Оценки преподавателями изменений в высшем образовании России: трансформация или стагнация?

Авторы

  • Анна Владимировна Гармонова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 109028, Москва, ул. Мясницкая, 20
  • Дарья Владимировна Щеглова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 109028, Москва, ул. Мясницкая, 20

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.408

Аннотация

Представлены оценки преподавателями российских вузов тех изменений, которые стали результатом реформы высшего образования. Отмечается, что «рамкой» трансформации высшего образования в России остается Болонский процесс и применение его норм в процессе обучения и преподавания: расширение академической свободы, мобильность и формирование конкурентного академического рынка. Но реализация заявленных целей столкнулась с рядом проблем, одной из которых служит неоднозначное восприятие новых «правил игры» субъектами образовательного процесса, в частности преподавателями. Дана оценка эффектов реформы высшего образования, которая выстроена через оптику изучения микроуровня (восприятия реформ теми, на кого они направлены). Индикаторами выступили вопросы об оценке преподавателями условий академической мобильности, успешности перехода на двухуровневую систему, восприятие конкуренции на академическом рынке, возможности научной работы и академической мобильности, а также степень и вид участия в формировании образовательных программ. Результаты исследования основаны на данных, полученных в рамках проекта «Рождение российской магистратуры», победителя стипендиальной программы Фонда Владимира Потанина. Исследование показало, что преподаватели вузов воспринимают реформу высшего образования скорее негативно, отмечают возрастание бесполезной бумажной работы, невысокий потенциал академической мобильности, сложности в занятии наукой. Конкуренция между преподавателями оценивается как низкая, а безальтернативный конкурс на вакансии в вузах показывает несформированность академического рынка труда. Участие в формировании образовательной программы ожидается, только если это будет прописано в должностных
инструкциях, что, как следствие, усилит административное давление и ощущение академической несвободы, которое и так весьма значительно. Делается вывод о том, что задачи реформы высшего образования оказались нерешенными, а со стороны преподавателей сложилось институциональное недоверие проводимым реформам. 

Ключевые слова:

реформа высшего образования в России, преподаватели, Болонский процесс, институциональное недоверие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Ezrokh Iu. S. The Bologna Process for Russian Higher Education // Problems of Economic Transition. 2017. Vol. 59, no. 7. P. 627–640. https://doi.org/10.1080/10611991.2017.1394757.

Golyagina A. The complexity of globalisation in Russian higher education: a case of the accounting discipline // Globalisation, Societies and Education. 2020. Vol. 18, no. 4. P. 464–479. https://doi.org/10.1080/14767724.2020.1743648.

Ministerial conference Yerevan. Outcomes of the 2012–2015 BFUG Work Plan. URL: http://www.ehea.info/page-ministerial-conference-yerevan-2015 (дата обращения: 02.06.2020).

Student-Centеred Learning. Toolkit for students, staff, and higher education institutions ESU. Brussels, October 2010. URL: http://www.esib.org/documents/publications/SCL_toolkit_ESU_EI.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

Ереванское Коммюнике 2015 г. Общественный Болонский комитет. URL: http://bolognaby.org/2016-04-11-14-03-5/zajavlenija-i-rezolutsii/183-erevanskoe-kommyunike (дата обращения: 04.06.2020).

Корякин К. В., Макаренкова Е. М. Проблемы реализации Болонского процесса в контексте российской системы высшего образования // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemyrealizatsii-bolonskogo-protsessa-v-kontekste-rossiyskoy-sistemy-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 23.06.2020).

Huisman J. The Bologna process in European and post-Soviet higher education: institutional legacies and policy adoption // Innovation: The European Journal of Social Science Research. 2019. Vol. 32, no. 4. Р. 465–480. https://doi.org/10.1080/13511610.2019.1597686.

Серякова С. Б., Красинская Л. Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 22–30.

Арефьев А. Л. Что думают о Болонском процессе преподаватели и руководители российских вузов // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 1 (85). С. 72–85.

Чуева Д. Г. Болонский процесс в восприятии преподавателей вуза // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-v-vospriyatiiprepodavateley-vuza (дата обращения: 29.06.2020).

Сазонова З. Болонский процесс: позиция российского преподавателя // Высшее образование в России. 2004. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-pozitsiya-rossiyskogoprepodavatelya (дата обращения: 29.06.2020).

