ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Авторы

  • Герман Сергеевич Никифоров Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Наталия Евгеньевна Водопьянова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Регина Анатольевна Березовская Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Елена Станиславовна Старченкова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Статья содержит результаты эмпирического исследования факторов, способствующих профессиональному здоровью преподавателей высшей школы. Установлено, что в качестве интрасубъектных ресурсов профессионального здоровья выступают: высокая удовлетворённость такими аспектами профессиональной деятельности, как принадлежность к профессиональному сообществу, переживание профессиональной востребованности, профессиональный авторитет, удовлетворенность реализацией профессионального потенциала, внутренний локус контроля здоровья, поведения, направленного на укрепление здоровья, позитивный настрой относительно преодоления ситуационных стресс-факторов, высокая стрессоустойчивость в ситуациях рабочих стрессов, широкий спектр использования превентивно-антиципаторных копинг-стратегий. В целях сохранения профессионального здоровья преподавателей высшей школы организационные и персональные усилия должны быть ориентированы на развитие выявленных интрасубъектных факторов (ресурсов). Библиогр. 17 назв. Ил. 2. Табл. 2.

Ключевые слова:

профессиональное здоровье, ресурсы сохранения здоровья, преподаватели высшей школы, психологическое обеспечение профессионального здоровья

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Бордовская Н. В. Психологическая адаптация преподавателей и студентов к новой образовательной модели в контексте Болонского процесса // Вестник Герценовского университета. 2009. № 6. С. 39–47.

Виноградова Н. И. Логика исследования профессионального здоровья преподавателя педагогического вуза // Гуманитарный вектор. 2010. Т. 1. С. 72–75.

Rongiсska T. The prevention of the managers’ professional burnout syndrome // Journal Management. 2011. Vol. 15, N 1. P. 101–114.

Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3. С. 85–96.

Березовская Р. А., Кириллова А. А. Уровень эмоциональной компетентности как фактор профессионального здоровья преподавателей высшей школы // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А. В. Шаболтас. СПб.: Изд-во C.-Петерб. ун-та. 2013. Т. 1. C. 109–114.

Водопьянова Н. Е., Никифоров Г. С., Назарян О. Н. Интрасубъектные факторы устойчивости к профессиональному выгоранию преподавателей в условиях реформирования высшей школы в России // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 2 (14). С. 162–183.

Старченкова Е. С., Меренкова И. В., Подсадный С. А. Стратегии совладания с профессиональным стрессом у преподавателей высшей школы в контексте профессионального здоровья // Материалы III Международной научно-практической конференции «Психология стресса и совладающего поведения» / отв. ред. Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. С. 129–131.

Денеко М. В. Развитие личностного потенциала преподавателей вуза в процессе профессиональной адаптации: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб. 2007. 24 с.

Дикaя Л. Г., Нaличaевa C. A. Caмoaктуaлизaция кaк ведущaя детерминaнтa cубъектнoй caмoрегуляции эмoциoнaльнoгo «выгoрaния» педaгoгa // Cтреcc, выгoрaние, coвлaдaние в coвременнoм кoнтекcте: труды Инcтитутa пcиxoлoгии РAН / oтв. ред. A. Л. Журaвлёв, Е. A. Cергиенкo. М.: Изд-вo ИП РAН, 2011. C. 422–442.

Березовская Р. А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. С. 221–226.

Березовская Р. А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n26/761-berezovskaya26.html (дата обращения: 12.03.2015).

Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

Шингаев С. М. Основные положения концепции психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров // Научное мнение. 2013. № 10. С. 281–285.

Шингаев С. М., Никифоров Г. С. Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 3. С. 15–24.

Петанова Е. И. Особенности самосознания преподавателей высшей школы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 4. С. 99–106.

Петанова Е. И. Факторы риска нарушений здоровья преподавателей вузов // Труды 6-й Все-рос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. С. 371–373.

Водопьянова Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 1. С. 75–86.


References

Bordovskaya N. V. Psikhologicheskaia adaptatsiia prepodavatelei i studentov k novoi obrazovatel’noi modeli v kontekste Bolonskogo protsessa [Psychological adaptation of teachers and students to new educational model in the context of the Bologna Process]. Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Bulletin of the Herzen University], 2009, no. 6, pp. 39–47. (In Russian)

Vinogradova N. I. Logika issledovaniia professional’nogo zdorov’ia prepodavatelia pedagogicheskogo vuza [Logic of studies of the occupational health of the teacher of pedagogical high school]. Gumanitarnyi vektor [J. Humanitarian vector], 2010, vol. 1, pp. 72–75. (In Russian)

Rongiсska T. The prevention of the managers’ professional burnout syndrome. J. Management, 2011, vol. 15, no. 1, pp. 101–114.

