В поисках музыкальной идентичности

Авторы

  • Дарья Владимировна Ткачук Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-1343-4655

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2018.207

Аннотация

Вопросы формирования и функций музыкальных идентичностей оказались в фокусе внимания социологии музыки еще в 90-е гг., однако и сегодня не утратили своей актуальности. В настоящей статье предлагается обзор социологических исследований музыкальной идентичности. Главным образом, мы опирались на работы таких социологов, как С. Фрит, Т. де Нора, Д. Хезмондалш, А. Аньон. В ходе анализа мы пришли к выводу о существовании трех главных разворотов в изучении музыкальной идентичности. Первый — биографический — в большей степени присущ междисциплинарным исследованиям и рассматривает музыкальную идентичность как возникающую в ходе эстетической саморефлексии. Он ориентирован прежде всего на анализ приватного музыкального слушания и повседневных практик. Второй разворот рассматривает музыкальные идентичности в контексте таких категорий, как гендерная, этническая или
национальная идентичности. При этом сама музыкальная идентичность выступает как разновидность коллективности. Третий разворот, наиболее широко представленный сегодня в литературе, описывает музыкальную идентичность в контексте теории вкусов. В его рамках также рассматриваются вопросы социального исключения, культурной избирательности и всеядности.

Ключевые слова:

музыкальная идентичность, самоидентичность, музыкальные вкусы, культурная всеядность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Bourdieu P. Distinction. A social Critique of the Judgement of Taste. London: Routledge Classics, 2010. 607 p.

Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с.

Алешинская Е. В., Гриценко Е. С. Английский язык как средство конструирования локальной и глобальной идентичности в российской популярной музыке 2014 г. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 6. С. 189–193.

Абдулаева М. Ш. Этномузыкальные традиции в многоуровневой структуре идентичностей народов Дагестана // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. С. 155–159.

Таниева Г. М. Музыка как фактор формирования социальной идентичности у молодежи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. 2014. № 3 (35). DOI: 10.12731/2218-7405-2014-3-11.

Таниева Г. М. Музыкальные аспекты социальной идентификации в молодежной среде // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2011. № 1 (21). С. 86–93.

Adorno S. S. Navigating Identities: The Musical Lives of Four Second-Generation Immigrant Children in Miami, Florida. Open Access Dissertations, 2017. URL: http://scholarlyrepository.miami.edu/oa_dissertations/1849 (дата обращения: 18.07.2017).

Dibben N. Gender identity and music // Musical Identities / ed. Macdonald R., Hargreaves D., Miell D. Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 117–133.

Hubbs N. The Queer Composition of America’s Sound. Gay Modernists, American Music and National Identity. Berkeley: University of California Press, 2004. 282 p.

Musical Identities / ed. Macdonald R., Hargreaves D., Miell D. Oxford: Oxford University Press, 2002. 213 p.

DeNora T. Music as a technology of the self // Poetics. 1999. N 27. P. 31–56.

Hesmondhalgh D. Towards a critical understanding of music, emotion and self‐identity // Consumption Markets & Culture. 2008. Vol. 11, is. 4. P. 329–343.

Folkestad G. National identity and music // Musical Identities / ed. Macdonald R., Hargreaves D., Miell D. Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 151–162.

Frith S. Music and Identities // Questions of Cultural Identity / ed. Hall S., Gay P. London: Sage, 1996. P. 108–127.

Хезмондалш Д. Музыка: почему она так важна для нас. Харьков: Гуманитарный Центр, 2014. 240 c.

Marranci G. Pop-rai: from a local tradition to globalization // Mediterranean Mosaic: Popular Music and Global Sound / ed. Plastino G. London: Routledge, 2003. P. 101–121.

Peterson R. A., Kern R. Changing Highbrow Taste: From Snob to Omnivore // American Sociological Review. 1996. Vol. 61, N 5. P. 900–907.

Bottero W. Intersubjectivity and Bourdieusian approaches to ‘identity’// Cultural Sociology. 2010. Vol. 4, is. 1. P. 3–22.

Скокова Л. Г. Современные исследования культурных практик в контексте социальной и культурной стратификации // Социологический альманах. 2014. № 5. C. 232–243.

Hennion A. Music Lovers: Taste as Performance // Theory, Culture & Society. 2001. Vol. 18 (5). P. 1–22.

Bennet T., Savage M., Silva E. et al. Culture Class Distinction. Abingdon, UK: Routledge, 2009. 316 p.

Bryson B. Anything but heavy metal: Symbolic exclusion and musical dislikes // American sociological review. 1996. Vol. 61, N 5. P. 884–899.

Purhonen S., Gronow J., Rahkonen K. Social differentiation of musical and literary taste patterns in Finland // Research on Finnish Society. 2009. N 2. P. 39–49.


