Хэндмейд как автономизирующееся поле символического производства

Авторы

  • Алина Александровна Калашникова Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, Украина, 61022, г. Харьков, пл. Свободы, 4

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.305

Аннотация

В статье аналитически осмыслен социальный феномен хэндмейда. Рассмотрены его исторические корни, связи с глобальной и локальными культурами, процессом закрепления цен-ности ручного труда в виртуализирующемся обществе. Рассмотрена несостоятельность от-дельных факторов, которыми исследователи объясняют современное развитие хэндмейда (феминистская идеология, глобальный экономический кризис, рукодельные традиции низших и высших (праздных) классов). Доказывается, что хэндмейд связан с движением «искусств и ремесел», со встречей местных культурных традиций в мировом пространстве, созданном с помощью новых средств массовой коммуникации. Анализируются эстетические (изменения художественной ценности продукта, вытекающие из роста навыков мастера), социальные (возможность личного использования, дарения или продажи) и психологические (субъективная мотивация участия) смыслы хэндмейда. Практика обмена опытом между мастерами хэндмейда и отсутствие критики также подвергаются бурдьезианскому рассмотрению в качестве средства для создания взаимного признания, необходимого для распределения власти номинации в новой области. Продукты хэндмейда рассматриваются как овеществленные социальные действия и отношения, делегаты в латуровском смысле. Показано, что хэндмейд в его современном виде успешно претендует на рассмотрение в качестве символического товара, составляя
конкуренцию области искусства. Хэндмейд утверждает безусловную ценность ручного труда,
стремясь занять положение изобразительного искусства с его символической ценностью художественного производства, которую принципиально невозможно подвергнуть отрицанию.
Таким образом, современный хэндмейд исследуется как успешно претендующий на создание
автономного поля, граничащего с полями высокого искусства и дизайна. Библиогр. 18 назв.

Ключевые слова:

хэндмейд, ручной труд, произведение искусства, поле символического производства

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Молевич Е. Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 38–41.

Плотникова А. М. Становление терминологии современного рукоделия // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322). С. 154–156.

Erlhoff M. Arts & Crafts // Design Dictionary. Basel: Birkhauser Architecture, 2008. P. 30–32.

Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Мысль, 1984. 367 с.

Jakob D. Crafting your way out of the recession? New craft entrepreneurs and the global economic downturn // Cambridge journal of regions, economy and society. 2013. N 6 (1). P. 127–140.

Охолина И. Е. Хэндмейд как одна из составляющих мегаконцепта «Досуг» // Вестник ТГПУ. 2014. № 10 (151). С. 178–183.

Inspiring Reform: Boston’s Arts and Crafts Movement. New York: Harry N. Abrams, Inc., 1997. 247 p.

May C. Craftivism in Canada: Exploring Identity Through Politically Charged Textiles. Master’s thesis. Montreal: Concordia University, 2012. 46 p.

NeoCraft: modernity and the crafts / ed. by Alfoldy S. Halifax, NS: The Press of the Nova Scotia College of Art and Design, 2007. 273 p.

Вербина О. В. Пространственные границы дома: приватное и публичное // Наука. Искусство. Культура. 2015. № 2 (6). С. 220–224.

Андрианова О. Р., Хамитова Л. А. Истоки развития рынка hand-made изделий // Глобализация научных процессов: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. (23 июня 2016 г., г. Киров). В 2 ч. Уфа: Омега сайнс, 2016. Ч. 2. С. 126–127.

Shiner L. «Blurred Boundaries»? Rethinking the Concept of Craft and its Relation to Art and Design // Philosophy Compass. 2012. N 7 (4). P. 230–244.

Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери // Социология вещей: сб. статей / под ред. В. Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 199–222. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского».)

Луков В. А. Народная культура и цивилизационная культура // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. С. 268–271.

Гройс Б. Что такое современное искусство // Митин журнал. 1997. № 54. С. 253–276.

Калашникова А. А. Мифология рынка искусства: художник как бренд // Вестник Московского университета. Серия 18: «Социология и политология». 2015. № 2 (апрель–июнь). С. 250–262.

Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с фр.; отв. ред. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. 576 с.

Becker H. S. Arts and crafts // American Journal of Sociology. 1978. N 1 (January). P. 862–889.


