ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Авторы

  • Мэй Чуньцай Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб, 7–9
  • Надежда Климовна Харлампьева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб, 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu12.2017.308

Аннотация

В статье описана история развития социологии образования в Китае, дана характеристика ее современного состояния, также представлена перспектива изменения ее методологии. Авторы полагают, что применение мирополитического метода в социологии образования может помочь выявлению взаимовлияющих факторов изменения общественного сознания не только в Китае, но и в изучении меняющейся международной научно-исследовательской и образовательной системы.

Ключевые слова:

Китай, социология образования, научно-исследовательская и  образова-тельная система, мирополитический метод изучения общественных процессов

Скачивания

 

Библиографические ссылки

Литература

Press release. World population projected to reach 9.7 billion by 2050 with most growth in developing regions, especially Africa — says UN. URL: http://www.un.org/en/development/desa/population/events/pdf/other/10/World_Population_Projections_Press_Release. pdf (дата обращения: 20.01.2017).

Тун Синь. Социология населения. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2010. С. 42–44.

Янь Сюйлэй. Социология образования. Пекин: Изд-во высшего образования, 2011.

Тао Мэнхэ. Общество и образование. Пекин: Коммерческое изд-во, 1922.

Сао Лан. Тао Мэнхэ и начало дисциплины социологии образования в университетах Китая // Исследование высшего образования. 2010. № 1.

Лэй Тунцюнь. Социология образования. Пекин: Восток, 2013.

Лю Цзинмин. Три десятилетия реформ и открытости: развитие социологии образования в нашей стране // Вестник исследования образования университета Цинхуа. 2008. № 6.

Ду Шичжун. Прошлое и перспективы исследований социологии образования в нашей стране // Исследование высшего образования. 2004. № 3.

Ли Чанвэй. Обзор социологии образования в Китае в ХХ веке // Вестник Хэбэйского педагогического университета: образовательная наука. 2003. № 3.

Ян Чанъюн. Социология образования. Гуанчжоу: Изд-во Гуандун жэйминь чубаньгшэ, 2005.

Чжан Жэнцзе. Два десятилетия строительства социологии образования в Китае (1979–2000) // Вестник Восточно-Китайского педагогического университета: Образовательная наука. 2001. № 2.

Лу Цзе. Социология образования. Пекин: Изд-во Жэйминь чубаньгшэ, 1990.

Пэй Шиин. Введение социологии образования. Тяньцзинь: Изд-во Нанькайского университета, 1986.

Гуй Ваньхун. Социология образования. Тяньцзинь: Изд-во Тяньцзинь жэньминь чубаньшэ, 1987.

Лю Хуэйчжэн. Социология образования. Шэнъян: Изд-во образования Ляонина, 1988.

Ли Исянь. Социология образования. Харбин: Изд-во образования Хэйлунцзяна, 1989.

Дун Цэфан. Социология образования. Ухань: Изд-во Педагогического университета среднего Китая, 1990.

Цзинь Имин. Социология образования. Наньцзин: Изд-во образования Цзянсу, 1992.

Хоу Хуайинь. Поиски строительства дисциплины социологии образования китайскими учёными в ХХ веке // Вестник Восточно-Китайского педагогического университета: Образовательная наука. 2008. № 3.

У Канънин. Социология образования. Пекин: Изд-во Жэйминь чубаньгшэ, 1998.

Ян Чанъюн. Два десятилетия социологии образования в Китае: воспоминание и обозрение // Теория образования и практика. 2003. № 3.

Сюй Жуй, Лю Хуэйчжэнь. Социология образования. Пекин: Изд-во Пекинского педагогического университета, 2010.

Чэн Тяньцзюнь. Основное положение столетия «теории дисциплины» социологии образования Китая // Комментарии образования Пекинского университета. 2011. № 4.

У Канънин. Три десятилетия развития социологии образования в нашей стране (1979—2008) // Вестник Восточно-Китайского педагогического университета: Образовательная наука. 2009. № 6.

Ши Янь. Cамоанализ исследования локализации социологии образования //Исследования образования за рубежом. 2006. № 7.

Фан Ши. Исследования развития локализации социологии образования // Образование и профессия. 2015. № 6.

Ду Шичжун. Обзор исследований социологии образования в нашей стране // Исследование высшего образования. 2004. № 5.

Янь Гуанфэнь. Начало социологии образования Китая (с точки зрения социологии знания) // Вестник Хэбэйского педагогического университета: образовательная наука. 2008. № 5.

