МОДИФИКАЦИЯ ШКАЛЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА TROMSØ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы

  • Андрей Дмитриевич Наследов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Владислав Юрьевич Семенов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48

Аннотация

Целью настоящего исследования стала модификация методики социального интеллекта (СИ) Tromsø для русскоязычной выборки младших школьников и подростков. Результаты применения конфирматорного факторного анализа выявили двухфакторную структуру опросника, которая воспроизводится без изменений в различных по полу и возрасту выборках школьников. Соответствующие субшкалы модифицированного опросника были идентифицированы как «Социальное осознание» и «Социальные навыки». Эти субшкалы обладают достаточно высокой надежностью по внутренней согласованности входящих в них пунктов для разных половозрастных групп. Исследованы половые и возрастные различия школьников по этим субшкалам: наиболее высокие значения по обеим субшкалам наблюдаются у мальчиков 9–11 лет; для девочек наиболее высокие значения по субшкале «Социальные навыки» в 7–8 лет, наиболее низкие — в 12–13 лет. Значения по обеим субшкалам положительно коррелируют с социометрическим статусом младших школьников (7–11 лет), для подростков подобная связь не обнаружена. Разработаны тестовые нормы субшкал СИ Tromsø для российских учащихся 7–16 лет. Библиогр. 26. Ил. 2. Табл. 9.

Ключевые слова:

модификация, конфирматорный факторный анализ, социальное осознание, социальные навыки, младшие школьники, подростки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Семенов В. Ю. Построение операциональной модели социоэмоционального интеллекта // Научные исследования: от теории к практике: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 162–164.

Silvera D. H., Martinussen M., Dahl T. I. The Tromsø Social Intelligence Scale, a self-report measure of social intelligence // Scandinavian Journal of Psychology. 2001. Vol. 42. P. 313–319.

Gini G. Adaptation of the Italian Version of the Tromsø Social Intelligence Scale to the adolescent population. Department of Developmental and Socialisation Psychology University of Padova, Italy. 2005 // Journal of adolescence. 2006. Vol. 29. Issue 2. P. 307–312.

Birknerovа Z. Social and Emotional Intelligence in School Environment // Asian Social Science. 2011. Vol. 7, N 10. P. 241–248.

Chapin F. S. Preliminary standardization of a social insight scale // American Sociological Review. 1942. Vol. 7. P. 214–225.

Михайлова Е. С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 266 с.

Алдер Г. НЛП-техники развития интеллекта. СПб.: Питер, 2011. 192 с.

Conzelmann К., Weis S., Süβ H.-M. New findings about social intelligence. Development and application of the Magdeburg Test of Social Intelligence (MTSI) // Journal of Individual Diff erences. 2013. Vol. 34 (3). P. 119–137.

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Издательство ИП РАН, 1978. 312 с.

Кудрявцева Н. А. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993-1994). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. 478 с.

Ford M. Е. Social cognition and social competence in adolescence // Developmental Psychology. 1982. Vol. 18. P. 323–340.

Vernon P. E. Some characteristics of the good judge of personality // Journal of Social Psychology. 1933. Vol. 4. P. 42–57.

Cantor N., Kihlstrom J. F. Social intelligence: The cognitive basis of personality // Review of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 6. P. 15–33.

Albrecht К. Social intelligence: the new science of success. San Francisco: Jossey-Bass, 2006. 289 р.

Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1984. С. 63–67.

Савенков А. И. Концепция социального интеллекта. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388 (дата обращения: 28.11.2014).

Byrne B. M. Structural Equation Modeling With AMOS: Basic Concepts, Applications and Programming. 2nd ed. (Multivariate applications series). New York: Taylor & Francis Group, 2010. 396 p.

Наследов А. Д. IBM SPSS 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Изд-во Питер, 2013. 416 с.

Kline R. B. Principles and practice of structural equation modeling. 3nd ed. New York: Th e Guilford Press, 2011. 432 p.

Шмелев А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2013. 688 с.

Водопьянова Н. Е., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник «Потери и приобретения ресурсов» для специалистов социономических профессий // Вестник ТвГУ. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 4. С. 17–27.

Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное “выгорание” для специалистов социономических профессий» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2013. Вып. 4. С. 17–27.

Панова Н. В. Развитие компонентов психологической структуры социального интеллекта младших подростков в условиях школьного и дополнительного образования: дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 214 с.

Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенко В. Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал РАН. 2015. Т. 36, № 2. С. 32–43.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2011. 940 с.

Шешукова О. В. Гендерные особенности формирования социального интеллекта младших школьников: дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 250 с.


References

Semenov V. J. [Constructing of the operational model of socioemotional intelligence]. Nauchnye issledovaniia: ot teorii k praktike: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 12 fevr. 2015 g.) [Research: from theory to practice: Materials II Intern. scientific and practical. Conf. (Cheboksary, 12 Feb. 2015)]. Editorial Board O. Shirokov et al. Cheboksary, CNS “Interactive plus” Publ., 2015, pp. 162–164. (In Russian)

Silvera D. H., Martinussen M., Dahl T. I. The Tromsø Social Intelligence Scale, a self-report measure of social intelligence. Scandinavian Journal of Psychology, 2001, vol. 42, pp. 313–319.

Gini G. Adaptation of the Italian Version of the Tromsø Social Intelligence Scale to the adolescent population. Department of Developmental and Socialisation Psychology University of Padova, Italy. 2005. Journal of adolescence, 2006, vol. 29, issue 2, pp. 307–312.