References

Molevich E. F. Trud kak ob”ekt i predmet issledovanii obshchei sotsiologii [The Labour as the Object and Subject of the General Sociology Research]. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological research], 2001, no. 7, pp. 38–41. (In Russian)

Plotnikova A. M. Stanovlenie terminologii sovremennogo rukodeliia [The Formation of the Contemporary Craft Terminology]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Cheliabinsk State University Bulletin], 2013, issue 31 (322), pp. 154–156. (In Russian)

Erlhoff M. Arts & Crafts. Design Dictionary. Basel, Birkhauser Architecture Publ., 2008, pp. 30–32.

Veblen T. Teoriia prazdnogo klassa [The Theory of Idle Class]. Moscow, Mysl Publ., 1984. 367 p. (In Russian)

Jakob D. Crafting your way out of the recession? New craft entrepreneurs and the global economic downturn. Cambridge journal of regions, economy and society, 2013, no. 6 (1), pp. 127–140.

Okholina I. E. Khendmeid kak odna iz sostavliaiushchikh megakontsepta «Dosug» [Handmade as One of the Elements of «Leisure» Megaconcept]. Vestnik TGPU [Tomsk State Pedagogic University Bulletin], 2014, issue 10 (151), pp. 178–183. (In Russian)

Inspiring Reform: Boston’s Arts and Crafts Movement. New York, Harry N. Abrams, Inc., 1997. 247 p.

May C. Craftivism in Canada: Exploring Identity Through Politically Charged Textiles. Master’s thesis. Montreal, Concordia University Press, 2012. 46 p.

NeoCraft: modernity and the crafts. Ed. by Alfoldy S. Halifax. NS, The Press of the Nova Scotia College of Art and Design, 2007. 273 p.

Verbina O. V. Prostranstvennye granitsy doma: privatnoe i publichnoe [Home’s Spatial Margins: the Private and the Public]. Nauka. Iskusstvo. Kul’tura [Science. Art. Culture], 2015, issue 2 (6), pp. 220–224. (In Russian).

Andrianova O. R., Khamitova L. A. Istoki razvitiia rynka hand-made izdelii [Sources of the Handmade Products Market Development]. Globalizatsiia nauchnykh protsessov: sb. statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (23 iiunia 2016 g., g. Kirov). V 2 ch. [The Scientific processes Globalization: the Digest of the International Scientific-Practical conference (23rd of June, 2016, Kirov). In 2 parts]. Ufa, Omega sajns, 2016, part 2, pp. 126–127. (In Russian).

Shiner L. “Blurred Boundaries”? Rethinking the Concept of Craft and its Relation to Art and Design. Philosophy Compass, 2012, no. 7 (4), pp. 230–244.

Latur B. Gde nedostaiushchaia massa? Sotsiologiia odnoi dveri [Where is the Missing Mass? The sociology of a Door]. Sotsiologiia veshchei: sb. statei [The Sociology of Things. The digest]. Ed. by V. Vakhshtaina. Мoscow: “Territoriia buduschego” Publ. House, 2006 (The “Alexander Pogorelskii University Library” Series), pp. 199–222. (In Russian).

Lukov V. A. Narodnaia kul’tura i tsivilizatsionnaia kul’tura [The Folk Culture and the Civilization Culture]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2010, issue 2, pp. 268–271. (In Russian).

Grois B. Chto takoe sovremennoe iskusstvo [What is Contemporary Art]. Mitin journal, 1997, issue 54, pp. 253–276. (In Russian)

Kalashnikova A. A. Mifologiia rynka iskusstva: khudozhnik kak brend [The Mythology of the Art Market: the Artist as Brand]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 18: «Sotsiologiia i politologiia» [Moskow State University Bulletin. Series 18 “Sociology and Politology”], 2015, no. 2 (April-June), pp. 250–262. (In Russian).

Burd’e P. Sotsial’noe prostranstvo: polia i praktiki [The Social Space: Fields and Practices]. Trans. from French; ed. by N. A. Shmatko. Moscow, Institut eksperimentalnoy sotsiologii Publ.; St. Petersburg, Aleteiia Publ., 2005. 576 p. (In Russian).

Becker H. S. Arts and crafts. American Journal of Sociology, 1978, no. 1 (January), pp. 862–889.

Загрузки

Опубликован

20.02.2017

Как цитировать

Калашникова, А. А. (2017). Хэндмейд как автономизирующееся поле символического производства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (3), 60–60. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.305