Сю Люин. Перевод и ввод социологии образования из-за современной границы в Китае // Вестник Наньянского педагогического института. Серия общественных наук. 2012. № 4.

Цай Вуйпин. Тезис «горячих точек» и эволюция переднего края по исследованию социологии образования в США за последние 20 лет // Научная трибуна. 2016. № 7.

Хэ Сяосин. Макс Вебер и исследование социологии образования // Вестник Гуаньчжоуского университета: серия общественных наук. 2006. № 5.

Ли Дэсянь. Анализ темы «горячих точек» исследований социологии образования Великобритании // Исследование образования. 2015. № 12.

Ван Айлин. Эволюция переднего края исследования социологии образования за последние 12 лет // Исследование образования за рубежом. 2014. № 11.

Крауз-Мозер Б. Теория политики. Методологические принципы. Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2008. 256 c.

Харлампьева Н. К. Арктика в современной политической системе: межгосударственные отношения и методология исследования: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2012. 148 с.

Бадмаев В. Н., Демичев Д. М., Хатыз З. А. Евразийское образовательное пространство и интеграционный потенциал университетов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evraziyskoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-i-integratsionnyy-potentsial-universitetov (дата обращения: 30.06.2017).

Матвиенко В. И. Создание единого образовательного пространства — ключевая задача евразийской интеграции. URL: https://interaffairs.ru/news/show/16424 (дата обращения: 30.06.2017).

Харлампьева Н. К. Арктика в современной системе глобального мира // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Наука и инновационные разработки — Северу». Мирный, 2014. С. 126–129.

Харлампьева Н. К. Арктическая морская транспортная система: международно-политический аспект. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика и право. 2015, №1. URL: http://wwwold.dvfu.ru/web/atr/2015-1 (дата обращения: 15.12.2015).

UNESCO. 2000. Global forum on Education for all: final report. Paris. Франциско Лопес Руперс, 2003. Глобализация и образование. Prospects, vol. XXXIII, No 3, September 2003.

Программа действий (Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро). Женева, Центр за наше общее будущее, 1993.

Proposal for a Draft preliminary text of a non-binding declaration of ethical principles in relation to climate change. SHS/BIO/IGM-CC/2017/4 24 April 2017. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002480/248079e.pdf (дата обращения: 29.04.2017).

Art. 5. Statutes and Rules of Procedure/ As modified by decisions taken at the 30th Session of the General Assembly of ICSU Rome, Italy, September 2011. URL: http://www.icsu.org/publications/statutes-policies/statutes-procedure/Statutes%20in%20English (дата обращения: 08.05.2015).


References

Press release. World population projected to reach 9.7 billion by 2050 with most growth in developing regions, especially Africa — says UN. Available at: http://www.un.org/en/development/desa/population/events/pdf/other/10/World_Population_Projections_Press_Release. pdf (accessed: 20.01.2017).

Tun Sin’. Sotsiologiia naseleniia [Population Sociology]. Beijing, Beijing University Press, 2010, pp. 42–44. (In Chinese)

Ian’ Siuilei. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Beijing: Higher Education Press, 2011. (In Chinese)

Tao Menkhe. Obshchestvo i obrazovanie [Society and Education]. Beijing: Commercial Press, 1922. (In Chinese)

Sao Lan. Tao Menkhe i nachalo distsipliny sotsiologii obrazovaniia v universitetakh Kitaia [Tao Meng and the Original of Sociology of Higher Education in China]. Issledovanie vysshego obrazovaniia [Higher Education Research], 2010, no. 1. (In Chinese)

Lei Tuntsiun’. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Beijing, Oriental Press, 2013. (In Chinese)

Liu Tszinmin. Tri desiatiletiia reform i otkrytosti: razvitie sotsiologii obrazovaniia v nashei strane [The Development of Educational Sociology in the Reform and Opening-up Policy of 30 Years]. Vestnik issledovaniia obrazovaniia universiteta Tsinkhua, 2008, no. 6. (In Chinese)

Du Shichzhun. Proshloe i perspektivy issledovanii sotsiologii obrazovaniia v nashei strane [Review and Prospect of Educational Sociology Research in Our Country]. Issledovanie vysshego obrazovaniia [Higher Education Research], 2004, no. 3. (In Chinese)

Li Chanvei. Obzor sotsiologii obrazovaniia v Kitae v XX veke [Review of Educational Sociology in Chinese in the 20th century]. Vestnik Khebeiskogo pedagogicheskogo universiteta: obrazovatel’naia nauka [Journal of Hebei Normal University (Educational Science)], 2003, no. 3. (In Chinese)