Артамонова М. В. Преподаватели и руководители вузов об интеграции в европейское образовательное пространство // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 146–151.

Бордовская Н. В. Психологическая адаптация преподавателей и студентов к новой образовательной модели в контексте Болонского процесса // Universum. Вестник Герценовского университета. 2009. № 6. С. 38–47.

Григорьева А. А. Руководители и преподаватели вузов о Болонском процессе // Мониторинг. 2005. № 2. С. 71–76.

Implementation analysis in higher education // Gornitzka A., Kyvik S., Stensaker B. Reform and change in higher education. Analysing policy implementation. Dordrecht: Springer, 2005. P. 381–423.

Sin C. The policy object: a different perspective on policy enactment in higher education // Higher education. 2014. No. 68. P. 435–448.

Cardoso S., Tavares O., Sin C. The quality of teaching staff: higher education institutions’ compliance with the European Standards and Guidelines for Quality Assurance — the case of Portugal // Educational Assessment Evaluation and Accountability. 2015. No. 27. P. 205–222.

Brändle T. Only a Matter of Education Policy Ideals? German Professors’ Perception of the Bologna Process // Higher Education Quarterly. 2016. Vol. 70, no. 4. P. 354–383.

Hargreaves A. Inclusive and Exclusive Educational Change: Emotional Responses of Teachers and Implications for Leadership // School Leadership & Management. 2004. Vol. 24, no. 3. P. 287–309.

Финкельштейн М., Иглесиас К., Панова А. А., Юдкевич М. М. Перспективы молодых специалистов на академическом рынке труда: глобальное сравнение и оценка // Вопросы образования. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-molodyh-spetsialistov-na-akademicheskomrynke-truda-globalnoe-sravnenie-i-otsenka (дата обращения: 21.06.2020).

Leach W., Sabatier P. To Trust An Adversary: Integrating Rational and Psychological Models of Collaborative Policymaking // American Political Science Review. 2005. Vol. 99. P. 491–503.

Policy change and learning: An advocacy coalition approach / ed. by P. Sabatier, H. C. Jenkins‐ Smith. Boulder, CO: Westview Press, 1993. 290 р.

Лоншакова Н. А., Моченов В. П. Готовность профессорско-преподавательского состава к реализации инновационных подходов в образовательной деятельности в контексте Болонского процесса. URL: http://www.edu.meks-info.ru/tezis2/047.doc (дата обращения: 04.06.2020).

Weert E. de The Organised Contradictions of Teaching and Research: Reshaping the Academic Profession // The Changing Face of Academic Life. Issues in Higher Education / eds. J. Enders, E. de Weert. London: Palgrave Macmillan, 2009. P. 134–154.

Seema R., Udam M., Mattisen H. Attitudes of Academic Staff Towards Their Own Work and Towards External Evaluation, from the Perspective of Self-Determination Theory: Estonian Case // Quality in Higher Education. 2016. Vol. 22, no. 2. P. 117–126.

Rawn C. D., Fox J. A. Understanding the Work and Perceptions of Teaching Focused Faculty in a Changing Academic Landscape // Research in Higher Education. 2018. Vol. 59, iss. 5. P. 591–622.

Козьмина Я. Я. Предпочтения преподавателей вузов относительно научной деятельности // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 140–141.

Сивак Е. В., Юдкевич М. М. Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012 // Форсайт. 2013. Т. 7, № 3. С. 38–47.

Рудаков В. Н., Рощина Я. М., Битокова Л. А. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. М.: Высшая школа экономики, 2019. 84 с.

Рощина Я. М., Юдкевич М. М. Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 203–228.

Горелова О. Ю. Межвузовская мобильность преподавателей российских вузов // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 229–258.

Янкевич С. В., Княгинина Н. В., Пучков Е. В. Кастомизация российского высшего образования через систему микростепеней // Современная аналитика образования, Россия. 2020. № 5 (35). С. 1–40.

Шуклина Е. А., Певная М. В. Доверие как институциональная проблема высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 5. С. 120–131.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Доверие в высшем образовании как социологическая проблема // Социологический журнал. 2018. № 4. C. 93–112.

