ДЕТИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС

Авторы

  • Светлана Юрьевна Митрофанова Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева, Российская Федерация, 44308, г. Самара, Московское шоссе, 34

DOI:

https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu12.2017.202

Аннотация

Представлены четыре основные точки зрения на позиции детей в исследованиях детства, обозначенные П. Кристенсен и А. Праут: 1) ребенок как объект, этот подход исходит из понимания детей как человеческих существ, которые безответственны и зависимы от взрослых; 2) ребенок как субъект, подход основан на признании когнитивных способностей детей и их социальной компетентности в соответствии с их возрастом; 3) ребенок как социальный актор, подход предполагает, что субъектность ребенка распространяется на его собственное понимание и его собственный опыт; 4) ребенок как участник или соисследователь, подход основан на представлении детей активными гражданами, которые «должны быть вовлечены, информированы, проконсультированы и услышаны». В работе утверждается, что обозначенные позиции (роли) детей в исследованиях детства необходимо рассматривать как сосуществующие, а не взаимоисключающие.

Ключевые слова:

социологические исследования детства, роли детей, ребенок как объект, ребенок как субъект, ребенок как социальный актор, ребенок как участник

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Кон И. С. Проблемы междисциплинарной кооперации общественных наук (на материалах социологии детства) // Советская социология. М.: Наука, 1982. Т. 1: Социальная теория и социальная практика. С. 237–249.

Щеглова С. Н. Права детей и дети о правах (социологический анализ) М.: Социум, 1998. 87 c.

Alanen L. Rethinking Childhood // Acta Sociologica. 1988. Vol. 31 (1). P. 5–7.

Corsaro W. A. Interpretive reproduction in chidren’s role play // Childhood. 1993. N 1. P. 64–74.

James A., Prout A. Strategies and structures: towards a new perspective on children’ s experiences of family life // Children in families: research and policy / Brannen J., O’Brien (coord.). London: Falmer Press, 1996. P. 41–52.

Jenks C. Constituting the Child // Chris Jenks (ed.). The Sociology of Childhood. Essential Readings. London: Batsford, 1982. P. 9–24.

Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of chidhood? Provenance, promise and problems // Constructing and Reconstructing Childhood. Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood / James A., Prout A. (coord.). London: Falmer Press. 1997. P. 7–33.

Qvortrup J. Childhood in Europe: a new field of social research // Growing Up in Europe: Contemporary Horizons on Childhood and Youth Studies / ed. by Lynne Chisholm. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1995. P. 7–20.

Zelizer V. Pricing the Priceless Child: The Changing Social Value of Children. New York: Basic Books, 1985. 278 p.

Alanen L. ‘Intersectionality’ and other challenges to theorizing childhood // Childhood. 2016. Vol. 23 (2). P. 157–161.

Hanson K. Children’s participation and agency when they don’t ‘do the right thing’// Childhood. 2016. N 23(4). P. 471–475.

Щеглова С. Н. Мягкие методики изучения детей и подростков // Школьные технологии. 2000. № 3. С. 118.

Christensen P., Prout A. Working with ethical symmetry in social research with children // Childhood. 2002. Vol. 9, N 4. Р. 477–497.

Cojocaru D. Challenges of childhood social research // Revista de cercetare si intervenstie sociala. 2009. Vol. 26. P. 87–98.

Колосова Е. А. «Вебландия» — территория позитива. Экспертная оценка детской медиасреды // Библиотечное дело. 2016. № 15 (273). С. 4–6.

Майорова-Щеглова С. Н. Тенденции изменения воспитательных практик в России: опыт использования метода Дельфи в среднесрочном прогнозе // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2013. № 2 (103). С. 158–174.

Безрукова О. Н. Многодетные семьи: жизненная ситуация // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Социология. 2008. № 1. С. 100–114.

Орех Е. А. Ориентиры современного воспитания через призму детского опыта компьютерных игр (по результатам эмпирического исследования) // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость [Материалы V Всерос. социол. конгресса]. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 6053–6062.

Яшина М. Н. Региональные практики реализации семейного образования // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость [Материалы V Всерос. социол. конгресса]. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 6790–6796.

