Коммуникативные стратегии политико-ориентированных сообществ в интернете

Авторы

  • Дарья Игоревна Юдина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Сергей Анатольевич Иванов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.204

Аннотация

Интернет как особое пространство для политической деятельности и осуществления политической коммуникации все активнее используется политическими акторами. Активизация политических процессов в глобальной сети обусловливает повышенный интерес исследователей к ним. Одним из актуальных направлений этих исследований является анализ эффективности коммуникативных стратегий, используемых политико-ориентированными сообществами в интернете. Результаты такой оценки позволяют, в частности, охарактеризовать уровень вовлеченности и особенности участия интернет-пользователей в политических процессах. В целях изучения этих процессов был проведен телефонный опрос жителей Санкт-Петербурга. Выбор Санкт-Петербурга был обусловлен тем, что этот субъект Российской Федерации обладает одним из самых высоких уровней интернет-покрытия и отличается высокой степенью вовлеченности населения в политические процессы. Результаты исследования показали, что базовые коммуникативные стратегии — информирования и презентации — эффективно реализуются политико-ориентированными сообществами. Более двух третей политически активных интернет-пользователей в Санкт-Петербурге отметили, что посещение соответствующих ресурсов помогло им глубже понять политическую ситуацию, определиться со своим отношением к партиям, политикам, общественным движениям и организациям. Вместе с этим стратегия, связанная с поддержкой политической самоидентификации, пока для большинства интернет-пользователей не срабатывает. Возможно, это связано с тем, что большинство петербуржцев еще не нашло для себя подходящих политических лидеров и организаций. Подтвердилось наше предположение том, что большинство интернет-пользователей, проявляющих интерес к политике, сохраняют его перманентно, а не только в предвыборный период. Нашла свое подтверждение и гипотеза о том, что одним из факторов привлекательности стратегии соответствующего политико-ориентированного сообщества является акцентуация его неаффилированности с властью как таковой. Результаты опроса подтвердили также повышенную степень оппозиционных настроений интернет-пользователей.

Ключевые слова:

коммуникативная стратегия, политико-ориентированные сообщества, интернет, социальные медиа, политические партии, политики, общественные движения

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Доверие политикам и президентское голосование / Левада-Центр. 2020. URL: https://www.levada.ru/2020/09/03/doverie-politikam-i-prezidentskoe-golosovanie/ (дата обращения: 10.03.2021).

Enikolopov R., Makarin A., Petrova M. Social media and protest participation: Evidence from Russia // Econometrica. 2020. Vol. 88, iss. 4. P. 1479–1514. https://doi.org/10.3982/ECTA14281

Toepfl F. From connective to collective action: internet elections as a digital tool to centralize and formalize protest in Russia // Information, communication & society. 2018. Vol. 21, iss. 4. P. 531–547. https://doi.org/10.1080/1369118X.2017.1290127

Довбыш О.С. Роль гиперлокальных медиа в коммуникации между властью и обществом в российских регионах // Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18, № 3. С. 475–490. https://doi.org/10.17323/72706342020183475490

Политолог Шульман собрала больше 3 млн рублей на правозащиту за два часа благотворительного стрима // Новая газета. 2021. URL: https://novayagazeta.ru/news/2021/02/22/168069-ekaterina-shulman-sobrala-bolshe-3-mln-rubley-za-dva-chasa-blagotvoritelnogo-strima (дата обращения: 10.03.2021).

Фильм Навального о «дворце Путина» набрал 100 млн просмотров // Русская служба BBC. 2021. URL: https://www.bbc.com/russian/news-55822334 (дата обращения: 10.03.2021).

Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2017–2018 гг. // ФОМ, 2018. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/13999 (дата обращения: 10.02.2021).

Дергачев В., Шамина О., Рында А., Козлов П., Барабанов И., Фохт Е. «Выросло непуганое поколение»: ответы на главные вопросы о новой волне протестов в России // Русская служба BBC. 2021. URL: https://www.bbc.com/russian/features-55802391 (дата обращения: 10.02.2021).