Birknerovа Z. Social and Emotional Intelligence in School Environment. Asian Social Science, 2011, vol. 7, no. 10, pp. 241–248.

Chapin F. S. Preliminary standardization of a social insight scale. American Sociological Review, 1942, vol. 7, pp. 214–225.

Mihaylova E. S. Sotsial’nyi intellekt: kontseptsii, modeli, diagnostika [Social intelligence: concepts, models, diagnostics]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2007. 266 p. (In Russian)

Alder G. NLP-tekhniki razvitiia intellekta [NLP technology development of intelligence]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 192 p. (In Russian)

Conzelmann К., Weis S., Süβ H.-M.. New findings about social intelligence. Development and application of the Magdeburg Test of Social Intelligence (MTSI). Journal of Individual Differences, 2013, vol. 34(3), pp. 119–137.

Bobneva M. I. Sotsial’nye normy i reguliatsiia povedeniia [Social norms and regulation of behavior]. Moscow, Рublishing house of Russian Academy of Sciences, 1978. 312 p. (In Russian)

Kudryavtseva N. A. Edinstvo intellekta. Nauchnyi otchet (Grant RFFI 1993–1994) [Intellectual potential. Report on grant RFFI]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 1995. 478 p. (In Russian)

Ford M. Е. Social cognition and social competence in adolescence. Developmental Psychology, 1982, vol. 18, pp. 323–340.

Vernon P. E. Some characteristics of the good judge of personality. Journal of Social Psychology, 1933, vol. 4, pp. 42–57.

Cantor N., Kihlstrom J. F. Social intelligence: The cognitive basis of personality. Review of Personality and Social Psychology, 1985, vol. 6, pp. 15–33.

Albrecht К. Social intelligence: the new science of success. San Francisco, Jossey-Bass, 2006. 289 р.

Yuzhaninova A. L. K probleme diagnostiki sotsial’nogo intellekta lichnosti [Тhe problem of diagnosis of social intelligence of the person]. Problemy otsenivaniia v psikhologii [Problems in the estimation of psychology]. Saratov, Publishing house of the University of Saratov, 1984, pp. 63–67. (In Russian)

Savenkov A. I. Kontseptsiia sotsial’nogo intellekta [The concept of social intelligence]. Available at: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388 (accessed: 28.11.2014). (In Russian)

Byrne B. M. Structural Equation Modeling With AMOS: Basic Concepts, Applications, and Programming (2nd ed.) (Multivariate applications series). New York, Taylor & Francis Group, 2010. 396 p.

Nasledov A. D. IBM SPSS 20 i AMOS: professional’nyi statisticheskii analiz dannykh [IBM SPSS 20 and AMOS: professional statistical data analysis]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013. 416 p. (In Russian)

Kline R. B. Principles and practice of structural equation modeling. 3nd ed. New York, The Guilford Press, 2011. 432 p.

Shmelev A. G. Prakticheskaia testologiia. Testirovanie v obrazovanii, prikladnoi psikhologii i upravlenii personalom [Practical testology. Testing in education, applied psychology and human resource management]. Moscow, OOO IPTs “Maska”, 2013. 688 p. (In Russian)

Vodopyanova N. E., Nasledov A. D. Standartizirovannyi oprosnik «Poteri i priobreteniia resursov» dlia spetsialistov sotsionomicheskikh professii [Standardized questionnaire “Loses and gains of resources” for socionomic specialists]. Vestnik TvGU. Ser. “Pedagogika i psikhologiia” [Scientifi c bulletin of Tver State University. A series of “Pedagogy and Psychology”], 2013, no. 4, pp. 17–27. (In Russian)

Vodopyanova N. E., Starchenkova E. S., Nasledov A. D. Standartizirovannyi oprosnik «Professional’noe vygoranie» dlia spetsialistov sotsionomicheskikh professii [Th e standardized questionnare “Professional burnout” for specialists of socionomic professions]. Vestnik Saint-Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education, 2013, pp. 17–27. (In Russian)

Panova N. V. Razvitie komponentov psikhologicheskoi struktury sotsial’nogo intellekta mladshikh podrostkov v usloviiakh shkol’nogo i dopolnitel’nogo obrazovaniia. Diss. kand. psikhol. nauk [The development of the components of the psychological structure of social intelligence of younger teenagers in the conditions of school and further education. PhD psychol. sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2011. 214 p. (In Russian)

Golovey L. A., Savenyisheva S. S., Vasilenko V. E. Detsko-roditel’skie otnosheniia v stabil’nye i krizisnye periody detstva [Parent-child relationship in a stable and crisis periods of childhood]. Psikhologicheskii zhurnal RAN [Psychological bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2015, vol. 36, no. 2, pp. 32–43. (In Russian)

Craig G. Psikhologiia razvitiia [Human development]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 940 p. (In Russian)

Sheshukova O. V. Gendernye osobennosti formirovaniia sotsial’nogo intellekta mladshikh shkol’nikov. Diss. kand. psikhol. nauk[Gender features of formation of social intelligence of younger schoolchildren. PhD psychol. sci. diss.]. Moscow, 2008. 250 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

05.02.2016

Как цитировать

Наследов, А. Д., & Семенов, В. Ю. (2016). МОДИФИКАЦИЯ ШКАЛЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА TROMSØ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (4), 5–21. извлечено от https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/1296

Выпуск

Раздел

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