Сентиментальный визуальный контент новой нормальности: как цифровые котики одомашнивают кризисы

Авторы

  • София Владимировна Тихонова Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского, Российская Федерация, 410012, Саратов, Астраханская ул., 83

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.203

Аннотация

Автор обращается к социокультурным трансформациям интернет-среды, которые повлияли на развитие сентиментального контента «про котиков» с его функциями, особенно значимыми в условиях кризисных явлений. Культурные истоки сентиментального контента автор связывает с пересечением «старого» интернета с его анонимностью, контркультурностью, авангардностью и  минимализмом обратной связи и  «нового» интернета, характеризующегося построением многоканальных систем коммуникации и стремлением к тотальной визуализации информационных сообщений. Интернет-мемы с котиками (далее — котоконтент) представляют собой, по мнению автора, функциональный инструмент социальной реакции на общественные кризисы, эволюциячего вписана в  общий контекст «реформации» интернета. Пандемия COVID-19  наложилась на каскад социальных кризисов, утвердивших понимание новой нормальности как перманентной социальной ситуации, в которой посткризисная стабилизация принципиально не предполагает возвращения к  докризисным состояниям. Эти условия меняют адаптивные стратегии пользователей: начинается дрейф от стратегии мобилизации ресурсов, которые быстро исчерпываются в условиях каскада, к стратегии изменения отношения к кризисам и к собственным ограниченным возможностям. Автор выявляет роль котоконтента как перекрестка, на котором встречаются ключевые установки старого и нового интернета, а именно культура троллинга и культура отмены. Сентиментальность контента рассматривается как форма снижения регистра распределенной социальной рефлексии, предполагающей новые способы позиционирования социального взгляда, синтезирующего черты цифрового котика и массового пользователя социальных сетей. Выявлены две ключевые функции котоконтента  —
поддержание несложных социальных интеракций, обеспечивающих положительный совместный социальный опыт, и рефлексивная детализация отклика на медиаповестку в условиях беспрецедентного массового усиления медиаприсутствия. Автор приходит к выводу, что мемы с котиками центрируют стиль жизни массового пользователя в домашней среде. Включение в нее кризисной повестки равнозначно новому способу масштабирования социальных макропроблем, с которым индивидуальный пользователь принципиально неспособен справиться. Благодаря контенту про котиков кризис переводится в регистр хаотизации домашнего уклада, с чем пользователь может справиться привычными способами. В итоге цифровые котики помогают пользователю одомашнить и «приручить» социальный кризис.

Ключевые слова:

интернет-мем, котоконтент, котомем, культура троллинга, культура отмены, кризис, COVID-19, web 1.0, web 2.0

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Hancock B.H., Garner R. Erving Goffman and “The New Normal”: Havoc and containment in the pandemic era // The American Sociologist. 2021. Vol. 52, no. 3. P. 548–578.

Шомова С.А. «Война мемов»: новые повороты информационного противостояния // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5 (153). С. 250–269. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.12

Jensen K.B. New media, old methods — internet methodologies and the online/offline divide // The Handbook of Internet Studies / M.Consalvo, C.Ess (eds). Oxford: Wiley-Blackwell, 2011. P. 43–58.

Florida R.L. The flight of the creative class: the new global competition for talent. New York: Collins, 2005.

Палилова И. Социально-демографический портрет пользователей сети Интернет // Интернет-маркетинг. 2005. № 3. С. 15–18.

Тихонова С.В. Социальные сети: проблемы социализации Интернета // Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 138–152. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.03.11

Thibault M., Marino G. Who run the world? Cats: cat lovers, cat memes, and cat languages across the Web // International Journal for the Semiotics of Law — Revue internationale de Sémiotique juridique. 2018. Vol. 31, no. 3. P. 473–490.

Лотман Ю. О семиосфере // Лотман Ю. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. С. 11–24.

Thibault M. Untag yourself. Opacità e trasparenze negli stili di vita online // Carte Semiotiche annali. 2017. Vol. 4. P. 103–118.