Колосова Е. А., Губанова А. Ю. Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков: межрегиональное исследование // Человек и общество в условиях войн и революций: Материалы II Всерос. науч. конф. / под ред. Е. Ю. Семеновой. 2015. С. 208–212.

Сибирева М. Ю. Влияние мегаполиса на социализацию ребенка // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 147–150.

Бесчасная А. А. Дихотомия «детства—взрослости» в представлениях детей (в контексте социально-экономического положения их родительских семей) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 133–145.

Митрофанова С. Ю., Штифанова Е. А. Роль информационных технологий и гаджетов в социализации детей // Экономика и социология. 2015. № 1. С. 18–24.

Филипова А. Г., Темин Д. В., Ракитина Н. Э. Современная детская площадка: взгляд родителей vs. взгляд детей // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2016. № 6 (108). C. 103–105.

Губанова А. Ю. Классификация электронного контента сайтов для детей: социологический анализ // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7 (150). С. 139–143.


References

Kon I. S. Problemy mezhdistsiplinarnoi kooperatsii obshchestvennykh nauk (na materialakh sotsiologii detstva) [The Problems of interdisciplinary cooperation of social science (by the materials of the sociology of childhood)]. Sovetskaia sotsiologiia [Soviet sociology]. Vol. 1. Sotsial’naia teoriia i Sotsial’naia praktika [Social theory and Social practice]. Moscow, Nauka, 1982, pp. 237–249. (In Russian)

Shcheglova S. N. Prava detei i deti o pravakh (sotsiologicheskii analiz) [Children’s rights and children about rights (sociological analysis)]. Moscow, Sotsium Publ., 1998. 87 p. (In Russian)

Alanen L. Rethinking Childhood. Acta Sociologica, 1988, no. 31 (1), pp. 5–67.

Corsaro W. A. Interpretive reproduction in chidren’s role play. Childhood, 1993, no. 1, pp. 64–74.(In Russian)

James A., Prout A. Strategies and structures: towards a new perspective on children’ s experiences of family life. Children in families: research and policy. Coord. J. Brannen, O’Brien. London, Falmer Press, 1996, pp. 41–52.

Jenks C. Constituting the Child. Ed. by Chris Jenks. The Sociology of Childhood. Essential Readings. London, 1982, pp. 9–24.

Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of chidhood? Provenance, promise and problems. Constructing and Reconstructing Childhood. Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood. Coord. A. James, A. Prout. London, Falmer Press, 1997, pp. 7–33.

Qvortrup J. Childhood in Europe: a new field of social research. Growing Up in Europe: Contemporary Horizons on Childhood and Youth Studies. Ed. by Lynne Chisholm. Berlin, New York, Walter de Gruyter Publ., 1995, pp. 7–20.

Zelizer V. Pricing the Priceless Child: The Changing Social Value of Children. New York, Basic Books. 1985. 278 p.

Alanen L. ‘Intersectionality’ and other challenges to theorizing childhood. Childhood, 2016, vol. 23 (2), pp. 157–161.

Hanson K. Children’s participation and agency when they don’t ‘do the right thing’. Childhood, 2016, vol. 23 (4), pp. 471–475.

Shcheglova S. N. Miagkie metodiki izucheniia detei i podrostkov [Soft methods of studying children and adolescents]. Shkol’nye tekhnologii, 2000, no. 3, p. 118. (In Russian)

Christensen P., Prout A. Working with ethical symmetry in social research with children. Childhood, 2002, vol. 9, no. 4, pp. 477–497.

Cojocaru D. Challenges of childhood social research. Revista de cercetare si intervenstie sociala, 2009, vol. 26, pp. 87–98.