Ronginskaya T. I. Sindrom vygoraniia v sotsial’nykh professiiakh [The burnout syndrome in social professions]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 2002, vol. 23, no. 3, pp. 85–96. (In Russian)

Berezovskaya R. A., Kirillova A. A. [Level of emotional competence as a factor of occupational health of high school teachers]. Nauchnye issledovaniia vypusknikov fakul’teta psikhologii SPbGU [Scientific research alumni faculty of Psychology SpbSU]. Ed. by A. V. Shaboltas. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2013, vol. 1, pp. 109–114. (In Russian)

Vodopyanova N. E., Nikiforov G. S., Nazaryan O. N. Intrasub”ektnye faktory ustoichivosti k professional’nomu vygoraniiu prepodavatelei v usloviiakh reformirovaniia vysshei shkoly v Rossii [Intrasubjective factors of resistance to professional burnout of teachers under conditions of reform of high schools in Russia]. Sovremennye issledovaniia sotsial’nykh problem [Modern research of social problems], 2013, no. 2 (14), pp. 162–183. (In Russian)

Starchenkova E. S., Merenkova I. V., Podsdnyi S. A. [Coping strategies with professional stress among high school teachers in the context of occupational health]. Materialy III Mezhdunarodnoi nauchnoprakticheskoi konferentsii “Psikhologiia stressa i sovladaiushchego povedeniia” [Proceedings of the III International scientific-practical conference “Psychology of stress and coping”]. Eds. T. L. Kriukova, E. V. Kuft iak, M. V. Saporovskaia, S. A. Khazova. Kostroma, Kostroma state university by N. A. Nekrasov, 2013, pp. 129–131. (In Russian)

Deneko M. V. Razvitie lichnostnogo potentsiala prepodavatelei vuza v protsesse professional’noi adaptatsii. Avtoref. diss. kand. psikhol. nauk [Development of personal potential among college teachers in the course of professional adaptation. PhD psychol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2007. 24 p. (In Russian)

Dikaya L. G., Nalichaeva C. A. [The self-actualization as main determinant of subjective self regulation of emotional burnout of teacher]. Stress, vygoranie, sovladanie v sovremennom kontekste: trudy Instituta psikhologii RAN [Stress, burnout and coping in modern context]. Eds. A. L. Zhuravlev, E. A. Cergienko. Moscow, Publishing House IPRAN, 2011, pp. 422–442. (In Russian)

Berezovskaya R. A. Issledovaniia otnosheniia k zdorov’iu: sovremennoe sostoianie problemy v otechestvennoi psikhologii [Research of relation to health: modern state of the problem in the national psychology]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education, 2011, issue 1, pp. 221–226. (In Russian)

Berezovskaya R. A. [Occupational health psychology abroad: current state and prospects of development]. Psikhologicheskie issledovaniia [Psychological research], 2012, vol. 5, issue 26, p. 12. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n26/761-berezovskaya26.html (accessed: 12.03.2015). (In Russian)

Psikhologiia zdorov’ia: uchebnik dlia vuzov [Health Psychology: A Textbook for universities]. Ed. by G. Nikiforov. St. Petersburg, Piter Publ., 2006. 607 p. (In Russian)

Shingaev S. M. Osnovnye polozheniia kontseptsii psikhologicheskogo obespecheniia professional’nogo zdorov’ia menedzherov [The main provisions of the concept of psychological support of managers professional health]. Nauchnoe mnenie [Scientific opinion], 2013, no. 10, pp. 281–285. (In Russian)

Shingaev S. M., Nikiforov G. S. Stanovlenie kontseptsii psikhologicheskogo obespecheniia professional’noi deiatel’nosti [Formation of the concept of psychological support of professional activity]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 16. Psychology. Education, 2013, issue 3, pp. 15–24. (In Russian)

Petanova E. I. Osobennosti samosoznaniia prepodavatelei vysshei shkoly [Features of consciousness of high school teachers]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education, 2010, issue 4, pp. 99–106. (In Russian)

Petanova E. I. [Risk factors for ill of lecturers]. Trudy 6-i Vseros. nauch.-prakt. konf. [Proceedings of the 6th All-Russia. Scientific and practical. Conf.] St. Petersburg, Publishing house Politehn. un-ta, 2011, pp. 371–373. (In Russian)

Vodopiyanova N. E. Protivodeistvie sindromu vygoraniia v kontekste resursnoi kontseptsii cheloveka [Opposition to burnout in the context of the concept of human resource]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education, 2009, issue 1, pp. 75–86. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

05.02.2016

Как цитировать

Никифоров, Г. С., Водопьянова, Н. Е., Березовская, Р. А., & Старченкова, Е. С. (2016). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (4), 42–54. извлечено от https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/1299

Выпуск

Раздел

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА