Опыт применения процедуры неоконченных предложений в социологическом исследовании
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.402Аннотация
Статья посвящена авторскому опыту применения методики неоконченных предложений в социологическом исследовании. В качестве контрольной эта процедура дополняет традиционные в социологическом исследовании количественные и номинальные шкалы, давая возможность коснуться неосознаваемой рефлексии респондента, иными словами, уменьшить негативный эффект «социальной желательности ответов». Читателю предлагаются апробированные в исследованиях наборы предложений по изучению гендерных стереотипов, этнокультурной обусловленности стереотипов семейной жизни, социальной дистанции в межэтнических отношениях. Как пример интерпретации и оформления результатов применения этой процедуры в статью включено описание данных исследования этнической идентичности молодежи русской национальности (2019). В ходе последнего по времени исследования была обнаружена гендерная обусловленность этнической идентичности и этнической толерантности. У мужчин этноцентризм чаще, чем у женщин, входит в содержательную структуру этничности. Эта установка проявляется, в частности, в следующем: 1) понятие «патриотизм» наполняется преимущественно этническим, а не национальным содержанием; 2) в перечне характеристик русской идентичности доминируют природно-пространственные и державные атрибуции, в то время как культура занимает значительно более скромное место. У респондентов-мужчин выше уровень исламской фобии, что проявляется в преимущественно негативном отношении к вступлению в брак с мусульманами, а также строительству мечети в родном городе респондента. Автор обосновывает предпочтительность процедуры неоконченных предложений по сравнению с традиционными шкалами следующими аргументами: обеспечением контроля по отношению к закрытым вопросам, измерением не только рефлексивного, но и неосознаваемого уровня реакции и оценки явлений окружающей действительности, целесообразностью использования серии неоконченных предложений при опросе специфических групп населения (подростков). В заключении даются подробные рекомендации по использованию данной процедуры в разработке социологического инструментария. Статья может быть полезна как социологам-практикам, так и студентам, обучающимся на факультете социологии.
Ключевые слова:
рефлексия, этнический стереотип, социальная дистанция, межэтнические отношения, этническая идентичность, контент-анализ
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.