Journal of Technology in Human Services, 2008, vol. 26, pp. 110–160.

Langlois M. Saving the Game: The Use of Gaming within Psychotherapy. Therapy, 2011. Available at: www.onlinetherapymagazine.com (accessed: 03.06.2020).

Rao V. Challenges of implementing gamification for behavior change: Lessons learned from the design of Blues Buddie. Proceedings of CHI 2013 Workshop “Designing Gamification”. New Jersey, Sheridan Communications, Alpha, 2013, pp. 61–64.

Schoech D., Boyas J. F., Black B. M., Elias-Lambert N. Gamification for behavior change: Lessons from developing a social, multiuser, Web-tablet based prevention game for youths. Journal of Technology in Human Services, 2013, vol. 31 (3), pp. 197–217.

Fleming T., Beurs D., Khazaal Y., Gaggioli A., Riva G. Maximizing the Impact of e-Therapy and Serious Gaming: Time for a Paradigm Shift. Psychiatry, 2017, vol. 7, pp. 1–7.

Загрузки

Опубликован

14.01.2021

Как цитировать

Иванова, М. М. (2021). Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в социальной работе с молодежью. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(4), 429–442. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.405

Выпуск

Раздел

Социальные технологии в современном обществе