Идеи М.М.Ковалевского о воспитании и обучении молодежи
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.304Аннотация
Рассматривается творчество Ковалевского как предыстория отечественной социологии молодежи. Основной метод — историографический и ретроспективный анализ. Анализируются его понимание сущности воспитания (не подведение всех под один шаблон, а развитие индивидуальных особенностей каждого, взаимосвязь социализации и индивидуализации, сочетание долга перед обществом и свободы личного самоопределения) и основных агентов воспитания (семья и школа). Акцент социолога на эволюционность социального развития определял невозможность одномоментного создания нового строя, новой религии и морали. Семья — главный очаг воспитания молодежи. Ее история — история межпоколенческих отношений с перспективой: семья — «замиренная среда». Устойчивость семьи и культ семьи, предков. Обоснование перехода от традиционного воспитания (подчинение и повиновение молодежи) к «руководительству возрастающим поколением». Образование — целостный процесс (неотделимый от воспитания), усвоение начал общечеловеческой культуры. Ориентир социолога — доступность образования, снятие социальных преград на пути к образованию, постановка им проблем равенства (неравенства) стартовых позиций, шансов молодежи, связи образования и самообразования. Важнейшая функция университета — воспитание, воспитательный характер непосредственного общения преподавателей и студентов, его «обратное» воздействие на воспитателей, значимость межличностного общения в студенческой среде и студенческого самоуправления. Университет — очаг «руководящих течений общественной мысли». Важность воспитательного значения социологии, синтезирующей принципы человеческого общежития. Учет чужого опыта обучения и воспитания (выход на уровень мировой науки и литературы и «неприятие слепого подражательства»). В заключение определяются перспективы дальнейшего анализа проблематики отдельных направлений воспитания молодежи в творчестве Ковалевского.
Ключевые слова:
М.М.Ковалевский, социологическое наследие, социология молодежи, воспитание, семья, школа, университет, социализация
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.