Медиатизация здоровья в российской блогосфере

Авторы

  • Надежда Геннадьевна Осипова Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1
  • Анна Васильевна Лядова Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1
  • Мария Алексеевна Заплетнюк Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.305

Аннотация

В условиях стремительного развития информационных технологий социальная реальность все больше превращается в особое медийное пространство, пронизанное разнообразными каналами и  средствами связи, отличительными чертами которого выступают: конвергенция виртуального и реального, публичного и приватного, сетевизация социальных интеракций, определенный медиаязык, множественность контента и особые медиатехнологии его конструирования и трансляции, позволяющие новым медиа достаточно эффективно воздействовать на широкую аудиторию. Вследствие этого современные медиа распространяют свою трансформирующую способность на все сферы общественной жизни, влияя на их институциональную, нормативно-правовую структуру и  устоявшиеся практики. Сфера здоровья не является исключением. В  условиях медиатизации здоровье выступает как медийный продукт. Конструируемые современными медиа образ здоровья и практики его поддержания задают определенные установки и  паттерны восприятия рисков здоровью, болезней и  способов их предотвращения, которые в процессе их артикуляции путем седиментациии и интериоризации формируют социальные представления и поведение населения в сфере здоровья. При этом зачастую эти образцы имеют амбивалентное и даже деструктивное влияние. Одним из доминирующих форматов медиапотребления сегодня выступают блоги. В  статье представлен анализ медиатизации здоровья на примере российской блогосферы. Выявлены жанрово-тематические особенности блогов о здоровье, а также выделены типы блогов на основе профессионального статуса контентмейкеров (экспертные, псевдоэкспертные, любительские). Из анализа данных об уровне медиапотребления (критерий — число подписчиков) установлено, что преобладающими являются псевдоэкспертные блоги, посвященные практикам здорового образа жизни и различ-ным проблемам психического здоровья. На основе полученных данных выделены особенности медиадискурса о здоровье в российской блогосфере

Ключевые слова:

здоровье, медиатизация, блогосфера, блоги

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Crosbie V. What is new media? // International Journal of New Media Studies. 2015. Vol. 1, no. 1. Р. 1–6.

Thompson J.B. The Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Standford: Standford University Press, 1995.

Артамонова Ю.Д., Володенков С.В. Медиатизация как исследовательский концепт: основные предпосылки, формирование и возможности дальнейшего развития // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 2. С. 9–27.

Примаков В.Л. Медиатизированное общество — новая реальность: как массмедиа формируют и регулируют общественные отношения // Новая реальность и современные коммуникативные технологии: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 23–25 октября 2019 года / под ред. А.Я.Касюка, И.К.Харичкина. М., 2020. С. 176–190.

Hjarvard S. The mediatization of society // Nordicom Review. 2008. No. 29 (2). P. 102–131.

Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press, 2017.

Hepp A. Deep Mediatization. London: Routledge, 2020.

Hepp A., Breiter A., Hasebrink U. Communicative figurations: Transforming communications in times of deep mediatization. Berlin: Springer Nature, 2018.

Lupton D. COVID Societies. Theorising the Coronavirus Crisis. London: Routledge, 2022.

Василькова В.В., Легостаева Н.И. Социальные боты в компьютерной пропаганде: серфинг на информационной волне коронавируса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6 (160). С. 329–356.

Хохлов А.А. Конспирологические теории как феномен медиавоздействия на общественное сознание // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2020. № 2. С. 94–102.

Дудина В.И., Сайфулина В.О. «Почитала, еще меньше вакцинироваться захотелось»: онлайн-дискурс вакцинной нерешительности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 1. С. 279–298.

Искандерова Л.В. Дискурсивные практики онлайн-взаимодействия врачей и пациентов (на примере медицинского интернет-форума «Health.mail.ru») // Дискурс. 2020. Т. 6, № 5. С. 73–86.

Shutova M.V., Rocheva Ya. S. Digital mediatization in medicine: New models of clinic-todoctor-to-patient interaction // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2021. Vol. 26, no. 4. P. 722–729.

Лехциер В.Л., Готлиб А.С. Пациентские нарративы из ковидных отделений в социальных сетях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15. Вып. 4. С. 384–404.

Farsi D. Social media and health care. Part I: Literature review of social media use by health care providers // Journal of Medical Internet Research. 2021. No. 23 (4). P. e23205.

Le L., Hoang P., Pham H. Sharing health information across online platforms: A systematic review // Health Communiсation. 2023. Vol. 38 (8). Р. 1550–1562.

