Образ советского человека в российском кино: социологический анализ

Авторы

  • Анна Андреевна Дупак Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-2379-6809

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.406

Аннотация

Кино рассматривается как инструмент исторической политики, способ интерпретации и транслирования представлений о различных эпизодах отечественной истории. Выборку исследования составили восемь самых кассовых невоенных российских фильмов о советском обществе, вышедших на экраны в период с 2008 по 2017 г. На основании способа организации сюжета и поднимаемых в картинах тем фильмы были разделены на две группы: фильмы о свершениях и фильмы о личной жизни. В качестве основных методов исследования использовались контент-анализ экранного времени, отведенного отдельным сценам и персонажам, обсуждению важных тем, а также дискурс-анализ речи героев. Для анализа основных образов использовано разделение персонажей на три типа: герой (главный положительный персонаж), оппонент (главный антагонист) и помощник. По результатам работы были сформулированы выводы о двойственности интерпретаций событий советской эпохи в современном массовом российском кино. Одной из ключевых тем во всех фильмах является противостояние человека и государства, проявляющееся через конфликт героя — выходца из народа — и оппонента — работника государственных структур. Положительными чертами наделяются персонажи, отстаивающие личные ценности, действующие самостоятельно и не боящиеся рисковать. В то же время персонажи, поддерживающие принятые в советском обществе ценности и действующие строго в рамках распоряжений начальства, маркируются негативно. В фильмах положительные представления о советском народе, наследницей достижений которого выступает Россия, противопоставляются отрицательным репрезентациям государственной системы, что можно рассматривать как вариант преодоления амбивалентности современных интерпретаций советской истории.

Ключевые слова:

современное российское кино, образ советского человека, историческая политика, контент-анализ, дискурс-анализ, нарратив, социология кино

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Мазур Л. Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 243–256.

Малинова О. Ю. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 207 с.

Milkie M. A. Social world approach to cultural studies: Mass Media and Gender in the Adolescent Peer Group // Journal of Contemporary Ethnography. 1994. Vol. 23 (3). P. 354–380. doi:10.1177/089124194023003005.

Жабский М. И. Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание. М.: Научно-исследовательский институт киноискусства, 2007. 308 с.

Van Zoonen L. Audience reactions to Hollywood politics // Media, Culture and Society. 2007. Vol. 29 (4). P. 531–542. doi: 10.1177/0163443707076188.

Грей Г. Кино. Визуальная антропология. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 203 с.

Вейц М. Стратегии реконструирования советской повседневности и телесности в современном российском кинематографе // Визуальная антропология: настройка оптики / под ред. Е. В. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2009. С. 281–283.

Ямпольский М. Б. Исчезновение как форма существования // Киноведческие записки. 1999. Т. 44 (дек.). С. 21–27.

Аронсон О. По ту сторону кино. «Хрусталев, машину!» Алексея Германа и проблемы «советского» // Метакино. М.: АдМаргинем, 2003. С. 218–227.

Якобидзе-Гитман А. Восстание фантазмов: сталинская эпоха в постсоветском кино. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 312 с.

Исаев Е. М., Пожидаева И. В. Популярная история в современной России: мифы, образы и представления о прошлом в спортивном историческом фильме // Гуманитарный вектор. Сер. «История, политология». 2016. Т. 11, № 4. С. 128–136.

Larsen S. Melodramatic Masculinity, National Identity, and the Stalinist Past in Postsoviet Cinema // Studies in 20th Century Literature: Russian Culture of the 1990s. 2000. Р. 85–120. doi: 10.4148/2334-4415.1476.

Хохлов В. А. Великая Отечественная война в современном российском кино: продолжение в фэнтези-будущем // Новый исторический вестник. 2010. № 23. URL: http://www.nivestnik.ru/2010_1/3.shtml (дата обращения: 04.05.2018).

Чистякова В. О. Отечественное военное кино 1911–2011-х годов: медиатизация памяти // Культурологический журнал. 2013. № 3 (9). С. 1–14.

Евгеньева Т. В. Историческая память и национально-государственная идентичность в современной России // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21). С. 27–36.

Волков Е. В. Война на экране: киноэпопеи Ю. Н. Озерова в контексте коллективной памяти советского общества 1960–1980-х годов // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук: материалы 67-й научной конференции. URL: http://dspace.susu.ac.ru/xmlui/handle/0001.74/5565 (дата обращения: 17.12.2017).

Гроных А. А. Медиа и общество. Вильнюс: ЕГУ, 2013. 404 с.

Островская Е. А. Дискурс-анализ «Левиафана»: православная идеология в артхаусном кино // Мониторинг. 2017. № 2 (138). С. 211–232.

