Вовлеченность российских детей в физическую активность и спорт: возможности и барьеры

Авторы

  • Сергей Анатольевич Иванов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 190008, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16 https://orcid.org/0000-0002-2079-4157
  • Вера Николаевна Минина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 190008, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16
  • Мария Викторовна Паневина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 190008, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16
  • Авак Геньевич Абалян Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Российская Федерация, 105005, Москва, Елизаветинский пер., 10
  • Татьяна Германовна Фомиченко Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Российская Федерация, 105005, Москва, Елизаветинский пер., 10

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2024.205

Аннотация

Статья посвящена анализу факторов вовлеченности российских детей в физическую активность и спорт. Эмпирической базой исследования выступают результаты общероссийского репрезентативного опроса родителей детей 3–5 и  6–12  лет (N  = 2274, 46  субъектов РФ), а  также четырех групповых фокусированных интервью с  родителями детей 3–5 и 6–12 лет в Москве, Санкт-Петербурге и Тамбове. Предметное поле исследования охватывает практики физической активности детей двух возрастных подгрупп, факторы их вовлеченности в спорт, возможности и условия для соответствующих занятий по месту жительства. Методологической основой исследования является разработанная авторами социологическая модель вовлеченности детей в физкультурно-спортивную деятельность. В результате исследования выявлено, что, по оценкам родителей, в обеих группах детей преобладают практики физической активности, а спортом занимается незначительная их доля, особенно в подгруппе 3–5 лет. Авторы делают вывод, что основным фактором, стимулирующим интерес к физкультуре и спорту как самих детей, так и их родителей является позитивное эмоциональное и рациональное восприятие систематических занятий физическими упражнениями. При этом в родительской среде преобладает ориентация на общую физическую подготовку детей, а спорт высоких достижений интересует относительно небольшую долю родителей. Согласно полученным результатам, ключевыми побудительными мотивами вовлечения детей в физическую активность выступают совместные спортивные занятия родителей с ребенком и личный пример отца, заметно опережающие в этом рейтинге передачи по телевидению, советы тренеров, врачей и прочее. Основными барьерами, препятствующими вовлечению детей в занятия физической культурой и спортом, выступают недостаток у родителей необходимых знаний для самостоятельных занятий физическими упражнениями с ребенком, а также отсутствие мотивации к этим занятиям. Отмечено, что при достаточно высоком уровне развития спортивной инфраструктуры по месту жительства россиян, доминирующим видом этих объектов остаются простые открытые спортивные площадки, находящиеся к тому же в состоянии, не всегда располагающем к занятиям на них детей, особенно в раннем возрасте.

Ключевые слова:

физическая культура, спорт, дети, родители, вовлеченность, мотивация, практики, условия, возможности для занятий

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 2020. № 159 (8213) от 22 июля.

Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом // ЕМИСС: Государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/61635 (дата обращения: 14.01.2023).

Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года». URL: https://static.government.ru/media/files/ (дата обращения: 09.04.2023).

Sociology of Sport and Physical Activity. 3rd edition / G.B. Cunningham, M.A. Dixon (eds). College Station: Texas A&M University; Center for Sport Management Research and Education, 2019.

Morris D. The soccer Tribe. London: Jonathan Cape, 1981.

Крокинская О.К., Немирова Н.В. Воспитанники детской спортивной школы олимпийского резерва: социальное самочувствие и жизненные стратегии // Социологический журнал. 2018. Т. 24, № 1. С. 34–54. https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.1.5712

Матвеев Л.П. Спорт для всех и спорт не для всех // Спорт для всех. 1999. № 1–2. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/SFA/1999N1-2/p15-18.htm (дата обращения: 25.12.2023).

Михель Д.В. Массовый спорт изнутри: опыт включенного наблюдения, представленный ученым энтузиастом триатлона. Рецензия на книгу: Адельфинский А.С. (2018). Назло рекордам. Опыт исследования массового спорта. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС // Социология власти. 2018. Т. 30, № 2. С. 270–281.

Дмитрий Чернышенко: В России 88,5 % детей регулярно занимаются спортом. URL: http://government.ru/news/46629/ (дата обращения: 22.12.2023).

Михайлова Т.А., Студеникина Е.С. Проблемы спорта и физической культуры в российских социологических исследованиях: история и перспективы развития // Человек. Сообщество. Управление. 2017. Т. 18, № 4. С. 121–136

Мильштейн О.А. Социология физической культуры и спорта в СССР: обзор основных направлений и аннотированный указатель литературы (1918–1974 гг.). М.: Физкультура и спорт, 1974.

Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / сост. В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. М.: Физическая культура, 2005. Ч. 1–2.