References

Bourdieu P. Distinction. A social Critique of the Judgement of Taste. London, Routledge Classics, 2010. 607 p.

Adorno T. Izbrannoe: Sociologiia muzyki [Sociology of Music: Selected Works]. Moscow, St. Petersburg, Universitetskaia kniga Publ., 1998. 445 p. (In Russian)

Aleshinskaia E. V., Gritsenko E. S. Angliiskii iazyk kak sredstvo konstruirovaniia lokal’noi i global’noi identichnosti v rossiiskoi populiarnoi muzyke 2014 g. [English as a constructive device in local and global identities in russian popular music of 2014]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 2014, no. 6, pp. 189–193. (In Russian)

Abdulaeva M. Sh. Etnomuzykal’nye traditsii v mnogourovnevoi strukture identichnostei narodov Dagestana [Ethnomusical traditions in identities’ structures of Dagestan people]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, 2013, no. 2, pp. 155–159. (In Russian)

Tanieva G. M. Muzyka kak faktor formirovaniia sotsial’noi identichnosti u molodezhi [Music as youth social identity formation factor]. Sovremennye issledovaniia sotsial’nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal), Modern Research of Social Problems, 2014, no. 3 (35). DOI: 10.12731/2218-7405-2014-3-11. (In Russian)

Tanieva G. M. Muzykal’nye aspekty sotsial’noi identifikatsii v molodezhnoi srede [Musical aspects of social identification in the youth society]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Ser. Social sciences, 2011, no. 1 (21), pp. 86–93. (In Russian)

Adorno S. S. Navigating Identities: The Musical Lives of Four Second-Generation Immigrant Children in Miami, Florida. Open Access Dissertations, 2017. Available at: http://scholarlyrepository.miami.edu/oa_dissertations/1849 (accessed: 18.07.2017).

Dibben N. Gender identity and music. Musical Identities, ed. Macdonald R., Hargreaves D., Miell D. Oxford, Oxford University Press, 2002, pp. 117–133.

Hubbs N. The Queer Composition of America’s Sound. Gay Modernists, American Music and National Identity. Berkeley, University of California Press, 2004. 282 p.

Musical Identities, ed. Macdonald R., Hargreaves D., Miell D. Oxford, Oxford University Press, 2002. 213 p.

DeNora T. Music as a technology of the self. Poetics, 1999, no. 27, pp. 31–56.

Hesmondhalgh D. Towards a critical understanding of music, emotion and self‐identity. ConsumptionMarkets & Culture, 2008, vol. 11, is. 4, pp. 329–343.

Folkestad G. National identity and music. Musical Identities, ed. Macdonald R., Hargreaves D., Miell D. Oxford, Oxford University Press, 2002, pp. 151–162.

Frith S. Music and Identities. Questions of Cultural Identity, ed. Hall S., Gay P. London, Sage, 1996, pp. 108–127.

Hezmondalsh D. Muzyka: pochemu ona tak vazhna dlia nas [Why Music Matters]. Kharkov, Gumanitarnyi Tsentr Publ., 2014. 240 p. (In Russian)

Marranci G. Pop-rai: from a local tradition to globalization. Mediterranean Mosaic: Popular Music and Global Sound, ed. Plastino G. London, Routledge, 2003. 247 p.

Peterson R. A., Kern R. Changing Highbrow Taste: From Snob to Omnivore. American Sociological Review, 1996, vol. 61, no. 5, pp. 900–907.

Bottero W. Intersubjectivity and Bourdieusian approaches to ‘identity’. Cultural Sociology, 2010, vol. 4, is. 1, pp. 3–22.

Skokova L. G. Sovremennye issledovaniia kul’turnykh praktik v kontekste sotsial’noi i kul’turnoi stratifikatsii [Modern cultural practices researches in the context of social and cultural stratification]. Sotsiologicheskii al’manakh, 2014, no. 5, pp. 232–243. (In Russian)

Hennion A. Music Lovers: Taste as Performance. Theory, Culture & Society, 2001, vol. 18 (5), pp. 1–22.

Bennet T., Savage M., Silva E., et al. Culture Class Distinction. Abingdon, UK, Routledge, 2009. 316 p.

Bryson B. Anything but heavy metal: Symbolic exclusion and musical dislikes. American sociological review, 1996, vol. 61, no. 5, pp. 884–899.

Purhonen S., Gronow J., Rahkonen K. Social differentiation of musical and literary taste patterns in Finland. Research on Finnish Society, 2009, no. 2, pp. 39–49.

Загрузки

Опубликован

25.06.2018

Как цитировать

Ткачук, Д. В. (2018). В поисках музыкальной идентичности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 11(2), 241–248. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2018.207