ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: К ПОСТРОЕНИЮ ТИПОЛОГИИ

Авторы

  • Константин Юрьевич Терентьев Петрозаводский государственный университет, Российская Федерация, 185910, Республика Карелия, Петрозаводск, пр. Ленина, 33

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.202

Аннотация

В статье рассматривается значение высшего образования в структуре образовательных стратегий молодежи. Цель статьи — предложить авторское понимание стратегий, реализуемых современной молодежью посредством высшего профессионального образования. Через теоретический анализ проблематики и подтверждение выводов результатами социологических опросов старшеклассников Карелии и студентов Петрозаводского государственного университета была сформулирована и обоснована авторская классификация образовательных стратегий. Библиогр. 22 назв. Табл. 1.

Ключевые слова:

молодежь, образовательная стратегия, высшее образование, образовательная и профессиональная траектории, мотивация выбора

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Клячко Т. Л. Мифы, легенды и реальность российского высшего образования. URL: http://demoscope.ru/weekly/2004/0167/tema05.php (дата обращения: 18.05.2014).

Константиновский Д. Л. Про погоду и образование // Социологический журнал. 2012. № 4. С. 130–141.

Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи(на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М., 2014. 560 с.

Payne J. Choice at the end of compulsory schooling: A research review. URL: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20130123124929/https://www.education.gov.uk/publications/RSG/publicationDetail/Page1/RR414 (дата обращения: 11.04.2016).

Wright S. Young people’s decision-making in 14–19 education and training: a review of the literature. URL: http://www.ttrb3.org.uk/wp-content/uploads/2013/04/Nuffi eld-14-19-Review-Young-People%E2%80%99s-Decision-Making-in-14-19-Education-and-Training-A-Review-of-the-Literature.pdf (дата обращения: 11.04.2016).

Grytnes R. Making the Right Choice! Inquiries into the Reasoning Behind Young People’s Decisions about Education // Young. 2011. N 19. P. 333–351.

Заборова Е. Н., Озерова М. В. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 3. С. 105–113.

Максимова М. Л. Образовательные стратегии студентов регионального университета: автореф. дис. … канд. социол. наук. URL: http://www.dslib.net/soc-struktura/obrazovatelnye-strategii-studentov-regionalnogo-universiteta.html (дата обращения: 18.05.2014).

Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М.: ЦСП и М., 2015. 232 с.

Попова Е. С. Мотивация и выбор в образовательных стратегиях молодежи // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый хронограф. 2015. С. 421–437.

Харченко И. И. Формирование и реализация образовательных и профессиональных стратегий современной молодежи : автореф. дис. … канд. социол. наук. URL: http://www.dslib.net/soc-struktura/formirovanie-i-realizacija-obrazovatelnyh-i-professionalnyh-strategij.html (дата обращения: 18.05.2014).

Чередниченко Г. А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). М.: ИС РАН. 2012. 332 с.

Когда наступает время выбора: Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений / отв. ред. Г. А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ. 2001. 568 с.

Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.

Абанкина Т. В., Красилова А. Н., Ястребов Г. А. Образование как старт для жизни: жизненные планы сельских школьников в России // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 87–120.

Чередниченко Г. А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 119–125.

Терентьев К. Ю. Высшее образование в структуре образовательных и профессиональных стратегий молодежи // Непрерывное образование: XXI век (электронный журнал). 2014. № 2. URL:http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2363 (дата обращения: 10.09.2014).

Овсянников А. А. Система образования в России и образование России // Мир России. 1999. Т. 8, № 3. С. 73–132.

Попов Д. С., Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Современные образовательные траектории школьников и студентов // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 135–142.

Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий (Информационно-аналитический отчет). Екатеринбург: УрФУ, 2011. 167 с.

Цылев В. Р., Дюмина Н. Н. Тенденции в изменении мотивов получения высшего образования у молодежи г. Мурманска // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 143–151.

Шарова Е. Н., Мулина Т. В. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества (региональный аспект) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13, № 1. С. 50–68.


References

Kliachko T. L. Mify, legendy i real’nost’ rossiiskogo vysshego obrazovaniia [Myths, legends and reality of Russian higher education]. Available at: http://demoscope.ru/weekly/2004/0167/tema05.php (accessed: 18.05.2014).

Konstantinovskii D. L. Pro pogodu i obrazovanie [About the weather and education]. Sotsiologicheskii zhurnal, 2012, no. 4, pp. 130–141. (In Russian)

Cherednichenko G. A. Obrazovatel’nye i professional’nye traektorii rossiiskoi molodezhi (na materialakh sotsiologicheskikh issledovanii) [Educational and professional trajectories of Russia’s youth (based on sociological research data)]. Moscow, CSP i M., 2014. 560 p. (In Russian)

Payne J. Choice at the end of compulsory schooling: A research review. Available at: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20130123124929/https://www.education.gov.uk/publications/RSG/publicationDetail/Page1/RR414 (accessed: 11.04.2016).

Wright S. Young people’s decision-making in 14–19 education and training: a review of the literature. Available at: http://www.ttrb3.org.uk/wp-content/uploads/2013/04/Nuffi eld-14-19-Review-Young-People%E2%80%99s-Decision-Making-in-14-19-Education-and-Training-A-Review-of-the-Literature.pdf (accessed: 11.04.2016).

Grytnes R. Making the Right Choice! Inquiries into the Reasoning Behind Young People’s Decisions about Education. Young, 2011, no. 19, pp. 333–351.