Кульпин С.В., Савчук Г.А., Якимова О.А. Зачем молодежь создает контент о здоровом образе жизни: факторный анализ тематических блогов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2 (156). С. 168–190.

Taylor K., Humphrey J. Impact of medical blog reading and information presentation on readers’ preventative health intentions: Mixed methods, multistudy investigation // Journal of Medical Internet Research. 2021. Vol. 23 (12). P. e23210.

Enjolras B., Kjersti T. Health on Social Media: Mediatization of Subjective Experience? // Health & New Media Research. 2021. No. 5. Р. 220–250.

Mikal J., Beckstrand M., Grande S.W., Parks E., Oyenuga M., Odebunmi T., Okedele O., Uchino B., Horvath K. Online support seeking and breast cancer patients: Changes in support seeking behavior following diagnosis and transition off cancer therapy // Health Communication. 2020. Vol. 6 (6). Р. 731–740.

Papathomas A., White H., Plateau C. Young people, social media, and disordered eating // V.Goodyear (ed.). Young People, Social Media and Health. London: Routledge, 2019. P. 101–116.

Kvardova N., Machackova H., Smahel D. The direct and indirect effects of online social support, neuroticism, and web content internalization on the drive for thinness among women visiting health-oriented websites // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol.17 (7). P.2416.

Suarez-Lledo V., Alvarez-Galvez J. Prevalence of health misinformation on social media: Systematic review // Journal of Medical Internet Research. 2021. Vol. 23, no. 1. P. e17187.

Ним Е.Г. «Вы есть ваши данные»: селф-трекинг как феномен глубокой медиатизации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2020. № 5. С. 29–53.

Kent R. The Digital Health Self. Bristol: Bristol University Press, 2023.

Number of US Bloggers in 2022/2023: Demographics, Revenues, and Best Practices. URL: https://financesonline.com/number-of-us-bloggers/ (дата обращения: 03.05.2023).

Евсюкова Т.В., Гермашева Т.М. Основные подходы к определению понятий «блог» и «блогосфера» в лингвистике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11–12. С. 234–239.

Никовская Л.И. Блогинг как стремительно растущий институт публичной политики в контексте формирующегося сетевого общества // Социально-политические исследования. 2022. № 4 (17). С. 5–17.

Машлыкина Н.Д., Сидорова И.Г. Медиаличность в персональном дискурсе блогосферы: коммуникативные средства самовыражения // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 4. C. 22–31.

Пак Е.М. Блогосфера как новый вид медиаформы // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2021. Т. 12, № 5 (52). С. 128–132.

Agarwal N., Liu H. Blogosphere: Research issues, tools, and applications // SIGKDD Explorations. 2008. No. 10. P. 18–31.

Пивоварчик Т.А. Сетевой медицинский дискурс байнета: культура коммуникаций // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6, № 3. С. 776–793.

References

Crosbie V. What is new media? International Journal of New Media Studies, 2015, vol. 1, no. 1, pp. 1–6.

Thompson J.B. The Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Standford, Standford University Press, 1995.

Artamonova Yu., Volodenkov S. Mediatization as a research concept: Main prerequisites of the formation and possibilities for further development. PRAXEMA. Journal of Visual Semiotics, 2021, no. 2, pp. 9–27. (In Russian)

Primakov V.L. Mediatized society — a new reality: How mass media shape and regulate social relations. Novaia real’nost’ i sovremennye kommunikativnye tekhnologii: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 23–25 oktiabria 2019 goda (pp. 176–190), A.Ya. Kasiuk, I.K.Harichkin (eds). Мoscow, 2020. (In Russian)

Hjarvard S. The mediatization of society. Nordicom Review, 2008, no. 29 (2), pp. 102–131.

Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge, Polity Press, 2017.

Hepp A. Deep Mediatization. London, Routledge, 2020.

Hepp A., Breiter A., Hasebrink U. Communicative figurations: Transforming communications in times of deep mediatization. Berlin, Springer Nature, 2018.

Lupton D. COVID Societies. Theorising the Coronavirus Crisis. London, Routledge, 2022.