Быховская И., Мильштейн О. Советская социология спорта: старт и… еще раз старт (субъективные заметки с претензией на объективность) // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16, № 2. С. 284–319. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2017-2-284-319

Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. М.: Автор, 2004.

Sharkov F.I., Silkin V.V. Sociology of sports and the space of sports practices: Social genesis and sociological theories // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2020. Т. 20, № 1. С. 137–144. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-137-144

Coakley J. Sport in Society: Issues & Controversies. 13th edition. New York: McGraw Hill LLC, 2021.

Гуревич М.А., Радиловская Т.Ю. Физическая культура в уральском регионе // Социологические исследования. 2003. № 3. С. 89–93.

Как сформировать среду для спортсменов-любителей и стимулировать физическую активность во всех возрастах. Доклад Центра социального проектирования. URL: https://pltf.ru/2023/02/14/kak-sformirovat-sredu-dlya-sportsmenov-lyubitelej-i-stimulirovat-fizicheskuyu-aktivnostvo-vseh-vozrastah/ (дата обращения: 28.08.2023).

Мониторинг удовлетворенности жителей города Москвы условиями для занятий физической культурой и спортом в столице. Информационно-аналитический отчет о результатах социологического исследования. М.: Новые социальные технологии, 2019.

Восколович Н.А., Юнусов Р.И. Проблемы вовлечения российского населения в занятия спортом // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 3. С. 31–41. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-3-31

Bean C.N., Fortier M., Post C., Chima K. Understanding how organized youth sport may be harming individual players within the family unit: A literature review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2014. Vol. 11. P. 10226–10268. https://doi.org/10.3390/ijerph111010226

Turkeri-Bozkurt H., Bulgu N. Is injury part of sports? A children’s rights perspective // International Review for the Sociology of Sport. 2020. Vol. 55 (1). P. 98–114. https://doi.org/10.1177/1012690218778536

Eliasson I., Johansson A. The disengagement process among young athletes when withdrawing from sport: A new research approach // International Review for the Sociology of Sport. 2021. Vol. 56 (4). P. 537–557. https://doi.org/10.1177/1012690219899614

Полишкене Й., Низаметдинова З.Х., Носик О.В., Акулова Т.Н. Отношение студентов к занятиям оздоровительной гимнастикой в университетах гуманитарного и технологического профиля // Теория и практика физической культуры. 2022. № 7. С. 41–43.

Пухов Д.Н., Малинин А.В. Мотивационные предпочтения школьников в видах занятий физической культурой и спортом // Теория и практика физической культуры. 2020. № 7. С. 36–38.

Черкасов А.Ю., Мерзликин Д.М. Мотивация студенческой молодежи к занятиям физической культурой (по материалам социологического исследования) // Автономия личности. 2020. № 3 (23). С. 44–53.

Eccles J. S. School and family effects on the ontogeny of children’s interests self perceptions, and activity choices // J. Jacobs (ed.). Developmental perspectives on motivation: Vol. 40 of the Nebraska symposium on motivation. Lincoln: University of Nebraska Press, 1993. P. 145–208.

References

Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 no. 474 “On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030”. Rossiiskaia gazeta, 2020, no. 159 (8213) of July 22. (In Russian)

Share of citizens systematically engaged in physical culture and sports. EMISS: State Statistics.Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/61635 (accessed: 14.01.2023). (In Russian)

Order of the Government of the Russian Federation from November 24, 2020 no. 3081-r “On Approval of the Strategy for the Development of Physical Activity and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030”. Available at: https://static.government.ru/media/files/ (accessed: 09.04.2023). (In Russian)

Sociology of Sport and Physical Activity. 3rd edition. G.B. Cunningham, M.A. Dixon (eds). College Station, Texas A&M University, Center for Sport Management Research and Education, 2019.

Morris, D. The soccer Tribe. London, Jonathan Cape, 1981.

Krokinskaya, O.K., Nemirova, N.V. Schoolchildren of the children’s sports school of Olympic reserve: Social well-being and life strategies. Sotsiologicheskii zhurnal, 2018, vol. 24, no. 1, pp. 34–54. https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.1.5712 (In Russian)

Matveev, L.P. Sport for all and sport not for all. Sport dlia vsekh, 1999, no. 1–2. Available at: http://lib.sportedu.ru/Press/SFA/1999N1–2/p15–18.htm (accessed: 25.12.2023). (In Russian)

Michel, D.V. Mass sport from the inside: An experience of included observation presented by a scholarly triathlon enthusiast. Book review: Adelfinsky, A. S. (2018). Spite the Records. Experience of mass sport research, Moscow: Delo Publishing House RANEPA. Sotsiologiia vlasti, 2018, vol. 30, no. 2, pp. 270–281. (In Russian)

