Интернет-мемы в коммуникации молодежи

  • Елизавета Николаевна Лысенко Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, 220000, Минск, ул. Кальварийская, 9

Аннотация

Несмотря на свою высокую популярность в последнее время, феномен интернет-мемов все еще остается малоизученным, особенно не хватает эмпирических данных. В статье представлены результаты разведывательного исследования отношения молодежи к интернет-мемам, а именно результаты и анализ фокус-группового интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 22 лет. Интернет-мем определяется как использующийся в коммуникации знак, имеющий устойчивую форму, которая содержит изменяющийся концепт. Интернет-мем может выполнять функции интеграции, трансляции, репрезентации, информирования, а также эмоциональную и контактоустанавливающую (фатическую). Именно эмоциональная, фатическая и функция интеграции являются наиболее важными функциями мема для молодежи. Мемы используются для отделения «своих» от «чужих», пользователи мемов делят их на «локальные» и «общие». Для описания эмоциий, вызванных мемами, молодые люди пользуются особым языком, содержащим большое количество гипербол и особых слов, которые сами по себе являются мемами. Интернет-мемы привлекают к себе внимание в большом потоке информации, тем не менее их использование в маркетинговых коммуникациях раздражает молодежь, поскольку молодые люди ожидают получить от мема искренние эмоции. Дальнейшее изучение явления интернет-мемов представляет интерес в контексте коммуникации в малых группах и сообществах по интересам. Другие перспективы исследования данного феномена связаны с изучением лингвистического аспекта языка самоописания мемов и эмоций, которые они вызывают, а также социального смысла интернет-мемов и формы их распространения. Библиогр. 18 назв. Ил. 1.

Ключевые слова:

коммуникация в интернете, интернет-мем, функции интернет-мема, фокус-группа, мемы в маркетинговых коммуникациях

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Савицкая Т. Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры. URL: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/
2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf (дата обращения: 26.04.2016).

Щурина Ю. В. Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 6 (59). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-problematipologii (дата обращения: 26.04.2017).

Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-fenomen-internet-kommunikatsii (дата обращения: 26.04.2017).

Возраст пользователей социальных медиа. URL: http://www.gemius.com.ua/vse-stati-dlja-chtenija/vozrast-polzovatelej-socialnyx-media.html (дата обращения: 26.04.2017).

Большой толковый социологический словарь. М.: Вече; АСТ, 2001. Т. 1: А–О. 544 с.

Hofstadter D. R. Metamagical Themas: Questing for the Essence of Mind and Pattern. Basic Books, 1985. 852 p. URL: https://archive.org/details/MetamagicalThemas (дата обращения: 26.04.2017).

Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание. М.: Поколение, 2007. 304 c. URL: http://www.uhlib.ru/psihologija/psihicheskie_virusy/p3.php (дата обращения: 26.04.2017).

Квят А. Г. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход // Медиаскоп. 2013. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/125412 (дата обращения: 26.04.2017).

Барт Р. Мифологии. URL: http://faculty.georgetown.edu/irvinem/theory/Barthes-Mythologies-MythToday.pdf (дата обращения: 26.04.2017).

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. М.: Ультра. Культура, 2003. 368 с.

Столетов А. Мемы: мифы и реальность. URL: http://www.advertology.ru/article74564.htm (дата обращения: 26.04.2017).

Шаронов И. А. Проблемы описания русских коммуникативов, состоящих из служебных слов // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2012. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-opisaniya-russkih-kommunikativov-sostoyaschih-iz-sluzhebnyh-slov (дата обращения: 26.04.2017).

Вешнякова А. В. Лингвокреативный аспект интернет-мемов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4. URL: http://publikacia.net/archive/2016/6/4/9 (дата обращения: 26.04.2017).

Коммуникативная функция // Словарь социолингвистических терминов / отв. ред. В. Ю. Михальченко. М.: Российская академия наук, Институт языкознания; Российская академия лингвистических наук, 2006. 312 с.

Фатическая функция // Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.

Зиновьева Н. А. Функции интернет-мемов в обществе. Социологический взгляд // Материалы XIII Всероссийской объединенной конференции / Санкт-Петербургский государственный университет. URL: http://openbooks.ifmo.ru/ru/file/2282/2282.pdf (дата обращения: 11.05.2017).

Know Your Meme: Internet Meme Database. URL: http://knowyourmeme.com/ (дата обращения: 26.04.2017).

Кожевникова С. И. Язык коммуникации в молодежной субкультуре // Пятые Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / ред. проф. Н. Г. Апухтина. Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. Ч. 2. С. 234–241.


