КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ, МЕТАКОГНИТИВНЫЕ И ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕСКРИПТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы

  • Яна Ивановна Сиповская Государственный академический университет гуманитарных наук, Российская Федерация, 119049, Москва, Мароновский пер., 26

Аннотация

В представленной работе исследуются концептуальные, метакогнитивные и интенциональные способности как предикторы интеллектуальной (школьной) компетентности. В соответствии с полученными результатами предикторами по отношению к интеллектуальной компетентности являются концептуальные способности (способность к порождению ментальных пространств внутри индивидуального опыта), рефлексивность (как свойство произвольных метакогнитивных способностей) и интенциональные способности (ментальные способности, определяющие индивидуальные склонности индивида). Библиогр. 17 назв. Табл. 2.

Ключевые слова:

интеллектуальная компетентность, понятийные способности, метакогнитивные способности, интенциональные способности, старший подростковый возраст

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 273 с.

Веккер Л. М. Психологические процессы. СПб: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 342 с.

Ким О. Г. Учебная деятельность в малых группах как фактор оптимизации уроков музыки в начальной школе: дис. … канд. пед. наук, М., 2013. 169 с.

Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 416 с.

Сиповская Я. И. Дескрипторы интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте // Психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных наук: материалы XXVII международной научно-практической конференции. М.: «Московский научный центр психологии и педагогики», 2014. С. 34–36.

Холодная М. А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.

Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45–57.

Холодная М. А., Берестнева О. Г., Кострикина И. С. Метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научно-технической деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26, вып. 1. С. 29. 144 с.

Султанова Л. Б. Проблема неявного знания в науке. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2004. 181 с.

Берестнева О. Г. Моделирование развития интеллектуальной компетентности студентов // Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308, № 2. С. 152–156.

Киселева Т. С. Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности // Психология индивидуальности: Материалы Всероссийской конференции, 2–3 ноября 2006 г. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2006. С. 220–223.

Козлова Н. В., Сивицкая Л. А., Качалов Н. А. Инновационные образовательные технологии как условие развития профессиональных компетенций преподавателей высшей школы // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309, № 4. С. 240–243.

Chamorro-Premuzic T., Arteche A. Intellectual competence and academic performance: Preliminary validation of a model // Intelligence. 2008. Vol. 36. P. 564–573.

Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo // Journal of Abnormal Psychology. 1966. Vol. 71. P. 17–24.

Sipovskaya Ya. I. Metacognitive structure of intellectual competence in late adolescence // International Journal of Multidisciplinary Thought. 2015. N 08. P. 107–115.

Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. С. 57–61.

Савин Е. Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности: дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 162 с.


References

Kholodnaya M. A. Psikhologiia intellekta: paradoksy issledovaniia [Psychology of Intelligence: research’ paradoxes]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 273 p. (In Russian)

Vekker L. M. Psikhologicheskie protsessy [Psychological processes]. Leningrad, Leningrad Univ. Press., 1976. 342 p. (In Russian)

Kim O. G. Uchebnaia deiatel’nost’ v malykh gruppakh kak faktor optimizatsii urokov muzyki v nachal’noi shkole. Diss. kand. ped. nauk [Educational activity in small groups as a factor of optimizing music lessons in primary school. PhD ped. sci. diss.]. Moscow, 2013. (In Russian)

Asmolov A. G. Psikhologiia lichnosti [Psychology of Personality]. Мoscow, Publishing House “Moscow State University”, 1990. (In Russian)

Sipovskaya Ya. I. [Descriptors of intellectual competence in late teens]. Psikhologiia i pedagogika: teoreticheskie i prakticheskie aspekty sovremennykh nauk: materialy XXVII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Psychology and pedagogy: theoretical and practical aspects of modern science. Materials of XXVII International scientific-practical conference]. Moscow, Moscow scientific centre of psychology and pedagogy Publ., 2014, pp. 34–36. (In Russian)

Kholodnaya M. A. Psikhologiia poniatiinogo myshleniia: ot kontseptual’nykh struktur k poniatiinym sposobnostiam [Psychology of conceptual thinking: from conceptual structures to conceptual abilities]. Moscow, Publishing House “Institute of Phychology RAS”, 2012. 288 p. (In Russian)

Karpov A. V. Refl eksivnost’ kak psikhicheskoe svoistvo i metodika ee diagnostiki [Reflexivity as a mental feature and the metod of its diagnostics]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 2003, vol. 24, no. 5, pp. 45–57. (In Russian)

Kholodnaya M. A., Berestneva O. G., Kostrikina I. S. Metakognitivnye predposylki intellektual’noi kompetentnosti v nauchno-tekhnicheskoi deiatel’nosti [Metacognitive preconditions of intellectual competence in the scientific and technical activities]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 2005, vol. 26, issue 1, p. 29. (In Russian)

Sultanova L. B. Problema neiavnogo znaniia v nauke [The problem of implicit knowledge in science]. Ufa: Publishing House UGNTU, 2004. 181 p. (In Russian)

Berestneva O. G. Modelirovanie razvitiia intellektual’noi kompetentnosti studentov [Modeling the development of intellectual competence of students]. Izvestiia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta[Tomsk Polytechnic University Proceedings], 2005, vol. 308, no. 2, pp. 152–156. (In Russian)

Kiseleva T. S. [Person’s research initiatives in the intellectual activity]. Psikhologiia individual’nosti: Materialy Vserossiiskoi konferentsii, 2–3 noiabria 2006 g. [Psychology of personality. Materials of All-Russian Conference, November 2–3. Moscow. 2006]. Moscow, Publishing House Vysshei shkoly ekonomiki, 2006, pp. 220–223. (In Russian)

Kozlova N. B., Sivitskaya L. A., Kachalov N. A. Innovatsionnye obrazovatel’nye tekhnologii kak uslovie razvitiia professional’nykh kompetentsii prepodavatelei vysshei shkoly [Innovative educational technology as a condition for the development of professional competencies of teachers in higher education]. Izvestiia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Tomsk Polytechnic University Proceedings], 2006, vol. 309, no. 4, pp. 240–243. (In Russian)

Chamorro-Premuzic T., Arteche A. Intellectual competence and academic performance: Preliminary validation of a model. Intelligence, 2008, vol. 36, pp. 564–573.

Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo. J. of Abnormal Psychology, 1966, vol. 71, pp. 17–24.

Sipovskaya Ya. I. Metacognitive structure of intellectual competence in late adolescence. International Journal of Multidisciplinary Thought, 2015, no. 08(01), pp. 107–115.

Asmolov A. G. Formirovanie universal’nykh uchebnykh deistvii v osnovnoi shkole: ot deistviia k mysli [Formation of universal educational actions in primary school: from action to thought]. Moscow, Prosveshenie Publ., 2010, pp. 57–61. (In Russian)

Savin E. Y. Poniatiinyi i metakognitivnyi opyt kak osnova intellektual’noi kompetentnosti. Diss. kand. psikhol. nauk [Conceptual and metacognitive experiences as the basis of intellectual competence. PhD psychol. sci. diss.]. Moscow, 2002. 162 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

05.02.2016

Как цитировать

Сиповская, Я. И. (2016). КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ, МЕТАКОГНИТИВНЫЕ И ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕСКРИПТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (4), 22–31. извлечено от https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/1297

Выпуск

Раздел

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