Социальное конструирование эмоции «счастье» в рекламе

Авторы

  • Ольга Олеговна Савельева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 109028, Москва, М. Трехсвятительский пер., д. 8/2, стр. 1
  • Алена Сергеевна Капустина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 109028, Москва, М. Трехсвятительский пер., д. 8/2, стр. 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.404

Аннотация

В рамках феноменологического подхода в статье счастье определяется как социально детерминированное эмоциональное состояние, возникающее вследствие субъективной интерпретации реальности человеком или группой. Обращается внимание на роль социальных коммуникаций в таких интерпретациях, в частности, рекламы. Реклама рассматривается в контексте социального проектирования, рекламное сообщение интерпретируется как социальный псевдопроект. Определяется роль социокультурного дискурса рекламы при создании такого псевдопроекта. Анализируются направления и принципы апелляции к феномену «счастье» при конструировании социокультурного дискурса рекламы. Утверждается, что «рекламное счастье» демонстрируется в рекламе как социально одобряемое удовольствие, получаемое за счет приобретения товара или услуги. В ходе эмпирического исследования было выявлено позитивное отношение аудитории к апелляции к феномену «счастье» в рекламе. Изучались также «критерии счастья», которые были использованы в рекламе. На основе эмпирического исследования выявлено, что представления о значимости отдельных критериев счастья у аудитории и создателей рекламы совпадает лишь частично. Если аудитория поставила на первое по значимости место «возможность заниматься любимым делом», то в рекламных сообщениях этот мотив аудитория почти не обнаружила. По другим критериям таких резких несоответствий не наблюдается. Это еще раз доказывает, что в социальных представлениях счастье не равно гедонизму — удовольствию, рассматриваемому безотносительно морали. Можно сказать, что представление о счастье у зрителей телерекламы вполне соответствует тому пониманию, которое вкладывали в этот феномен великие мыслители прошлого: высшая степень социально одобряемого удовольствия от жизни. Библиогр. 28 назв. Ил. 6.

Ключевые слова:

счастье, реклама, социокультурный дискурс рекламы, социальное конструирование, социальный псевдопроект, апелляция в рекламе, социология эмоций

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: ЭКСМО-пресс, 2000. 608 с.

Дмитриева Н. М. Этическое наполнение концепта «счастье» в русской языковой картине мира // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2013. № 4. С. 12–19.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 921 с.

Аргайл М. Психология счастья / пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 271 c.

Бахтин М. В. Антропология счастья в свете христианской традиции. М.: Издательство Московского гуманитарного института повышения квалификации и переподготовки кадров, 2005. 140 с.

Деева М. От индивидуального к разделяемому аффекту: постдюркгеймианская традиция в социологии эмоций // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9, № 2. С. 134–154.

Hyman L. A Sociology of Happiness: Reflections and Perceptions. Abstract: 9th Conference of European Sociological Association. Lisbon 2–5 September, (19 March 2013). URL: http://esa.abstractbook.net/abstract.php?aID=2220 (дата обращения: 15.07.2016).

Keyes C. Sociology of Happiness. Atlanta: Emory College of Arts and Sciences. Emory University, 2010. 24 р.

Barbalet J. M. Emotion, Social Theory, and Social Structure: A Macrosociological Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 210 р.

Barbalet J. M. Why Emotions Are Crutial // Emotions and Sociology / ed. by J. M. Barbalet. Oxford: Blackwell Publishing, 2002. P. 1–9.

Barbalet J. M. Emotional Payoff of Ritual // European Journal of Sociology. 2006. Vol. 47, N 3. P. 446–451.

Barbalet J. M. Classical Pragmatism, Classical Sociology: William James, Religion and Emotion // Pragmatism and European Social Theory / eds P. Baert, B. S. Turner. Oxford: Bardwell Press, 2007. P. 17–45.

Николаев В. Г., Барбалет Дж. М. Эмоция, социальная теория и социальная структура: макро-социологический подход // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 2. C. 3–9.

Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека / пер. с польск. М.: Прогресс, 1981. 365 с.

Изард К. Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Питер, 2012. 464 с.

Шютц А. Некоторые структуры жизненного мира // Личность. Культура. Общество. 2007. Вып. 2 (36). С. 52–68.

Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания / пер. с англ. М.: Альпина Нон-фикшн, 2013. 464 с.

Луков В. А. Социальное проектирование. М.: Финита, 2004. 192 с.

Дюпон Л. Реклама / пер. с англ. Минск: Порпурри, 2008. 224 с.

Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. 336 с.

Брюкнер П. Вечная эйфория или эссе о принудительном счастье / пер. с фр. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007. 230 с.

Фейербах Л. Эвдемонизм / пер. с нем. // Фейербах Л. Избр. филос. произв.: в 2 т. М.: Госполитиздат, 1955. Т. I. 942 с.

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. / пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1984. 830 с.

Easterlin R. A. Feeding the Illusion of Growth and Happiness: A Reply to Hagerty and Veenhoven // Social Indicators Research. 2005. Vol. 74 (3). P. 429–443.

Easterlin R. A., McVey L. A., Switek M., Sawangfa O., Zweig J. S. The happiness-income paradox revisited // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2010. Vol. 107 (52). P. 22463–22468.

Демидов А. Б. Феномен человеческого бытия. Минск: ЗАО Издательский центр «Эконом-пресс», 1999. 180 с.

Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001. 242 с.

Wilson W. R. Correlates of avowed happiness // Psychological Bulletin. 1967. Vol. 67 (4). P. 294–306.


References

Dal’ V. I. Poslovitsy i pogovorki russkogo naroda [Proverbs of Russian people]. Moscow, EKSMO-press, 2000. 608 p. (In Russian)

Dmitrieva N. M. Eticheskoe napolnenie kontsepta «schast’e» v russkoi iazykovoi kartine mira [The ethical content of “happiness” concept in Russian language picture of the world]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Russkii i inostrannye iazyki i metodika ikh prepodavaniia [Bulletin of Russian Peoples Friendship University. Series: Russian and foreign languages, and methods of their teaching], 2013, no. 4, pp. 12–19. (In Russian)

Ozhegov S. I. Slovar’ russkogo iazyka [Vocabulary of Russian language]. Moscow, Russian language Publ., 1990. 921 p. (In Russian)

Argail M. Psikhologiia schast’ia [The psychology of happiness]. Transl. from English. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 271 p. (In Russian)

Bakhtin M. V. Antropologiia schast’ia v svete khristianskoi traditsii [Anthropology of happiness in the light of Christian tradition]. Moscow, The Publisher house of Moscow Humanitarian Institute for Advanced Studies and Retraining, 2005. 140 p. (In Russian)

Deeva M. Ot individual’nogo k razdeliaemomu affektu: postdiurkgeimianskaia traditsiia v sotsiologii emotsii [From the individual to the affect shared: postdyurkgeymian tradition in the sociology of emotions]. Sotsiologicheskoe obozrenie [Sociological review], 2010, vol. 9, no. 2, pp. 134–154. (In Russian)

Hyman L. A Sociology of Happiness: Reflections and Perceptions. Abstract: 9th Conference of European Sociological Association. Lisbon 2–5 September, (19 March 2013). Available at: http://esa.abstractbook.net/abstract.php?aID=2220 (accessed: 15.07.2016).

Keyes C. Sociology of Happiness. Atlanta, Emory College of Arts and Sciences. Emory University, 2010. 24 p.

Barbalet J. M. Emotion, Social Theory, and Social Structure: A Macrosociological Approach. Cambridge, Cambridge University Press, 2001. 210 p.

Barbalet J. M. Why Emotions Are Crutial. Emotions and Sociology. Ed. by J. M. Barbalet. Oxford, Blackwell Publishing, 2002, pp. 1–9.

