Занятость молодежи нового рабочего класса организаций общественного питания в период пандемии
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.102Аннотация
Мировая пандемия COVID-19 негативным образом повлияла на все сферы человеческой деятельности и существенно ухудшила ситуацию в социально-трудовой сфере. Начиная с 2020 г. многие показатели состояния мирового рынка труда, в том числе уровня безработицы и уровня оплаты труда, показывают отрицательную динамику. Помимо экономического спада производства, роста социального неравенства и транзакционных издержек, пандемия оказалась фактором, приводящим миллионы людей в состояние морально-психологической подавленности (часто из-за потери работы и доходов) и даже психологической травмы. Многие исследователи даже говорят о ситуации «беспрецедентного социального шока», который невозможно сравнить с предыдущими экономическими рецессиями и кризисами. При этом пагубные последствия экономических трудностей, вызванных COVID-19, заметны практически среди всех слоев населения, чье материальное и эмоциональное состояние ухудшилось. Особую травматичность пандемического влияния ощутили прежде всего работники в наиболее уязвимых сегментах рынка труда, а в гендерном измерении — женщины. Такие негативные тенденции наблюдаются практически во всех странах мира, не исключая Россию. Особенно они оказались заметны в наиболее феминизированной сфере клиентского сервиса. Российскими исследователями отмечается, что больше всего пострадали в период пандемии работники организаций сферы обслуживания и торговли, вынужденных сократить 522 тыс. занятых. И среди пострадавших от последствий пандемии большое число занятых именно на рабочих позициях. Более того, наиболее сильное негативное влияние пандемический кризис оказал на рабочую молодежь, занятую в сфере клиентского сервиса. В мировой экономике в этой сфере до начала пандемии было занято более 40 % молодых работников (178 млн чел.), работавших в четырех наиболее пострадавших от кризиса отраслях: гостиничный бизнес, общественное питание, оптовая и розничная торговля.Тем не менее обострившиеся проблемы (в первую очередь связанные с падением уровня доходов и рисками потери рабочего места) пока не привели к кардинальному изменению моделей трудового поведения и стратегий работников на рынке труда. По крайней мере это справедливо для российских рабочих. Наши эмпирические данные также подтверждают этот тезис, позволяя утверждать, что подавляющее большинство рабочей молодежи по-прежнему придерживаются экономических моделей «терпеливое молчание» и «адаптивное приспособление», реализуя в социально-трудовой сфере стратегию выживания в неблагоприятных условиях рабочей среды и дефицита рабочего времени. Сказанное в полной мере относится к рабочей молодежи, занятой в сфере клиентского сервиса и в особенности в организациях общественного питания.
Главная цель исследования — на основе эмпирических данных описать основные характеристики занятости молодежи нового рабочего класса в организациях общественного питания, выявив наиболее негативные последствия, связанные с продолжающейся пандемией. Объект анализа — молодежь нового рабочего класса, занятая в сфере клиентского сервиса (в организациях общественного питания). Предмет исследования — занятость молодежи нового рабочего класса.
Ключевые слова:
молодёжь нового рабочего класса, занятость, сфера клиентского сервиса, сфера общественного питания, пандемия
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.