Dmitrii Chernyshenko: In Russia 88.5 % of children are regularly engaged in sports. Available at: http://government.ru/news/46629/ (accessed: 22.12.2023). (In Russian)

Mikhailova, T.A., Studenikina, E.С. Problems of sport and physical activity in Russian sociological studies: History and prospects of development. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie, 2017, vol. 18, no. 4, pp. 121–136. (In Russian)

Milstein, O.A. Sociology of physical activity and sport in the USSR: A review of the main directions and annotated index of literature (1918–1974). Moscow, Fizkul’tura i sport Publ., 1974. (In Russian)

Textbook on sociology of physical activity and sport, compiled by V.I. Stoliarov, N.N. Chesnokov, E.V. Stopnikova, parts 1–2. Moscow, Fizicheskaja kul’tura Publ., 2005. (In Russian)

Bykhovskaya, I., Minshtein, O. Soviet sociology of sport: Start and… start again (Subjective notes with a claim to objectivity). Sociologicheskoe obozrenie, 2017, vol. 16, no. 2, pp. 284–319. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2017-2-284-319 (In Russian)

Stolyarov, V.I. Sociology of physical activity and sport: textbook. Moscow, Avtor Publ., 2004. (In Russian)

Sharkov, F.I., Silkin, V.V. Sociology of sports and the space of sports practices: Social genesis and sociological theories. Vestnik RUDN. Ser.: Sociologiia, 2020, vol. 20, no. 1, pp. 137–144. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-137-144

Coakley, J. Sport in Society: Issues & Controversies. 13th edition. New York, McGraw Hill LLC, 2021.

Gurevich, M.A., Radilovskaya, T. Yu. Physical activity in the Ural region. Sociologicheskie issledovaniia, 2003, no. 3, pp. 89–93. (In Russian)

How to shape the environment for recreational athletes and encourage physical activity at all ages. Report of the Center for Social Design. Available at: https://pltf.ru/2023/02/14/kak-sformirovat-sredu-dlyasportsmenov-lyubitelej-i-stimulirovat-fizicheskuyu-aktivnost-vo-vseh-vozrastah/ (accessed: 28.08.2023). (In Russian)

Monitoring of Moscow residents’ satisfaction with the conditions for Physical Activity and Sport in the capital. Information and analytical report on the results of the sociological survey. Moscow, Novye social’nye tehnologii Publ., 2019. (In Russian)

Voskolovich, N.A., Yunusov, R.I. Problems of involvement of the Russian citizens in sports activities. Intellekt. Innovatsii. Investitsii, 2020, no. 3, pp. 31–41. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-3-31 (In Russian)

Bean, C.N., Fortier, M., Post, C., Chima, K. Understanding how organized youth sport may be harming individual players within the family unit: A literature review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2014, no. 11, pp. 10226–10268. https://doi.org/10.3390/ijerph111010226

Turkeri-Bozkurt, H., Bulgu, N. Is injury part of sports? A children’s rights perspective. International Review for the Sociology of Sport, 2020, vol. 55 (1), pp. 98–114. https://doi.org/10.1177/1012690218778536

Eliasson, I., Johansson, A. The disengagement process among young athletes when withdrawing from sport: A new research approach. International Review for the Sociology of Sport, 2021, vol. 56 (4), pp. 537–557. https://doi.org/10.1177/1012690219899614

Polishkene, J., Nizametdinova, Z.H., Nosik, O.V., Akulova, T.N. Attitude of students to health gymnastics in universities of humanitarian and technological profile. Teoriia i praktika fizicheskoi kul’tury, 2022, no. 7, pp. 41–43.

Pukhov, D.N., Malinin, A.V. Motivational preferences of schoolchildren in types of physical activity and sport. Teoriia i praktika fizicheskoi kul’tury, 2020, no. 7, pp. 36–38.

Cherkasov, A. Yu., Merzlikin, D.M. Motivation of student youth to physical activities (on the materials of sociological study). Avtonomiia lichnosti, 2020, no. 3 (23), pp. 44–53.

Eccles, J. S. School and family effects on the ontogeny of children’s interests self perceptions, and activity choices. In: J. Jacobs (ed.). Developmental perspectives on motivation: Vol. 40 of the Nebraska symposium on motivation (pp. 145–208). Lincoln, University of Nebraska Press, 1993.

Загрузки

Опубликован

17.01.2025

Как цитировать

Иванов, С. А., Минина, В. Н., Паневина, М. В., Абалян, А. Г., & Фомиченко, Т. Г. (2025). Вовлеченность российских детей в физическую активность и спорт: возможности и барьеры. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 17(2), 192–215. https://doi.org/10.21638/spbu12.2024.205

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)