Йоргенсен М. В., Филипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Гуманитарный центр, 2008. 352 с.

Пропп В. Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. 168 с.

Миллер А. И. Россия: власть и история // Pro et contra. 2009. № 3–4 (46).

Титов В. В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности в России: роль институтов культуры и массмедиа // Известия Тульск. гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 45–57.


References

Mazur L. N. The Image of the Past: Historical Memory Formation. Izvestiia Uralskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, pp. 243–256. (In Russian)

Malinova O. Y. Actual Past: the Symbolic Politics of the Elite and the Dilemma of Russian Identity. Moscow, Political Encyclopedia Publ., 2015. 207 p. (In Russian)

Milkie M. A. Social world approach to cultural studies: Mass media and gender in the adolescent peer group. Journal of Contemporary Ethnography, 1994, no. 23 (3), pp. 354–380. doi:10.1177/089124194023003005.

Zabskii M. I. Сinema poles: attraction and repulsion. Moskow, Institut kinoiskusstva, 2007. 308 p.(In Russian)

Van Zoonen L. Audience reactions to Hollywood politics. Media, Culture & Society, 2007, no. 29 (4), pp. 531–547. doi: 10.1177/0163443707076188.

Grey G. Cinema: Visual Antropology. Moskow, Novoye Publ., 2014. 203 p. (In Russian)

Veiz M. Strategies of reconstruction of Soviet physicality and everyday life in contemporary Russian cinema. Vizual'naia antropologiia: Nastroika optiki. Moskow, Variant Publ., 2009, pp. 281–283. (In Russian)

Yampolskiy M. B. Disappearance as a form of existence. Kinovedcheskie zapiski, 1999, vol. 44, pp. 21–27. (In Russian)

Aronson O. On the other side of the cinema. “Khrustalev, mashinu!” of Aleksey German and problems of “Soviet”. Metakino. Moskow, Ad Marginem Publ., 2003. (In Russian)

Yakobidze-Gitman A. The uprising of fantasies: Stalin era in the post-Soviet cinema. Moscow, Novoye Publ., 2015. 312 p. (In Russian)

Isaev E. M., Pozhidaeva I. V. Popular History in Modern Russia: Myths, Images and Ideas of the Past in Sport Historical Film. Gumanitarnii vektor, 2016, vol. 11, no. 44, pp. 128–136. (In Russian)

Larsen S. Melodramatic Masculinity, National Identity, and the Stalinist Past in Postsoviet Cinema. Studies in 20th & 21st Century Literature, 2000, no. 24 (1), pp. 85–120. doi: 10.4148/2334-4415.1476.

Khokhlov V. A. Great Patriotic War in Contemporary Russian Cinema: Continuation in the Fantasy-Future. Novii istoricheskii vestnik, 2010, no. 23. URL: http://www.nivestnik.ru/2010_1/3.shtml (accessed: 04.05.2018). (In Russian)

Chistiakova V. O. National military cinema 1911–2011: mediation of memory. Kultorologicheskii zhurnal, 2013, no. 3 (9), pp. 1–14. (In Russian)

Evgenieva T. V. Historical memory and national identity in modern Russia. Zennosti i smysly, 2012, no. 5 (21), pp. 27–36. (In Russian)

Volkov E. V. War on the screen: Film epics of Ozerov in the context of collective memory of Soviet society of 1960s–1980s. Nauka YUrGY. Sectsii Sozialno-gumanitarnykh nauk. URL: http://dspace.susu.ac.ru/xmlui/handle/0001.74/5565 (accessed: 17.12.2017). (In Russian)

Gronych A. A. Media and Society. Vilnus, EGU Publ., 2013. 404 p. (In Russian)

Ostrovskaya E. A. Discourse analysis of “Leviafan”: Ortodox ideology in the arthause cinema. Monitoring, 2017, no. 2 (138), pp. 211–232. (In Russian)

Jørgensen M. W., Phillips L. J. Discourse analysis as theory and method. Kharkiv, Humanitarian center, 2008. 352 p.

Propp V. I. Morphology of the Folktale. Moscow, Nauka Publ., 1969. 168 p. (In Russian)

Miller А. I. Russia: the power and historyю. Pro et Contra, 2009, no. 2, pp. 51–52. (In Russian)

Titov V. V. Policy of memory and the formation of national-state identity in Russia: the role of cultural institutes and mass media. Izvestia Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2016, no. 3, pp. 45–57. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

04.12.2019

Как цитировать

Дупак , А. А. (2019). Образ советского человека в российском кино: социологический анализ . Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 12(4), 385–402. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.406