Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты

Авторы

  • Вера Николаевна Минина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.106

Аннотация

В статье на основе анализа публикаций по теме цифровизации высшего образования выявлены четыре тренда, связанные с внедрением в образовательный процесс цифровых технологий и инструментов: формирование модели смешанного обучения; переход к онлайн-обучению; создание виртуальной (цифровой) образовательной среды; изменение подхода к управлению образовательными организациями. Эти тренды взаимосвязаны, вместе с тем в каждом из них обнаруживается специфическое влияние на институт высшего образования. С одной стороны, цифровизация способствует повышению открытости, гибкости образования, росту вовлеченности студентов в процесс обучения, развитию сетевой модели взаимодействия вузов. С другой стороны, она приводит к созданию новой образовательной ситуации, включению в систему образования новых акторов, что изменяет конфигурацию отношений между основными ее участниками. Цифровизация вносит существенные изменения в роли преподавателя и студента в процессе обучения, что требует соответствующей адаптации. Переход к онлайн-образованию, создание виртуальной образовательной среды порождают потребность в изменении управления образовательной организацией. И если эти изменения не происходят, то цифровизация может привести к негативным последствиям. Обоснована необходимость систематизации социальных эффектов цифровизации высшего образования и проведения соответствующих лонгитюдных исследований. Разработан дизайн исследования социальных рисков трансформации института высшего образования под воздействием цифровизации, в основе которого лежит стратегия кейс-стади. В качестве методологической базы исследования предложен неоинституциональный подход, акцентирующий культурно-когнитивный аспект трактовки института. При этом институт высшего образования рассматривается в контексте концепции социального института, предложенной П. Бергером и Т. Лукманом.

Ключевые слова:

высшее образование, социальный институт, цифровизация, смешанное образование, онлайн-образование, виртуальная образовательная среда

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Chan T., Roschelle J., Hsi S., Kinshuk K., Sharples M., Brown T., Patton C. et al. One-to-one technology-enhanced learning: An opportunity for global research collaboration // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. 2006. No. 1 (1). P. 3–29.

Glenn M. The future of higher education: how technology will shape learning. London: Economist Intelligence Unit, 2008.

Higgins St., Xiao Z., Katsipataki M. The Impact of Digital Technology on Learning: A Summary for the Education Endowment Foundation. Full report. Durham University, 2012.

Echenique E. G., Molías L. M., Bullen M. Students in higher education: Social and academic uses of digital technology // RUSC. Universities and Knowledge Society Journal. 2015. No. 12 (1). P. 1–11: http://dx.doi.org/10.7238/rusc.v12i1.2078.

Курмангулов А. А., Фролова О. И., Соловьева С. В. Перспективы внедрения электронного обучения в образовательный процесс медицинского вуза // Высшее образование в России. 2017, № 8/9. С. 116–120.

Sappey J. Dr, Relf St. Digital Technology Education and its Impact on Traditional Academic Roles and Practice //Journal of University Teaching & Learning Practice. 2010. No. 7 (1). P. 1–17.

Dabbagh N., Kitsantas A. Personal Learning Environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning // Internet and Higher Education. 2012. No. 15. P. 3–8. Doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.iheduc.2011.06.002.

Collins A., Halverson R. Rethinking education in the age of technology: The digital revolution and the schools. New York: Teachers College Press, 2009.

Saykili A. Higher education in the digital age: The impact of digital connective technologies // Journal of Educational Technology & Online Learning. 2019. No. 2 (1). P. 1–15. Doi: 10.31681/jetol.516971.

Ракитов А. И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. 2018. № 6. С. 41–49.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Рудкевич. М.: Медиум, 1995.

Бергер П. Л., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология / пер. с англ. В. Ф. Анурина. М.: Академический проект, 2004.

Малошонок Н. Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 59–83. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83.

Bicknell-Holmes Tr. Chat & Instant Messaging for Reference Services: a Selected Bibliography. Faculty Publications, UNL Libraries. 2008. № 151. URL: https://digitalcommons.unl.edu/libraryscience/151 (дата обращения: 22.10.2019).

Allison DeeAnn. Chatbots in the Library: is it time? // Faculty Publications, UNL Libraries. 2011. № 280. URL: https://digitalcommons.unl.edu/libraryscience/280 (дата обращения: 22.10.2019).

Ward D. Why Users Choose Chat: A Survey of Behavior and Motivations // Internet Reference Services Quarterly. 2005. Vol. 10, no. 1. P. 29–46.

Chatbots in Education: Applications of Chatbot Technologies. URL: https://elearningindustry.com/chatbots-in-education-applications-chatbot-technologies (дата обращения: 24.10.2019).

Зарипова Р. Р., Салехова Л. Л., Данилов А. В. Интерактивные Web 2.0-инструменты в интегрированном предметно-языковом обучении // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 78–83.

Tulinayo F. P., Ssentume P., Najjuma R. Digital technologies in resource constrained higher institutions of learning: a study on students’ acceptance and usability // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. No. 15 (36). P. 1–19. https://doi.org/10.1186/s41239-018-0117-y

Кликунов Н. Д. Влияние сетевых технологий на трансформацию высшего образования в России // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 78–85.

Akbar M. Digital Technology Shaping Teaching Practices in Higher Education // Front. ICT, February 2016. P. 1–5. https://doi.org/10.3389/fict.2016.00001. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fict.2016.00001/full (дата обращения: 07.12.2019).

Роботова А. С. Преподаватель-гуманитарий в режиме E-Learning: «Волнения души» // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 43–51.

Owusu Boateng R., Amankwaa A. The Impact of Social Media on Student Academic Life in Higher Education // Global journal of human-social science: G Linguistics & Education. 2016. Vol. 16, iss. 4. Version 1.0 . P. 1–7.

