«Чувства» и «эмоции» как социологические категории

Авторы

  • Владимир Иванович Ильин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.402

Аннотация

Понятия «чувства» и «эмоции» занимают центральное место в системе категорий социологии эмоций. Они сформировались в контексте психологии и приспособлены для решения ее специфических задач, адекватны ее предмету. Социология эмоций не просто продолжает традиции психологии, но и существенным образом изменяет предмет, что предполагает столь же существенную коррекцию категориального аппарата. Однако, несмотря на большую проделанную в этом направлении работу, он по-прежнему чрезмерно привязан к психологии, а граница между категориями «чувства» и «эмоции» размыта и противоречива до такой степени, что нередко просто исчезает. Целью данной статьи является максимально возможное прояснение специфики этих категорий. Для этого автором анализируется и обобщается уже сделанное в этом направлении и предлагается свой вариант упорядочения. Чувства характеризуют внутренние переживания разного рода, вызываемые биологическими и социальными факторами. Управление чувствами предполагает приведение их в соответствие с ролевыми ожиданиями, что выводит их в предметное поле социологии. Чувства — это сущность, которая является в форме эмоций. Первичные эмоции напрямую выражают чувства и не имеют интенционального характера, однако, проявляясь в публичном пространстве, они превращаются в предмет интерпретации окружающими в соответствии с принятым в данной среде языком эмоций. Эмоции, будучи частью социальной роли, конструируются, обнаруживая разные формы связи с чувствами. На одном полюсе эмоции адекватно выражают переживаемые чувства с точки зрения их содержания и интенсивности. По мере удаления от него связь становится относительной, а на другом полюсе вообще исчезает: за исполняемыми эмоциями не стоят никакие чувства. Библиогр. 27 назв.

Ключевые слова:

психология, социология, чувства, эмоции, социальный перформанс, социальная роль

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Emotions: Social Science Reader // eds M. Greco, P. Stenner. London; New York: Routledge Student Reader, 2008. 480 p.

Пешкова (Зотова) А. Б. К вопросу о соотношении понятий «эмоция» и «чувство» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 12. С. 79–82.

Cromby J. Toward a psychology of feeling // International Journal of Critical Psychology. 2007. Vol. 21. P. 94–118.

Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. URL: http://flogiston.ru/library/leontev (дата обращения: 1.10.2016).

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2013. 784 с.

Reddy W. M. The Navigation of Feeling. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 380 p.

Козлов Н. И. Эмоции и чувства // Психологос. Энциклопедия практической психологии. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/emocii_i_chuvstva (дата обращения: 29.09.2016).

McCarthy E. D. Emotions are social things: an essay in the sociology of emotions // eds D. D. Franks, E. D. McCarthy. The Sociology of Emotions. London: JAI Press, 1989. 302 p.

Thoits P. A. The Sociology of Emotions // Annual Review of Sociology. 1989. Vol. 15. P. 317–342.

Hochschild A. Emotion work, feeling roles, and social structure // American Journal of Sociology. 1979. Vol. 85. P. 551–575.

Ekman P., Friesen W. Facial Action Coding System. Palo Alto: Consulting Psychologists Press, Inc., 1978. 80 p.

Ekman P., Friesen W. V. A new pan-cultural facial expression of emotion // Motivations & Emotions. 1986. Vol. 10. P. 159–168.

Ekman P., Friesen W. V., Ellsworth P. Emotion in the Human Face. Guidelines for Research and an Integration of Finding. New York: Pergamon Press Inc., 1972. 190 p.

Ashforth B., Humphrey R. Emotion in the workplace: A reappraisal // Human Relations. 1995. Vol. 48. P. 97–125.

Kemper T. D. How many Emotions are there? Wedding the Social and Autonomic Components // American Journal of Sociology. 1987. Vol. 93. P. 263–289.

Ekman P. What Scientists Who Study Emotion Agree About // Perspectives on Psychological Science. 2016. Vol. 11, N 1. P. 31–34.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс, 2000. 304 c.

Hochschild A. The managed heart: Commercialization of human feeling. Berkeley: University of California Press, 1983. 331 p.

Kruml S. M., Geddes D. Exploring the dimensions of Emotional Labor. The Heart of Hochschild’s Work // Management Communication Quarterly. 2000. Vol. 14, N 1. P. 8–49.

Leighton S. R. Feelings and Emotion // The Review of Metaphysics. 1984. Vol. 38, N 2. P. 303–320.

Lyons W. Emotion. Cambridge: University Press, 2004. 233 p.

Solomon R. C. Thinking About Feeling. Oxford: Oxford University Press, 2004. 297 p.

Шульце Г. Производят впечатления. Интервью // Esquire URL: https://esquire.ru/events (дата обращения: 20.09.2016).

Пайн Д., Гилмор Д. Х. Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена. М.: Издат. дом «Вильямс», 2005. 304 с.

Morris J., Feldman D. The dimensions, antecedents, and consequences of emotional labor // Academy of Management Review. 1996. Iss. 21. P. 986–1010.