Вахитов Р. Р. «Болезни» наших университетов: советские вузы в постсоветскую эпоху // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 2. C. 14–23.

Флорида Р. Креативный класс / пер. с англ. Н. Яцюк. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 650 с.

Leathwood C., Read B. Short-term, short-changed? A temporal perspective on the implications of academic casualisation for teaching in higher education // Teaching in higher education. 2020. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13562517.2020.1742681 (дата обращения: 05.06.2020).


References

Ezrokh Iu. S. The Bologna Process for Russian Higher Education. Problems of Economic Transition, 2017, vol. 59, no. 7, pp. 627–640. https://doi.org/10.1080/10611991.2017.1394757.

Golyagina A. The complexity of globalisation in Russian higher education: a case of the accounting discipline. Globalisation, Societies and Education, 2020, vol. 18, no. 4, pp. 464–479. https://doi.org/10.1080/14767724.2020.1743648.

Ministerial conference Yerevan. Outcomes of the 2012–2015 BFUG Work Plan. Available at: http://www.ehea.info/page-ministerial-conference-yerevan-2015 (accessed: 01.06.2020).

Student-Centеred Learning. Toolkit for students, staff, and higher education institutions ESU. Brussels, October 2010. Available at: http://www.esib.org/documents/publications/SCL_toolkit_ESU_EI.pdf (accessed: 01.06.2020).

Yerevan Communiqué 2015. Independent Bologna committee. Available at: http://bolognaby.org/2016-04-11-14-03-5/zajavlenija-i-rezolutsii/183-erevanskoe-kommyunike (accessed: 01.06.2020). (In Russian)

Koryakin K. V., Makarenkova E. M. Problems of the Bologna Process Implementation in the Context of the Russian Higher Education System. Uchenye zapiski ZabGU. Seriia: Professional’noe obrazovanie, teoriia i metodika obucheniia, 2017, no. 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-bolonskogo-protsessa-v-kontekste-rossiyskoy-sistemy-vysshego-obrazovaniya (accessed: 23.06.2020). (In Russian)

Huisman J. The Bologna process in European and post-Soviet higher education: institutional legacies and policy adoption. Innovation: The European Journal of Social Science Research, 2019, vol. 32, no. 4, pp. 465–480. https://doi.org/10.1080/13511610.2019.1597686.

Seriakova S. B., Krasinskaia L. F. Teachers’opinion about the Higher education reform: research results. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2013, no. 11, pp. 22–30. (In Russian)

Aref’ev A. L. What do teachers and heads of Russian universities think about the Bologna Process? Monitoring obshchestvennogo mneniia, 2008, no. 1 (85), pp. 72–85. (In Russian)

Chueva D. G. Bologna process as perceived by university teachers, Trudy NGTU im. R. E. Alekseeva, 2011, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-v-vospriyatii-prepodavateleyvuza (accessed: 29.06.2020). (In Russian)

Sazonova Z. The Bologna Process: the position of a Russian teacher. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2004, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-pozitsiya-rossiyskogo-prepodavatelya (accessed: 29.06.2020). (In Russian)

Artamonova M. V. Teachers and heads of universities on integration into the European educational space. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2008, no. 1, pp. 146–151. (In Russian)

Bordovskaia N. V. Psychological adaptation of teachers and students to the new educational model in the context of the Bologna process. Universum. Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 2009, no. 6, pp. 38–47. (In Russian)

Grigor’eva A. A. Heads and teachers of universities about the Bologna Process. Monitoring, 2005, no. 2, pp. 71–76. (In Russian)

Gornitzka Å., Kyvik S., Stensaker B. Implementation Analysis in Higher Education. Reform and Change in Higher Education. Higher Education Dynamics, vol. 8. Springer, Dordrecht, 2005. 368 p. https://doi.org/10.1007/1-4020-3411-3_3.

Sin C. The policy object: a different perspective on policy enactment in higher education. Higher education, 2014, no. 68, pp. 435–448.

Cardoso S., Tavares O., Sin C. The quality of teaching staff: higher education institutions’ compliance with the European Standards and Guidelines for Quality Assurance — the case of Portugal. Educational Assessment Evaluation and Accountability, 2015, no. 27, pp. 205–222.

Brändle T. Only a Matter of Education Policy Ideals? German Professors’ Perception of the Bologna Process. Higher Education Quarterly, 2016, vol. 70, no. 4, pp. 354–383.