Kolb D. A. Experiential learning: experience as the source of learning and development. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1984. URL: http://www.learningfromexperience.com/images/uploads/process-ofexperiential-learning.pdf! (дата обращения: 08.12.2019).

Lonka K., Cho V. Innovative schools: Teaching & learning in the digital era. Brussels: European Union. 2015.

Козина И. М., Сережкина Е. В. Концепция кейс-стади в социальных науках и французская традиция монографических исследований трудовых организаций // Социологические исследования 2015. № 1. С. 65–73


References

Chan T., Roschelle J., Hsi S., Kinshuk K., Sharples M., Brown T., Patton C. et al. One-to-one technology-enhanced learning: An opportunity for global research collaboration. Research and Practice in Technology Enhanced Learning, 2006, no. 1 (1), pp. 3–29.

Glenn M. The future of higher education: how technology will shape learning. London, Economist Intelligence Unit, 2008.

Higgins St., Xiao Z. and Katsipataki M. The Impact of Digital Technology on Learning: A Summary for the Education Endowment Foundation. Full report. Durham University, 2012.

Echenique E. G., Molías L. M., Bullen M. Students in higher education: Social and academic uses of digital technology. RUSC. Universities and Knowledge Society Journal, 2015, no. 12 (1), pp. 1–11. http://dx.doi.org/10.7238/rusc.v12i1.2078.

Kurmangulov A. A., Frolova O. I., Solov’eva S. V. The Prospects of E-learning Implementation in Educational Process of Medical University. Higher Education in Russia, 2017, no. 8/9 (215), pp. 116–120. (In Russian)

Sappey J. Dr, Relf St. Digital Technology Education and its Impact on Traditional Academic Roles and Practice. Journal of University Teaching & Learning Practice, 2010, no. 7 (1), pp. 1–17.

Dabbagh N., Kitsantas A. Personal Learning Environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning. Internet and Higher Education, 2012, no. 15, pp. 3–8. Doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.iheduc.2011.06.002.

Collins A., Halverson R. Rethinking education in the age of technology: The digital revolution and the schools. New York, Teachers College Press, 2009.

Saykili A. Higher education in the digital age: The impact of digital connective technologies. Journal of Educational Technology & Online Learning, 2019, no. 2 (1), pp. 1–15. doi: 10.31681/jetol.516971.

Rakitov A. I. Higher Education and Artificial Intelligence: Euphoria and Alarmism. Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 6, pp. 41–49. (In Russian)

Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge, transl. E. Rudkevich. Moscow, Medium Publishing House, 1995. (In Russian)

Berger P. L., Berger B., Collins R. Personal-oriented sociology, transl. V. F. Anurina. Moscow, Academic Project Publ., 2004. (In Russian)

Maloshonok N. How Using the Internet and Multimedia Technology in the Learning Process Correlates with Student Engagement. Educational issues, 2016, no. 4, pp. 59–83. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83. (In Russian)

Bicknell-Holmes Tr. Chat & Instant Messaging for Reference Services: a Selected Bibliography. Faculty Publications, UNL Libraries, 2008, no. 151. Available at: https://digitalcommons.unl.edu/libraryscience/151 (accessed: 22.10.2019).

Allison DeeAnn. Chatbots in the Library: is it time? Faculty Publications, UNL Libraries, 2011, no. 280. Available at: https://digitalcommons.unl.edu/libraryscience/280 (accessed: 22.10.2019).

Ward D. Why Users Choose Chat: A Survey of Behavior and Motivations. Internet Reference Services Quarterly, 2005, vol. 10, no. 1, pp. 29–46.

Chatbots in Education: Applications of Chatbot Technologies. Available at: https://elearningindustry.com/chatbots-in-education-applications-chatbot-technologies (accessed: 24.10.2019).

Zaripova R. R., Salekhova L. L., Danilov A. V. Interactive Web 2.0. Tools in Content and Language Integrated Learning. Higher Education in Russia, 2017, no. 1 (208), pp. 78–83. (In Russian)

Tulinayo F. P., Ssentume P. and Najjuma R. Digital technologies in resource constrained higher institutions of learning: a study on students’ acceptance and usability. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2018, no. 15 (36), pp. 1–19. https://doi.org/10.1186/s41239-018-0117-y

Klikunov N. D. The Impact of Network Technologies on the Transformation of Russian Higher Education. Higher Education in Russia, 2017, no. 3 (210), pp. 78–85. (In Russian)

Akbar M. Digital Technology Shaping Teaching Practices in Higher Education. Front. ICT, 17 February 2016, pp. 1–5. https://doi.org/10.3389/fict.2016.00001. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fict.2016.00001/full (accessed: 07.12.2019).

Robotova A. S. Humanities lecturer in e-Learning mode: “Soul Excitement”. Higher Education in Russia, 2017, no. 3 (210), pp. 43–51. (In Russian)

Owusu Boateng R., Amankwaa A. The Impact of Social Media on Student Academic Life in Higher Education. Global journal of human-social science: G Linguistics & Education, 2016, vol. 16, iss. 4. Version 1.0, pp. 1–7.

Kolb D. A. Experiential learning: experience as the source of learning and development. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1984, 22 p. Available at: http://www.learningfromexperience.com/images/uploads/process-of-experiential-learning.pdf (accessed: 08.12.2019).

Lonka K., Cho V. Innovative schools: Teaching & learning in the digital era. Brussels, European Union, 2015.

Kozina I. M., Serezhkina E. V. Case study concept in social sciences and French tradition of monographic research of labor organizations. Sociological Studies, 2015, no. 1, pp. 65–73. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.04.2020

Как цитировать

Минина, В. Н. (2020). Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(1), 84–101. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.106

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)