Gainous J., Wagner K.M., Ziegler C.E. Digital media and political opposition in authoritarian systems: Russia’s 2011 and 2016 Duma elections // Democratization. 2018. Vol. 25, iss. 2. P. 209–226. https://doi.org/10.1080/13510347.2017.1315566

Owen C., Bindman E. Civic participation in a hybrid regime: Limited pluralism in policymaking and delivery in contemporary Russia // Government and Opposition. 2019. Vol. 54, iss. 1. P. 98–120. https://doi.org/10.1017/gov.2017.13

Salmenniemi S. Struggling for citizenship: Civic participation and the state in Russia // Demokratizatsiya. 2010. Vol. 18, no. 4. P. 309–328.

Tarone E. Some thoughts on the notion of communication strategy // TESOL Quarterly. 1981. Vol. 15, no. 3. P. 285–295. https://doi.org/10.2307/3586754

Lee Y., Colarelli O’Connor G. The impact of communication strategy on launching new products: The moderating role of product innovativeness // Journal of Product Innovation Management. 2003. Vol. 20, iss. 1. P. 4–21. https://doi.org/10.1111/1540-5885.t01-1-201002

Bykov I.A., Balakhonskaya L.V., Gladchenko I.A., Balakhonsky V.V. Verbal aggression as a communication strategy in digital society // In 2018 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS). 2018. P. 12–14. https://doi.org/10.1109/COMSDS.2018.8354954

Lilleker D.G., Koc-Michalska K. Online political communication strategies: MEPs, e-representation, and self-representation // Journal of Information Technology & Politics. 2013. Vol. 10, iss. 2. P. 190–207. https://doi.org/10.1080/19331681.2012.758071

McNair B. An introduction to political communication. Taylor & Francis Group, 2017. https://doi.org/10.4324/9781315750293

Campbell A., Converse P., Miller W., Stokes D. The American voter. Wiley, New York, 1960.

Erikson R. S., Wlezien C. The timeline of presidential elections: How campaigns do (and do not) matter. University of Chicago Press, 2012. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226922164.001.0001

Holbrook T. Do campaigns matter? Vol. 1. Sage Publications, Thousand Oaks, 1996. http://dx.doi.org/10.4135/9781452243825

Президентские рейтинги и положение дел в стране // Левада-Центр. 2021. URL: https://www.levada.ru/2021/02/04/prezidentskie-rejtingi-i-polozhenie-del-v-strane/ (дата обращения: 10.02.2021).

Noelle-Neumann E. The spiral of silence a theory of public opinion // Journal of communication. 1974. Vol. 24, iss. 2. P. 43–51.

Rogov K. Public opinion in Putin’s Russia. The public sphere, opinion climate and ‘authoritarian bias’ // NUPI Working Paper 878. 2017. P. 1–18.


References

Trust in politicians and the Presidential vote. Levada Center. 2020, available at: https://www.levada.ru/2020/09/03/doverie-politikam-i-prezidentskoe-golosovanie/ (accessed: 10.03.2021). (In Russian)

Enikolopov R., Makarin A., Petrova M. Social media and protest participation: Evidence from Russia. Econometrica, 2020, vol. 88, iss. 4, pp. 1479–1514. https://doi.org/10.3982/ECTA14281

Toepfl F. From connective to collective action: internet elections as a digital tool to centralize and formalize protest in Russia. Information, communication & society, 2018, vol. 21, iss. 4, pp. 531–547. https://doi.org/10.1080/1369118X.2017.1290127

Dovbysh O. S. The role of hyperlocal media in communication between government and society in Russian regions. Zhurnal issledovanii social’noi politiki, 2020, vol. 18, no. 3, pp. 475–490. https://doi.org/10.17323/72706342020183475490. (In Russian)