Barbalet J. M. Emotional Payoff of Ritual. European Journal of Sociology, 2006, vol. 47, no. 3, pp. 446–451.

Barbalet J. M. Classical Pragmatism, Classical Sociology: William James, Religion and Emotion. Pragmatism and European Social Theory. Eds P. Baert, B. S. Turner. Oxford, Bardwell Press, 2007, pp. 17–45.

Nikolaev V. G., Barbalet Dzh. M. Emotsiia, sotsial’naia teoriia i sotsial’naia struktura: makrosotsiologicheskii podkhod [Emotion, Social Theory and Social Structure: macrosociological approach]. Sotsiologicheskoe obozrenie [Social review], 2002, vol. 2, no. 2, pp. 3–9. (In Russian)

Tatarkevich V. O schast’e i sovershenstve cheloveka [About happiness and perfection of a person]. Transl. from Polish. Moscow, Progress Publ., 1981. 365 p. (In Russian)

Izard K. E. Psikhologiia emotsii [The psychology of emotions]. Transl. from English. St. Petersburg, Piter Publ., 2012. 464 p. (In Russian)

Shiutts A. Nekotorye struktury zhiznennogo mira [Some structures of the life of the world]. Lichnost’. Kul’tura. Obshchestvo [Personality. culture. society], 2007, vol. 2 (36), pp. 52–68. (In Russian)

Chiksentmikhaii M. Potok. Psikhologiia optimal’nogo perezhivaniia [Flow. Psychology of optimal experience]. Transl. from English. Moscow, Al’pina Non-fikshn Publ., 2013. 464 p. (In Russian)

Lukov V. A. Sotsial’noe proektirovanie [The social desigh]. Moscow, Finita Publ., 2004. 192 p.(In Russian)

Diupon L. Reklama [Advertising]. Transl. from English. Minsk, Porpurri Publ., 2008. 224 p.(In Russian)

Vartanova E. L. Mediaekonomika zarubezhnykh stran [Media economics of foreign countries]. Moscow, Aspekt Press, 2003. 336 p. (In Russian)

Briukner P. Vechnaia eiforiia ili esse o prinuditel’nom schast’e [The Eternal euphoria or essay about compulsory happiness]. Transl. from French. St. Petersburg, Publishing house of Ivan Limbah, 2007. 230 p.(In Russian)

Feierbakh L. Evdemonizm [Eudemonism]. Transl from German. Feierbakh L. Izbr. filos. proizv.: v 2 t. Moscow, Gospolitizdat, 1955, vol. I. 942 p. (In Russian)

Aristotel’. Nikomakhova etika [The Nicomachean ethics]. Aristotel’. Soch.: v 4 t. T. 4. Transl. from the Greek. Moscow, Mysl Publ., 1984. 830 p. (In Russian)

Easterlin R. A. Feeding the Illusion of Growth and Happiness: A Reply to Hagerty and Veenhoven. Social Indicators Research, 2005, vol. 74 (3), pp. 429–443. (In Russian)

Easterlin R. A., McVey L. A., Switek M., Sawangfa O., Zweig J. S. The happiness-income paradox revisited. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2010, vol. 107 (52), pp. 22463–22468.

Demidov A. B. Fenomen chelovecheskogo bytiia [The phenomenon of human existence]. Minsk, ZAO The published house “Economics press”, 1999. 180 p. (In Russian)

Dzhidar’ian I. A. Predstavlenie o schast’e v rossiiskom mentalitete [The representation of Russian happiness in Russian mentality]. St. Petersburg, Aleteiia Publ., 2001. 242 p. (In Russian)

Wilson W. R. Correlates of avowed happiness. Psychological Bulletin, 1967, vol. 67 (4), pp. 294–306.

Загрузки

Опубликован

27.03.2017

Как цитировать

Савельева, О. О., & Капустина, А. С. (2017). Социальное конструирование эмоции «счастье» в рекламе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (4), 53–68. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.404