Kolosova E. A. «Veblandiia» — territoriia pozitiva. Ekspertnaia otsenka detskoi mediasredy [“Weblandia” — the territory of positive. Expert evaluation of children’s media environment]. Bibliotechnoe delo, 2016, no. 15 (273), pp. 4–6. (In Russian)

Maiorova-Shcheglova S. N. Tendentsii izmeneniia vospitatel’nykh praktik v Rossii: opyt ispol’zovaniia metoda Del’fi v srednesrochnom prognoze [Trends of changing in educational practices in Russia: the experience of using Delphi method in the medium-term forecast]. Vestnik RGGU. Series Filosofiia, Sotsiologiia Iskusstvovedenie, 2013, no. 2 (103), pp. 158–174. (In Russian)

Bezrukova O. N. Mnogodetnye sem’i: zhiznennaja situacija [Families with children: living situation]. Vestnik Sankt Peterburgskogo universiteta. Ser. 12. Sociology, 2008, no. 1, pp. 100–114. (In Russian)

Orekh E. A. Orientiry sovremennogo vospitaniia cherez prizmu detskogo opyta komp’iuternykh igr (po rezul’tatam empiricheskogo issledovaniia) [The contemporary parenting guidelines from the perspective of children’s experience of video games (the results of empirical research ]. Sotsiologiia i obshchestvo: sotsial’noe neravenstvo i sotsial’naia spravedlivost’. Materialy V Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa. Rossiiskoe obshchestvo sotsiologov [Sociology and society: social inequality and social justice. Materials of V all-Russian sociological Congress]. Moscow, Russian society of sociologists Publ., 2016, pp. 6053–6062. (In Russian)

Iashina M. N. Regional’nye praktiki realizatsii semeinogo obrazovaniia [The regional practices of implementing family education]. Sotsiologiia i obshchestvo: sotsial’noe neravenstvo i sotsial’naia spravedlivost’. Materialy V Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa. Rossiiskoe obshchestvo sotsiologov [Sociology and society: social inequality and social justice. Materials of V all-Russian sociological Congress. Russian society of sociologists], 2016, pp. 6790–6796. (In Russian)

Kolosova E. A., Gubanova A. Iu. Tema Velikoi Otechestvennoi voiny v chtenii detei i podrostkov: mezhregional’noe issledovanie [The theme of the Great Patriotic war in the reading of children and adolescents: an interregional study]. Chelovek i obshchestvo v usloviiakh voin i revoliutsii. Materialy II Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii [Man and society in conditions of wars and revolutions. The materials of the II all- Russian scientific conference]. Ed. by E. Ju. Semenova. 2015, pp. 208–212. (In Russian)

Sibireva M. Iu. Vliianie megapolisa na sotsializatsiiu rebenka [The influence of megapolis on the socialization of the child]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2010, no. 7, pp. 147–150. (In Russian)

Beschasnaia A. A. Dikhotomiia «detstva-vzroslosti» v predstavleniiakh detei (v kontekste sotsial’noekonomicheskogo polozheniia ikh roditel’skikh semei) [The dichotomy between “childhood-adulthood” in the perception of children (in the context of socio-economic status of their parental families)]. Znanie. Ponimanie. Umenie. [Knowledge. Understanding. Skill], 2016, no. 1, pp. 133–145. (In Russian)

Mitrofanova S. Iu., Shtifanova E. A. Rol’ informatsionnykh tekhnologii i gadzhetov v sotsializatsii detei [The role of information technology and gadgets in the socialization of children]. Ekonomika i sotsiologiia, 2015, no. 1, pp. 18–24. (In Russian)

Filipova A. G., Temin D. V., Rakitina N. E. Sovremennaia detskaia ploshchadka: vzgliad roditelei vs. vzgliad detei [Modern Playground: the opinion of the parents vs. look kids]. Al’manakh sovremennoi nauki i obrazovaniia [Almanac of modern science and education]. Tambov, Gramota Publ., 2016, no. 6 (108), pp. 103–105. (In Russian)

Gubanova A. Iu. Klassifikatsiia elektronnogo kontenta saitov dlia detei: sotsiologicheskii analiz [Classification of digital content of websites for children: a sociological analysis]. Vestnik RGGU. Ser. Filosofija. Sociologija. Iskusstvovedenie, 2015, no. 7 (150), pp. 139–143. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2017

Как цитировать

Митрофанова, С. Ю. (2017). ДЕТИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 10(2), 160–168. https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu12.2017.202

Выпуск

Раздел

Векторы и траектории социологической теории