Vasil’kova V.V., Legostaeva N.I. Social bots in computer propaganda: Surfing the information wave of coronavirus. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2020, no. 6 (160), pp. 329–356. (In Russian)

Hohlov A.A. Conspiracy theories as a phenomenon of media influence on public consciousness. Vestnik RGGU. Series: Filosofiia. Sociologiia. Iskusstvovedenie, 2020, no. 2, pp. 94–102. (In Russian)

Dudina V.I., Saifulina V.O. “I read it, I wanted to get vaccinated even less”: An online discourse of vaccine hesitancy. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2023, no. 1, pp. 279–298. (In Russian)

Iskanderova L.V. Discursive practices of doctor — patient online-communication (the case of “Health.mail.ru”). Discourse, 2020, vol. 6, no. 5, pp. 73–86. (In Russian)

Shutova M. V., Rocheva Ya. S. Digital mediatization in medicine: New models of clinic-to-doctor-to-patient interaction. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2021, vol. 26, no. 4, pp. 722–729.

Lekhtsier V.L., Gotlib A. S. Patient narratives from COVID-19 wards in social media. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 2022, vol. 15, issue 4, pp. 384–404. (In Russian)

Farsi D. Social media and health care. Part I: Literature review of social media use by health care providers. Journal of Medical Internet Research, 2021, no. 23 (4), p. e23205.

Le L., Hoang P., Pham H.C. Sharing health information across online platforms: A systematic review. Health Communiсation, 2023, vol. 38 (8), pp. 1550–1562.

Kul’pin S.V., Savchuk G.A., Jakimova O.A. Why young people create content about healthy lifestyles: Factor analysis of thematic blogs. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 2020, no. 2 (156), pp. 168–190. (In Russian)

Taylor K., Humphrey J. Impact of medical blog reading and information presentation on readers’ preventative health intentions: Mixed methods, multistudy investigation. Journal of Medical Internet Research, 2021, vol. 23 (12), p. e23210.

Enjolras B., Kjersti T. Health on social media: Mediatization of subjective experience? Health & New Media Research, 2021, no. 5, pp. 220–250.

Mikal J., Beckstrand M., Grande S.W., Parks E., Oyenuga M., Odebunmi T., Okedele O., Uchino B., Horvath K. Online support seeking and breast cancer patients: Changes in support seeking behavior following diagnosis and transition off cancer therapy. Health Communication, 2020, vol. 6 (6), pp. 731–740.

Papathomas A., White H., Plateau C. Young people, social media, and disordered eating. In: V.Goodyear (ed.). Young People, Social Media and Health. London, Routledge, 2019.

Kvardova N., Machackova H., Smahel D. The direct and indirect effects of online social support, neuroticism, and web content internalization on the drive for thinness among women visiting health-oriented websites. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, vol. 17 (7), p. 2416.

Suarez-Lledo V., Alvarez-Galvez J. Prevalence of health misinformation on social media: Systematic review. Journal of Medical Internet Research, 2021, vol. 23, no. 1, p. e17187.

Nim E.G. “You are your data”: Self-tracking as a phenomenon of deep mediatization. Vestnik of Moscow University. Series 10. Journalism, 2020, no. 5, pp. 29–53. (In Russian)

Kent R. The Digital Health Self. Bristol, Bristol University Press, 2023.

Number of US Bloggers in 2022/2023: Demographics, Revenues, and Best Practices. Available at: https://financesonline.com/number-of-us-bloggers/ (accessed: 03.05.2023).

Evsjukova T.V., Germasheva T.M. The main approaches to the definition of the concepts “blog” and “blogosphere” in linguistics. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2015, no. 11–12, pp. 234–239. (In Russian)

Nikovskaja L.I. Blogging as a rapidly growing institution of public policy in the context of the emerging network society. Sotsial’no-politicheskie issledovaniia, 2022, no. 4 (17), pp. 5–17. (In Russian)

Mashlykina N.D., Sidorova I.G. Mediality in the personal discourse of the blogosphere: Communicative means of self-expression. Aktual’nye problemy filologii i pedagogicheskoi lingvistiki, 2020, no. 4, pp. 22–31. (In Russian)

Pak E.M. The blogosphere as a new kind of media form. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniia RANHiGS, 2021, vol. 12, no. 5 (52), pp. 128–132. (In Russian)

Agarwal N., Liu H. Blogosphere: Research issues, tools, and applications. SIGKDD Explorations, 2008, no. 10, pp. 18–31.

Pivovarchyk T.A. Medical discourse network of bynet: Communication culture. Communication Studies (Russia), 2019, vol. 6, no. 3, pp. 776–793. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.01.2024

Как цитировать

Осипова, Н. Г., Лядова, А. В., & Заплетнюк, М. А. (2024). Медиатизация здоровья в российской блогосфере. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 16(3), 309–323. https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.305