Hargreaves A. Inclusive and Exclusive Educational Change: Emotional Responses of Teachers and Implications for Leadership. School Leadership & Management, 2004, vol. 24, no. 3, pp. 287–309.

Finkel’shtein M., Iglesias K., Panova A. A., Iudkevich M. M. Prospects for Young Professionals in the Academic Labor Market: A Global Comparison and Evaluation. Voprosy obrazovaniia, 2014, no. 2, pp. 20–43. (In Russian)

Leach W., Sabatier P. To Trust An Adversary: Integrating Rational and Psychological Models of Collaborative Policymaking. American Political Science Review, 2005, no. 99, pp. 491–503.

Sabatier P. A. Policy change and learning: An advocacy coalition approach. Eds. P. Sabatier, H. C. Jenkins‐Smith. Boulder, CO, Westview Press, 1993. 290 p.

Lonshakova N. A. Teaching staff readiness to implement innovative approaches in the context of the Bologna process. Available at: http://www.edu.meks-info.ru/tezis2/047.doc (accessed: 04.06.2020). (In Russian)

Weert E. de. The Organised Contradictions of Teaching and Research: Reshaping the Academic Profession. Eds J. Enders, E. de Weert, The Changing Face of Academic Life. Issues in Higher Education. London, Palgrave Macmillan, 2009, pp. 134–154.

Seema R., Udam M., Mattisen H. Attitudes of Academic Staff Towards Their Own Work and Towards External Evaluation, from the Perspective of Self-Determination Theory: Estonian Case. Quality in Higher Education, 2016, vol. 22, no. 2, pp. 117–126.

Rawn C. D., Fox J. A. Understanding the Work and Perceptions of Teaching Focused Faculty in a Changing Academic Landscape. Research in Higher Education, 2018, vol. 59, iss. 5, pp. 591–622.

Koz’mina Ia. Ia. Preferences of university teachers regarding scientific activities. Voprosy obrazovaniia, 2014, no. 3, pp. 140–141. (In Russian)

Sivak E. V., Iudkevich M. M. Academic path in the comparative studies: 1992–2012. Forsait, 2013, vol. 7, no. 3, pp. 38–47. (In Russian)

Rudakov V. N., Roshchina Ia. M., Bitokova L. A. Changes in the strategies, motivations and economic behavior of students and teachers in Russian universities. Moscow, Vysshaia shkola ekonomiki Publ., 2019. 84 p. (In Russian)

Roshchina Ia. M., Iudkevich M. M. Factors of the research activity among the teaching staff: administration policy, contract lacks or environment influence? Voprosy obrazovaniia, 2009, no. 3, pp. 203–228. (In Russian)

Gorelova O. Iu. Cross-university mobility of university teaching staff in Russia. Voprosy obrazovaniia, 2016, no. 2, pp. 229–258. (In Russian)

Iankevich S. V., Kniaginina N. V., Puchkov E. V. Russian higher education system customization with the micro level degrees. Sovremennaia analitika obrazovaniia, Rossiia. 2020, no. 5 (35), pp. 1–40. (In Russian)

Shuklina E. A., Pevnaia M. V. Trust as an institutional problem in higher education. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2017, vol. 21, no. 5, pp. 120–131. (In Russian)

Zborovskiĭ G. E., Ambarova P. A. Trust in higher education as a sociological problem. Sotsiologicheskii zhurnal, 2018, no. 4, pp. 93–112. (In Russian)

Vakhitov R. R. “Diseases” of Our Universities: Soviet Universities in the Post-Soviet Era. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2017, vol. 21, no. 2, pp. 14–23. (In Russian)

Florida R. Creative class. Rus. Ed. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2016. 650 p. (In Russian)

Leathwood C., Read B. Short-term, short-changed? A temporal perspective on the implications of academic casualisation for teaching in higher education. Teaching in higher education, 2020. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13562517.2020.1742681 (accessed: 05.06.2020).

Загрузки

Опубликован

14.01.2021

Как цитировать

Гармонова, А. В., & Щеглова, Д. В. (2021). Оценки преподавателями изменений в высшем образовании России: трансформация или стагнация?. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(4), 476–494. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.408