Ian Chan”iun. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Guangzhou, Guangdong People Press, 2005. (In Chinese)

Chzhan Zhentsze. Dva desiatiletiia stroitel’stva sotsiologii obrazovaniia v Kitae (1979–2000) [20 Years Construction of Educational Sociology in Chinese Mainland (1970–2000)]. Vestnik Vostochno-Kitaiskogo pedagogicheskogo universiteta: Obrazovatel’naia nauka [Journal of East China Normal University (Educational Science)], 2001, no. 2. (In Chinese)

Lu Tsze. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Beijing, People’s Education Press, 1990. (In Chinese)

Pei Shiin. Vvedenie sotsiologii obrazovaniia [Educational Sociology Outlines]. Tianjin, Nankai University Press, 1986. (In Chinese)

Gui Van’khun. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Tianjin, Tianjin People’s Press, 1987. (In Chinese)

Liu Khueichzhen. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Shenyang, Liaoning Educational Press, 1988. (In Chinese)

Li Isian’. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology Introduction]. Harbin, Hei Longjiang Education Press]. Kharbin, Izdatel’stvo obrazovaniia Kheiluntsziana, 1989. (In Chinese)

Dun Tsefan. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Wuhan, Central China Normal University Press, 1990. (In Chinese)

Tszin’ Imin. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Nanjing, Jiangsu Education Press, 1992. (In Chinese)

Khou Khuaiin’. Poiski stroitel’stva distsipliny sotsiologii obrazovaniia kitaiskimi uchenymi v XX veke [Search of Educational Sociology by Chinese Scholars in the 20th century]. Vestnik Vostochno-Kitaiskogo pedagogicheskogo universiteta: Obrazovatel’naia nauka [Journal of East China Normal University (Education Science)], 2008, no. 3. (In Chinese)

U Kan”nin. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Beijing, People’s Education Press, 1998. (In Chinese)

Ian Chan”iun. Dva desiatiletiia sotsiologii obrazovaniia v Kitae: vspominanie i obozrenie [20 years of Educational Sociology in Chinese Mainland: Review and Reflection]. Teoriia obrazovaniia i praktika [Educational Theory and Practice], 2003, no. 3. (In Chinese)

Siui Zhui, Liu Khueichzhen’. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Beijing, Beijing Normal University Press, 2010. (In Chinese)

Chen Tian’tsziun’. Osnovnoe polozhenie stoletiia «teorii distsipliny» sotsiologii obrazovaniia Kitaia [Outline in 100 Years of Academic Theory of Chinese Educational Sociology], Kommentarii obrazovaniia Pekinskogo universiteta, 2011, no. 4. (In Chinese)

U Kan”nin. Tri desiatiletiia razvitiia sotsiologii obrazovaniia v nashei strane (1979–2008) [Thirty Years’ Development of Educational Sociology in China (1979–2008). Vestnik Vostochno-Kitaiskogo pedagogicheskogo universiteta: Obrazovatel’naia nauka [Journal of East Normal University (Education Science)], 2009, no. 6. (In Chinese)

Shi Ian’. Camoanaliz issledovaniia lokalizatsii sotsiologii obrazovaniia [Reflection of Indigenous Research of Educational Sociology]. Issledovaniia obrazovaniia za rubezhom [Foreign Educational Research], 2006, no. 7. (In Chinese)

Fan Shi. Issledovaniia razvitiia lokalizatsii sotsiologii obrazovaniia [Research of Indigenous development of Educational Sociology]. Obrazovanie i professiia [Education and Vocation], 2015, no. 6. (In Chinese)

Du Shichzhun. Obzor issledovanii sotsiologii obrazovaniia v nashei strane. [Review and Prospect of Research of Educational Sociology in China]. Issledovanie vysshego obrazovaniia [Higher Education Research], 2004, no. 5. (In Chinese)

Ian’ Guanfen’. Nachalo sotsiologii obrazovaniia Kitaia (s tochki zreniia sotsiologii znaniia) [Original of Chinese Educational Sociology – A View of Intellectual Sociology]. Vestnik Khebeiskogo pedagogicheskogo universiteta: obrazovatel’naia nauka [Journal of Hebei Normal University (Education Science)], 2008, no. 5. (In Chinese)

Siu Liuin. Perevod i vvod sotsiologii obrazovaniia iz-za sovremennoi granitsy v Kitae [Translation and Import of Foreign Educational Sociology in Modern Times]. Vestnik Nan’ianskogo pedagogicheskogo instituta. Seriia obshchestvennykh nauk [Journal of Nanyang Normal University (Social Science)], 2012, № 4. (In Chinese)

