Социальные настроения молодых петербуржцев

Авторы

  • Зинаида Васильевна Сикевич Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.402

Аннотация

Представлен эмпирический анализ социальных ожиданий и настроений современного молодого поколения на примере Санкт-Петербурга. Изучение рассматриваемого феномена базируется на трех исследованиях, проведенных под руководством автора в 1996, 2011 и 2019 гг. В основу статьи положены данные исследования 2019 г. — 153 чел. (СПб., возрастная группа 18–29 лет, выборка квотная по полу, все респонденты русской национальности). При составлении опросного листа использовались авторские методики, в частности методика символических ассоциаций с последующим контент-анализом вербальных конструктов. В основной части статьи на основе эмпирических данных исследований продемонстрирована динамика изменений в социальных настроениях молодых людей. Изменения коснулись восприятия базовых для национальной идентичности понятий «Россия», «российское государство» и «российская власть». Если в отношении к России как к Родине динамика практически отсутствует, то в оценочных представлениях о государстве и власти наблюдаются существенные изменения. В отношении к власти зафиксирован рост протестных настроений, что обнаружено в ходе контент-анализа символических ассоциаций в исследовании 2019 г. по сравнению с исследованиями 1996 и 2011 гг. В историческом сознании молодежи присутствует позитивная динамика представлений о дореволюционном и советском периоде на фоне отсутствия динамики представлений о современном российском обществе. При
сравнении «советского общества» и «современного общества» зафиксированы изменения в символических ассоциациях в сторону увеличения численности ассоциаций, связанных с взаимоотношениями людей, и уменьшения числа политических ассоциаций. Приводятся эмпирические данные по содержанию национальной идеи, высказанные молодыми людьми. Иллюстративный материал включает таблицы и гистограммы.

Ключевые слова:

социальное настроение, социальное ожидание, национальная идентичность, поколение, взаимоотношения, национальная идея, государство, символическая ассоциация, контент-анализ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Парыгин Б. Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966. 328 с.

Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического сознания. М.: Наука, 1973. 88 с.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М.: Наука, 1979. 232 c.

Левада Ю. А. Советский человек. М.: Мысль, 1996. 300 с.

Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М.: Академия, 1996. 196 с.

Ольшанский Д. В. Массовые настроения в политике. М.: Прин-Ди, 1995. 238 с.

Moscovici S. Social representation: a historical view // Psychological journal. 1995. № 16 (1). Р. 3–18.

Markova I. Towards an epistemology of social representation // Journal for the theory of social behavior. 1996. № 26 (2). Р. 177–196.

Moscovici S. The Conspiracy Mentality // Changing Conceptions of Conspiracy / ed. by C. E. Graumann, S. Moscovici. New York: Springer, 1987. P. 151–169.

Ziller R. The Social Self. New York: Pergamom, 1973. 226 р.

Тощенко Ж. Т. Социальное настроение — феномен современной социологической теории и практики // СОЦИС. 1998. № 1. С. 21–34.

Ceron L. Every tweet counts? How sentiment analysis of social media can improve our knowledge of citizens political preferences with an application to Italy and France // New Media Soc. 2014. № 16 (2). Р. 340–358.

Ravi K., Ravi V. A survey on opinion mining and sentiment analysis: tasks, approaches and applications // Knowledge-Based Systems. 2015. № 89. Р. 14–46.

Yang S., Mo S., Liu A. Twitter financial community sentiment and its predictive relationship to stock market movement // Quantitative Finance. 2015. № 15 (10). Р. 1637–1656.

Luo W., Zhuang F., Cheng X., Shi Q. Ratable aspects over sentiments: predicting ratings for unrated reviews // IEEE International Conference on Data Mining (ICDM). 2014. Р. 380–389.

Cui Z., Feng Y. Can social sentiment affect spouse-based immigration? // Applied Economics Letters. 2019. № 26 (5). Р. 413–417.

Сикевич З. В. Этнические парадоксы и культурные конфликты в российском обществе. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. 212 с.

Социальное бессознательное / под ред. З. В. Сикевич. СПб.: Питер, 2005.348 с.

Этнопсихолингвистика / под ред. Ю. А. Сорокина. М.: Наука, 1988. 197 с.

Ключевский В. О. Собр. соч.: в 9 томах. М.: Мысль, 1987. Т. 1. 430 с.


References

Parygin B. Public Mood. Moscow, Mysl’ Publ., 1966. 328 p. (In Russian)

Porshnev B. Opposition as an element of ethnic self-consciousness. Moscow, Nauka Publ., 1973. 88 p. (In Russian)

Porshnev B. Social history and psychology. Moscow, Nauka Publ., 1979. 232 p. (In Russian)

Levada Yu. Soviet man. Moscow, Mysl’ Publ., 1996. 300 p. (In Russian)

Toshchenko Zh., Harchenko S. Social mood. Moscow, Akademiya Publ., 1996. 196 p. (In Russian)

Ol’shanskij D. Mass sentiment in politics. Moscow, Prin-Di Publ., 1995. 238 p. (In Russian)

Moskovichi S. Social representation: a historical view. Psychological journal, 1995, vol. 16, no. 1, pp. 3–18.

Marková I. Towards an Epistemology of Social Representations. Journal for the Theory of Social Behaviour, 1996, vol. 26 (2), pp. 177–196.

Moscovici S. The Conspiracy Mentality. Changing Conceptions of Conspiracy, ed. by C. E. Graumann, S. Moscovici. New York, Springer, 1987, pp. 151–169.

Ziller R. The Social Self. New York, Pergamom, 1973. 226 p.

Toshchenko Zh. Social mood. SOCIS, 1998, no. 1, pp. 21–34. (In Russian)

Ceron L. Every tweet counts? How sentiment analysis of social media can improve our knowledge of citizens political preferences with an application to Italy and France. New Media Soc, 2014, vol. 16, no. 2, pp. 340–358.

Ravi K., Ravi V. A survey on opinion mining and sentiment analysis: Tasks, approaches and applications. Knowledge-Based Systems, 2015, vol. 89, pp. 14–46.

Yang S., Mo S., Liu A. Twitter financial community sentiment and its predictive relationship to stock market movement. Quantitative Finance, 2015, vol. 15, no. 10, pp. 1637–1656.

Luo W., Zhuang F., Cheng X., Shi Q. H, Z. Ratable aspects over sentiments: predicting ratings for unrated reviews. IEEE International Conference on Data Mining (ICDM), 2014, pp. 380–389.

Cui Z., Feng Y. Can social sentiment affect spouse-based immigration? Applied Economics Letters, 2019, vol. 26, no. 5, pp. 413–417.

Sikevich Z. Ethnic paradoxes and cultural conflicts in Russian society. St. Petersburg, St. Petersburg State University Pabl., 2012. 212 p. (In Russian)

The social unconscious. Ed. Z. V. Sikevich. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 348 p. (In Russian)

Ethnopsycholinguistics. Ed. Yu. Sorokin. Moscow, Nauka Publ., 1988. 197 p. (In Russian)

Klyuchevskij V. Collected works in 9 volumes. Vol. 1. Moscow, Mysl’ Publ., 1987. 430 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.01.2021

Как цитировать

Сикевич, З. В. (2021). Социальные настроения молодых петербуржцев. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(4), 374–392. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.402

Выпуск

Раздел

Социальные проблемы российского общества

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)