Zaborova E. N., Ozerova M. V. Obrazovatel’nye strategii: podkhody k opredeleniiu poniatiia i traditsii issledovaniia [Education strategies : approaches to defining the notion and research traditions]. Izvestiia Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriia 1. Problemy obrazovaniia, nauki i kul’tury, 2013, no. 3, pp. 105–113. (In Russian)

Maksimova M. L. Obrazovatel’nye strategii studentov regional’nogo universiteta. Authoref. diss. kand. sotsiol. nauk [Education strategies of regional students. Thesis of PhD]. Available at: http://www.dslib.net/soc-struktura/obrazovatelnye-strategii-studentov-regionalnogo-universiteta.html (accessed: 18.05.2014).(In Russian)

Konstantinovskiy D., Abramova M., Cherednichenko G., Goncharova G., Kostyuk V., Popova E., Voznesenskaya E. Novye smysly v obrazovatel’nykh strategiiakh molodezhi: 50 let issledovaniia [New Meanings in Educational Strategies of Youth: 50 years of research (monograph)]. Moscow, Social Forecasting and Marketing Center Publ., 2015. 232 p. (In Russian)

Popova E. S. Motivatsiia i vybor v obrazovatel’nykh strategiiakh molodezhi [Motivation and choice in educational strategies of youth]. Rossiia reformiruiushchaiasia. Vyp. 13: Ezhegodnik. Ed. by M. K. Gorshkov. Moscow, Novyj hronograf Publ., 2015, pp. 421–437. (In Russian)

Kharchenko I. I. Formirovanie i realizatsiia obrazovatel’nykh i professional’nykh strategii sovremennoi molodezhi. Authoref. diss. kand. sotsiol. nauk [Educational and professional strategy formation and implementation of modern youth: author’s abstract prepared by candidate of sociology. Thesis of PhD]. Available at: http://www.dslib.net/soc-struktura/formirovanie-i-realizacija-obrazovatelnyh-i-professionalnyh-strategij.html (accessed: 18.05.2014). (In Russian)

Cherednichenko G. A. Obrazovatel’nye traektorii i professional’nye kar’ery (na materialakh sotsiologicheskikh issledovanii molodezhi [Educational trajectories and professional careers (based on sociological research on youth)]. Moscow, IS RAN Publ., 2012. 332 p. (In Russian)

Kogda nastupaet vremia vybora: Ustremleniia molodezhi i pervye shagi posle okonchaniia uchebnykh zavedenii [When it comes to choosing : youth aspirations and first steps after graduation]. Ed. by G. A. Cherednichenko. St. Petersburg, RHGI Publ., 2001. 568 p. (In Russian)

Burd’e P. Sotsiologiia sotsial’nogo prostranstva [Sociologie de l’espace social]. St. Petersburg, Aletejja Publ., 2007. 288 p. (In Russian)

Abankina T. V., Krasilova A. N., Iastrebov G. A. Obrazovanie kak start dlia zhizni: zhiznennye plany sel’skikh shkol’nikov v Rossii [Education as a start in life: life planning for rural students in Russia]. Voprosy obrazovaniia, 2012, no. 2, pp. 87–120. (In Russian)

Cherednichenko G. A. Novoe v obrazovanii i professional’noi deiatel’nosti molodezhi [New waves in education and professional activities of youth]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2009, no. 7, pp. 119–125.(In Russian)

Terent’ev K. Iu. Vysshee obrazovanie v strukture obrazovatel’nykh i professional’nykh strategii molodezhi[Higher education In the structure of educational and professional strategies of youth]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek (elektronnyi zhurnal), 2014, no. 2. Available at: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2363 (accessed: 10.09.2014). (In Russian)

Ovsiannikov A. A. Sistema obrazovaniia v Rossii i obrazovanie Rossii [Russian education system and education in Russia]. Mir Rossii, 1999, vol. 8, no. 3, pp. 73–132. (In Russian)

Popov D. S., Tiumeneva Iu. A., Kuz’mina Iu. V. Sovremennye obrazovatel’nye traektorii shkol’nikov i studentov [Modern educational trajectories of high school and university students]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2012, no. 2, pp. 135–142. (In Russian)

Problemy professional’nogo samoopredeleniia molodezhi: analiz tsennostnykh orientatsii i nal’nykh strategii (Informatsionno-analiticheskii otchet) [Issues of professional self-identification of youth: Analysis of value orientations and professional strategies]. Ekaterinburg, UrFU Publ., 2011. 167 p. (In Russian)

Tsylev V. R., Diumina N. N. Tendentsii v izmenenii motivov polucheniia vysshego obrazovaniia u molodezhi g. Murmanska [Shift ing trends in motives for pursuing higher education among young people in Murmansk]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2012, no. 2, pp. 143–151. (In Russian)

Sharova E. N., Mulina T. V. Professional’noe samoopredelenie molodezhi v usloviiakh sotsiokul’turnoi transformatsii rossiiskogo obshchestva (regional’nyi aspekt) [Professional self-identification of youth in conditions of socio-cultural transformation of the Russian society (regional aspect)]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 2010, vol. 13, no. 1, pp. 50–68. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.12.2016

Как цитировать

Терентьев, К. Ю. (2016). ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: К ПОСТРОЕНИЮ ТИПОЛОГИИ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (2), 17–27. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.202

Выпуск

Раздел

Социальная мобильность и жизненные стратегии