Tsai Vuipin. Tezis «goriachikh tochek» i evoliutsiia perednego kraia po issledovaniiu sotsiologii obrazovaniia v SShA za poslednie 20 let [Hot Topics and Cutting-edge Evolution of American Educational Sociology Research in recent 20 years]. Nauchnaia tribuna [Academic Forum], 2016, no. 7. (In Chinese)

Khe Siaosin. Maks Veber i issledovanie sotsiologii obrazovaniia [Max Weber and Educational Sociology Research]. Vestnik Guan’chzhouskogo universiteta: seriia obshchestvennykh nauk [Journal of Guangzhou University (Social Science)], 2006, no. 5. (In Chinese)

Li Desian’. Analiz temy «goriachikh tochek» issledovanii sotsiologii obrazovaniia Velikobritanii [An Analysis of Hot Topics of British Educational Sociology Research]. Issledovanie obrazovaniia [Education Research], 2015, no. 12. (In Chinese)

Van Ailin. Evoliutsiia perednego kraia issledovaniia sotsiologii obrazovaniia za poslednie 12 let [Evolution of the Research of Educational Sociology in Recent Dozen of Years]. Issledovanie obrazovaniia za rubezhom [Foreign Education Research], 2014, no. 11. (In Chinese)

Krauz-Mozer B. Teoriia politiki. Metodologicheskie printsipy [Theory of policy. Methodological principles]. X.: Publishing house Humanitarian center, 2008. 256 p. (In Russian)

Kharlamp’eva N. K. Arktika v sovremennoi politicheskoi sisteme: mezhgosudarstvennye otnosheniia i metodologiia issledovaniia: uchebno-metodicheskoe posobie [The Arctic in modern political system: interstate relations and methodology of research: educational and methodical student book ]. St. Petersburg, SPbSU Publ., 2012. 148 p. (In Russian)

Badmaev V. N., Demichev D. M., Khatyz Z. A. Evraziiskoe obrazovatel’noe prostranstvo i integratsionnyi potentsial universitetov [Euroasian educational space and integration capacity of universities]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/evraziyskoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-i-integratsionnyy-potentsial-universitetov (accessed: 30.06.2017). (In Russian)

Matvienko V. I. Sozdanie edinogo obrazovatel’nogo prostranstva — kliuchevaia zadacha evraziiskoi integratsii [Creation of uniform educational space — a key problem of the Euroasian integration]. Available at: https://interaffairs.ru/news/show/16424 (accessed: 30.06.2017). (In Russian)

Kharlamp’eva N. K. Arktika v sovremennoi sisteme global’nogo mira [The Arctic in modern system of the global world]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Nauka i innovatsionnye razrabotki — Severu». Mirnyi, 2014, pp. 126–129. (In Russian)

Kharlamp’eva N. K. Arkticheskaia morskaia transportnaia sistema: mezhdunarodno-politicheskii aspekt. Aziatsko-Tikhookeanskii region: ekonomika, politika i parvo [Arctic sea transport system: international and political aspects. Pacific Rim: economy, policy and right], 2015, no. 1. Available at: http://wwwold.dvfu.ru/web/atr/2015-1 (accessed: 15.12.2015). (In Russian)

UNESCO. 2000. Global forum on Education for all: final report. Paris. Frantsisko Lopes Rupers, 2003. Globalizatsiia i obrazovanie. Prospects, vol. XXXIII, no. 3, September 2003.

Programma deistvii (Povestka dnia na 21 vek i drugie dokumenty konferentsii v Rio-de-Zhaneiro) [The action program (The agenda for the 21st century and other documents of a conference in Rio de Janeiro)]. Geneva, The Center for our Common Future, 1993. (In Russian)

Proposal for a Draft preliminary text of a non-binding declaration of ethical principles in relation to climate change. SHS/BIO/IGM-CC/2017/4 24 April 2017. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002480/248079e.pdf (accessed: 29.04.2017).

Art. 5. Statutes and Rules of Procedure/ As modified by decisions taken at the 30th Session of the General Assembly of ICSU Rome, Italy, September 2011. Available at: http://www.icsu.org/publications/statutes-policies/statutes-procedure/Statutes%20in%20English (accessed: 08.05.2015).

Загрузки

Опубликован

12.10.2017

Как цитировать

Чуньцай, М., & Харлампьева, Н. К. (2017). ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 10(3), 357–368. https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu12.2017.308