References

Savitskaia T. E. Internet-memy kak fenomen massovoi kul’tury [Internet memes as mass culture phenomenon]. Available at: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/
2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf (accessed: 26.04.2016). (In Russian)

Shchurina Iu. V. Internet-memy: problema tipologii [Internet meme: issue of typology]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 6 (59). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-problema-tipologii (accessed: 26.04.2017). (In Russian)

Shchurina Iu. V. Internet-memy kak fenomen internet-kommunikatsii [Internet memes as internet communication phenomenon]. Nauchnyi dialog, 2012, no. 3. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-fenomen-internet-kommunikatsii (accessed: 26.04.2017). (In Russian)

Vozrast pol’zovatelei sotsial’nykh media [Age of social media users]. Available at: http://www.gemius.com.ua/vse-stati-dlja-chtenija/vozrast-polzovatelej-socialnyx-media.html (accessed: 26.04.2017). (In Russian)

Bol’shoi tolkovyi sotsiologicheskii slovar’ [Collins Dictionary of Sociology], vol. 1, A–O. Moscow, Veche, AST Publ., 2001. 544 p. (In Russian)

Hofstadter D. R. Metamagical Themas: Questing for the Essence of Mind and Pattern. 1985, US, 852 p. Available at: https://archive.org/details/MetamagicalThemas (accessed: 26.04.2017).

Broudi R. Psikhicheskie virusy. Kak programmiruiut vashe soznanie [Virus of the Mind the New Science of the Meme]. Moscow, Pokolenie, 2007. 304 p. Available at: http://www.uhlib.ru/psihologija/psihicheskie_virusy/p3.php (accessed: 26.04.2017). (In Russian)

Kviat A. G. Mediamem kak instrument politicheskogo PR: kognitivnyi podkhod [Media meme as political PR tool: cognitive approach]. Mediaskop, 2013, no. 1. Available at: http://www.mediascope.ru/node/125412 (accessed: 26.04.2017). (In Russian)

Bart R. Mifologii [Mythologies]. Available at: http://faculty.georgetown.edu/irvinem/theory/Barthes-Mythologies-MythToday.pdf (accessed: 26.04.2017). (In Russian)

Rashkoff D. Mediavirus. Kak pop-kul’tura taino vozdeistvuet na nashe soznanie [Media Virus! Hidden Agendas in Popular Culture]. Moscow, Ultra Cultura Publ., 2003. 368 p. (In Russian)

Stoletov A. Memy: mify i real’nost’ [Memes: myths and reality]. Available at: http://www.advertology.ru/article74564.htm (accessed: 26.04.2017). (In Russian)

Sharonov I. A. Problemy opisaniia russkikh kommunikativov, sostoiashchikh iz sluzhebnykh slov [Problems of describing Russian language communicatives consisting of functional words]. Izvestiia Saratovskogo un-ta, New Line. Philology. Journalism, 2012, no. 3. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-opisaniya-russkih-kommunikativov-sostoyaschih-iz-sluzhebnyh-slov (accessed: 26.04.2017). (In Russian)

Veshniakova A. V. Lingvokreativnyi aspekt internet-memov [Linguistic and creative aspect of internet memes]. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2016, no. 4. Available at: http://publikacia.net/archive/2016/6/4/9 (accessed: 26.04.2017). (In Russian)

Kommunikativnaia funktsiia [Communicative function]. Slovar’ sotsiolingvisticheskikh terminov [Sociolinguistical dictionary]. Moscow, Rossiiskaia akademiia nauk, Institut iazykoznaniia; Rossiiskaia akademiia lingvisticheskikh nauk, 2006. 312 p. (In Russian)

Faticheskaia funktsiia [Phatic function]. Zherebilo T. V. Slovar’ lingvisticheskikh terminov [Dictionary of Linguistic Terms]. 5th revised and corrected ed. Nazran’, Piligrim Publ., 2010. 486 p. (In Russian)

Zinov’eva N. A. Funktsii internet-memov v obshchestve. Sotsiologicheskii vzgliad [Functions of internet memes in society: sociological approach]. Materialy XIII Vserossiiskoi ob”edinennoi konferentsii [Proceedings of XIII Russia-wide joint conference], St. Petersburg State University. Available at: http://openbooks.ifmo.ru/ru/file/2282/2282.pdf (accessed: 11.05.2017). (In Russian)

Know Your Meme: Internet Meme Database. Available at: http://knowyourmeme.com/ (accessed: 26.04.2017).

Kozhevnikova S. I. Iazyk kommunikatsii v molodezhnoi subkul’ture [Language of communication in youth subculture]. Piatye Lazarevskie chteniia «Liki traditsionnoi kul’tury»: materialy mezhdunar. nauch. konf. Cheliabinsk, 25–26 fevr. 2011 g. [5th Lasarev Scientific Conference “Images of traditional culture”: proceedings of international scientific conference. Cheljabinsk, 25–26 February 2011], in 2 parts. Ed. professor N. G. Apuhtina. Cheliabinsk, Cheliab. gos. akad. kul’tury i iskusstv Publ., 2011, pt. 2, pp. 234–241. (In Russian)
Опубликован
2017-12-06
Как цитировать
Лысенко, Е. Н. (2017). Интернет-мемы в коммуникации молодежи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 10(4), 410–424. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2017.403