Сувалко А. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств. Препринт WP20/2013/5. Серия WP20. М.: Высшая школа экономики, 2013. 48 с.

Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 9 т. М.: Искусство, 1990. Т. 3. Работа актера над собой. 508 с.


References

Emotions: Social Science Reader. Eds M. Greco, P. Stenner. London, New York, Routledge Student Reader Publ., 2008. 480 p.

Peshkova (Zotova) A. B. K voprosu o sootnoshenii poniatii «emotsiia» i «chuvstvo» [Inrerrelations of categories ‘Emotions’ and ‘Feelings’]. Sovremennaia nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Ser.: Gumanitarnye nauki [Modern science: problems of theory and practice. Humanities], 2014, no. 1–2, pp. 79–82.(In Russian)

Cromby J. Toward a psychology of feeling. International Journal of Critical Psychology, 2007, vol. 21, pp. 94–118.

Leont’ev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, Motives and Emotions]. Available at: http://flogiston.ru/library/leontev (accessed: 1.10.2016). (In Russian)

Il’in E. P. Emotsii i chuvstva [Emotions and Feelongs], 2nd ed. St. Petersburg, Piter Publ., 2013. 784 p.(In Russian)

Reddy W. M. The Navigation of Feeling. Cambridge, Cambridge University Press, 2001. 380 p.

Kozlov N. I. Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. Psikhologos. Entsiklopediia prakticheskoi psikhologii [Psichologos. Encyclopedia of practical psychology]. Available at: http://www.psychologos.ru/articles/view/emocii_i_chuvstva (accessed: 29.09.2016). (In Russian)

McCarthy E. D. Emotions are social things: an essay in the sociology of emotions. The Sociology of Emotions. Eds D. D. Franks, E. D. McCarthy. London, JAI Press, 1989. 302 p.

Thoits P. A. The Sociology of Emotions. Annual Review of Sociology, 1989, vol. 15, pp. 317–342.

Hochschild A. Emotion work, feeling roles, and social structure. American Journal of Sociology, 1979, vol. 85, pp. 551–575.

Ekman P., Friesen W. Facial Action Coding System. Palo Alto, Consulting Psychologists Press, Inc., 1978. 80 p.

Ekman P., Friesen W. V. A new pan-cultural facial expression of emotion. Motivations & Emotions, 1986, vol. 10, pp. 159–168.

Ekman P., Friesen W. V., Ellsworth P. Emotion in the Human Face. Guidelines for Research and an Integration of Finding. New York, Pergamon Press Inc. Publ., 1972. 190 p.

Ashforth B., Humphrey R. Emotion in the workplace: A reappraisal. Human Relations, 1995, vol. 48, pp. 97–125.

Kemper T. D. How many Emotions are there? Wedding the Social and Autonomic Components. American Journal of Sociology, 1987, vol. 93, pp. 263–289.

Ekman P. What Scientists Who Study Emotion Agree About. Perspectives on Psychological Science, 2016, vol. 11, no. 1, pp. 31–34.

Gofman I. Predstavlenie sebja drugim v povsednevnoj zhizni [The Presentaion Self in Every Day Life]. Moscow, Kanon-press, 2000. 304 p.

Hochschild A. The managed heart: Commercialization of human feeling. Berkeley, University of California Press, 1983. 331 p.

Kruml S. M., Geddes D. Exploring the dimensions of Emotional Labor. The Heart of Hochschild’s Work. Management Communication Quarterly, 2000, vol. 14, no. 1, pp. 8–49.

Leighton S. R. Feelings and Emotion. The Review of Metaphysics, 1984, vol. 38, no. 2, pp. 303–320.

Lyons W. Emotion. Cambridge, University Press, 2004. 233 p.

Solomon R. C. Thinking About Feeling. Oxford, Oxford University Press, 2004. 297 p.

Shul’tse G. Proizvodiat vpechatleniia. Interv’iu [Creating impression]. Esquire. Available at: https://esquire.ru/events (accessed: 20.09.2016). (In Russian)

Pain D., Gilmor D. Kh. Ekonomika vpechatlenii [Economy of Impressions]. Rabota — eto teatr, a kazhdyi biznes — stsena. Moscow, Izdat. dom “Vil’jams”, 2005. 304 p. (In Russian)

Morris J., Feldman D. The dimensions, antecedents, and consequences of emotional labor. Academy of Management Review, 1996, issue 21, pp. 986–1010.

Suvalko A. Emotsional’nyi kapitalizm: kommertsializatsiia chuvstv [Emotional capitalism: commercialization of feelings]. Preprint WP20/2013/5. Seriia WP20. Moscow, Vysshaia shkola ekonomiki, 2013. 48 p. (In Russian)

Stanislavskii K. S. Sobranie sochinenii: v 9 t. [Collection of works in 9 volumes]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1990. Vol. 3. Rabota aktera nad soboi. 508 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.03.2017

Как цитировать

Ильин, В. И. (2017). «Чувства» и «эмоции» как социологические категории. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (4), 28–40. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.402