ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ТРУДА

Авторы

  • Александр Викторович Петров Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Катарина Сергеевна Карасева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье анализируются основные теоретические подходы к изучению корпоративной культуры труда. Авторы подчеркивают, что единого мнения по поводу определения и подходов к изучению корпоративной культуры труда в рамках различных направлений социальных исследований не существует. Авторы предлагают собственную классификацию основных теоретических направлений исследований организационной культуры. В статье рассматриваются четыре основных теоретических направления изучения организационной культуры: социально-психологическое, культурологическое, социально-управленческое (социальные технологии HR-менеджмента) и экономико-социологическое. Особое внимание обращается на экономико-социологический подход к изучению корпоративной культуры труда. Организационная культура трактуется как естественным образом воспроизводимый символический ресурс или культурный капитал корпораций. Анализируются и основные факторы, оказывающие влияние на трансформацию организационной культуры современных отечественных компаний. В качестве основных факторов авторы статьи рассматривают: трансформацию глобальной производственной системы, так называемую «революцию созданной знанием стоимости»; повышение роли имиджа современных компаний, доверия со стороны деловых партнеров и общества к их деятельности в укреплении основ их конкурентоспособности; возрастание зависимости прибыли современных компаний от умения формировать и увеличивать клиентский капитал; необходимость создания благоприятных социальных условий для сплоченности, социальной мобилизации трудового коллектива для решения экономических задач развития компаний; нарастающую потребность включения персонала отечественных компаний в современные социальные процессы, связанные с формированием «экономики знаний» и «общества непрерывного обучения». Библиогр. 15 назв.

Ключевые слова:

корпоративная культура труда, конкурентоспособность, социология организаций, экономическая социология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Сторожева В. А., Плотников А. В. Формирование корпоративной и организационной культур при интеграции // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011. № 2 (76). С. 83–86.

Шакурова А. В. Феномен «организационная культура» (ОК): проблема диагностики // Вестник ННГУ. Серия Социальные науки. 2006. Вып. 1 (5). С. 128–136.

Андреева И. В., Бетина О. Б., Кошелева С. В. Социокультурный подход к анализу системы ценностей компании // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8. 2008. Вып. 1. С. 77–95.

Макарченко М. А. Методология и методика проектирования культуры фирмы в процессе создания гибких организованных структур. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004. 159 с.

Макарченко М. А. Организационная культура как фактор успеха фирмы // Вестник СамГУ. 2004. № 3 (33). С. 70–80.

Макарченко М. А. Исследование организационной культуры Санкт-Петербургских предприятий // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8. 2004. Вып. 3 (24). С. 53–77.

Потемкин В. К., Покровская Н. Н., Спивак В. А. Организационная культура: учебник для вузов. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. 332 с.

Hofstede G., Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and Organizations: Soft ware of the Mind: Intercultural Cooperation and its Importance for Survival. 3rd ed. New York: McGraw-Hill, 2010. 561 p.

Смирнова Н. И. Организационная культура промышленных предприятий: исследование немецкого строительного концерна // Экономическая социология. 2005. Т. 6, № 3. С. 70–89.

Экономическая социология: теория и история / под ред. Ю. В. Веселова, А. Л. Кашина. СПб.: Нестор-История, 2012. 759 с.

Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 340–371.

Веселов Ю. В., Петров А. В. Экономическая социология: уч. пос. СПб.: Астерион, 2005. 108 с.

Макаров А. Формирование клиентского капитала предприятия на основе маркетинга взаимоотношений с потребителями // Практический маркетинг. 2004. № 5 (87). С. 19–25.

Stiglitz J. E., Greenwald B. C. Creating a Learning Society: A New Approach to Growth, Development, and Social Progress. New-York: Columbia Univ Pr., 2014. 680 p.

Радаев В. В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 603 с.

Загрузки

Опубликован

15.06.2015

Как цитировать

Петров, А. В., & Карасева, К. С. (2015). ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ТРУДА. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (2), 86–92. извлечено от https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/1549