Political scientist Shulman raised more than 3 million rubles for human rights protection in two hours of charity stream. Novaya Gazeta, 2021, available at: https://novayagazeta.ru/news/2021/02/22/168069-ekaterina-shulman-sobrala-bolshe-3-mln-rubley-za-dva-chasa-blagotvoritelnogo-strima (accessed: 10.03.2021). (In Russian)

Navalny’s film about “Putin’s palace” reached 100 million views. BBC Russian service, 2021, available at: https://www.bbc.com/russian/news-55822334 (accessed: 10.03.2021). (In Russian)

Internet in Russia: dynamics of distribution. Winter 2017–2018. FOM, 2018, available at: https://fom.ru/SMI-i-internet/13999 (accessed: 10.02.2021). (In Russian)

Dergachev V., Shamina O., Rynda A., Kozlov P., Barabanov I., Fokht E. “An unafraid generation has grown up”: answers to the main questions about the new wave of protests in Russia. BBC Russian service, 2021, available at: https://www.bbc.com/russian/features-55802391 (accessed: 10.02.2021). (In Russian)

Gainous J., Wagner K.M., Ziegler C.E. Digital media and political opposition in authoritarian systems: Russia’s 2011 and 2016 Duma elections. Democratization, 2018, vol. 25, iss. 2, pp. 209–226. https://doi.org/10.1080/13510347.2017.1315566

Owen C., Bindman E. Civic participation in a hybrid regime: Limited pluralism in policymaking and delivery in contemporary Russia. Government and Opposition, 2019, vol. 54, iss. 1, pp. 98–120, available at: https://doi.org/10.1017/gov.2017.13

Salmenniemi S. Struggling for citizenship: Civic participation and the state in Russia. Demokratizatsiya, 2010, vol. 18, no. 4, pp. 309–328.

Tarone E. Some thoughts on the notion of communication strategy. TESOL Quarterly, 1981, vol. 15, no. 3, pp. 285–295. https://doi.org/10.2307/3586754

Lee Y., Colarelli O’Connor G. The impact of communication strategy on launching new products: The moderating role of product innovativeness. Journal of Product Innovation Management, 2003, vol. 20, iss. 1, pp. 4–21. https://doi.org/10.1111/1540-5885.t01-1-201002

Bykov I.A., Balakhonskaya L.V., Gladchenko I.A., Balakhonsky V.V. Verbal aggression as a communication strategy in digital society. In 2018 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS), 2018, pp. 12–14. https://doi.org/10.1109/COMSDS.2018.8354954

Lilleker D.G., Koc-Michalska K. Online political communication strategies: MEPs, e-representation, and self-representation. Journal of Information Technology & Politics, 2013, vol. 10, iss. 2, pp. 190–207. https://doi.org/10.1080/19331681.2012.758071

McNair B. An introduction to political communication. Taylor & Francis Group, 2017. https://doi.org/10.4324/9781315750293

Campbell A., Converse P., Miller W., Stokes D. The American voter. Wiley, New York, 1960.

Erikson R. S., Wlezien C. The timeline of presidential elections: How campaigns do (and do not) matter. University of Chicago Press, 2012. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226922164.001.0001

Holbrook T. Do campaigns matter? Vol. 1. Sage Publications, Thousand Oaks, 1996. http://dx.doi.org/10.4135/9781452243825

Presidential ratings and the state of affairs in the country. Levada Center, 2021, available at: https://www.levada.ru/2021/02/04/prezidentskie-rejtingi-i-polozhenie-del-v-strane/ (accessed: 10.02.2021). (In Russian)

Noelle-Neumann E. The spiral of silence a theory of public opinion. Journal of communication, 1974, vol. 24, iss. 2, pp. 43–51.

Rogov K.Public opinion in Putin’s Russia. The public sphere, opinion climate and ‘authoritarian bias’. NUPI Working Paper 878, 2017, pp. 1–18.

Загрузки

Опубликован

14.09.2021

Как цитировать

Юдина, Д. И., & Иванов, С. А. (2021). Коммуникативные стратегии политико-ориентированных сообществ в интернете. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 14(2), 155–170. https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.204