Myrick J.G. Emotion regulation, procrastination, and watching cat videos online: Who watches Internet cats, why, and to what effect? // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 168–176. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.06.001/

Сергеева О.В., Мизиряк Н.А. Постапокалиптическая среда и ее переосмысление в игре Death Stranding // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2021. Т. 14. Вып. 4. С. 330–343. https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.403

Tavernier C., Ahmed S., Houpt K.A., Yeon S.Ch. Feline vocal communication // Journal of Veterinary Science. 2020. Vol. 21, no. 1. P. e18. https://doi.org/10.4142/jvs.2020.21.e18

Schötz S., Weijer J. van de, Eklund R. Phonetic characteristics of domestic cat vocalisations // The 1st International Workshop on Vocal Interactivity in-and-between Humans, Animals and Robots, VIHAR 2017. 25–26 August 2017, University of Skövde, Sweden, 2017. P. 5–6.

Vitale Shreve K.R., Mehrkam L.R., Udell M. A.R. Social interaction, food, scent or toys? A formal assessment of domestic pet and shelter cat (Felis silvestris catus) preferences // Behavioural Processes. 2017. Vol. 141. P. 322–328.

Шомова С.А. Мем-летописец: репрезентация новостной повестки дня пандемии в меметическом контенте Рунета // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 399–242. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1977

References

Hancock B.H., Garner R. Erving Goffman and “The New Normal”: Havoc and containment in the pandemic era // The American Sociologist. 2021. Vol. 52, no. 3. P. 548–578.

Shomova S.A. The war of memes: new turns in information confrontation. The monitoring of public opinion economic & social changes, 2019, vol. 5 (153), pp. 250–269. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.12 (In Russian)

Jensen K.B. New media, old methods — Internet methodologies and the online/offline divide. In: M. Consalvo, C. Ess (eds). The Handbook of Internet Studies. Oxford, Wiley-Blackwell, 2011, pp. 43–58.

Florida R.L. The flight of the creative class: the new global competition for talent. New York, Collins, 2005.

Palilova I. Socio-demographic portrait of Internet users. Internet-marketing, 2005, vol. 3, pp. 15–18. (In Russian)

Tihonova S.V. Social networks: problems of Internet socialization. Polis. Political studies, 2016, vol. 3, pp. 138–152. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.03.11 (In Russian)

Thibault M., Marino G. Who run the world? Cats: cat lovers, cat memes, and cat languages across the Web. International Journal for the Semiotics of Law — Revue internationale de Sémiotique juridique, 2018, vol. 31, no. 3, pp. 473–490.

Lotman Yu. About the semiosphere. Selected articles: in 3 vols. Vol. 1. Tallinn, Alexandra, 1992, pp. 11–24. (In Russian)

Thibault M. Untag yourself. Opacità e trasparenze negli stili di vita online. Carte Semiotiche annali, 2017, vol. 4, pp. 103–118.

Myrick J.G. Emotion regulation, procrastination, and watching cat videos online: Who watches Internet cats, why, and to what effect? Computers in Human Behavior, 2015, vol. 52, pp. 168–176. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.06.001/

Sergeeva O.V., Mizirjak N.A. Post-apocalyptic environment and its reinterpretation in Death Stranding. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 2021, vol. 14, no. 4, pp. 330–343. https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.403 (In Russian)

Tavernier C., Ahmed S., Houpt K.A., Yeon S.Ch. Feline vocal communication. Journal of Veterinary Science, 2020, vol. 21, no. 1, pp. e18. https://doi.org/10.4142/jvs.2020.21.e18

Schötz S., Weijer J. van de, Eklund R. Phonetic characteristics of domestic cat vocalisations. The 1st International Workshop on Vocal Interactivity in-and-between Humans, Animals and Robots, VIHAR 2017. 25–26 August 2017, University of Skövde, Sweden, 2017, pp. 5–6.

Vitale Shreve K.R., Mehrkam L.R., Udell M. A.R. Social interaction, food, scent or toys? A formal assessment of domestic pet and shelter cat (Felis silvestris catus) preferences. Behavioural Processes, 2017, vol. 141, pp. 322–328.

Shomova S.A. Meme chronicler: Representation of the pandemic news agenda in the Runet memetic content. The monitoring of public opinion economic & social changes, 2021, vol. 5, pp. 399–242. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1977 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

18.10.2023

Как цитировать

Тихонова, С. В. (2023). Сентиментальный визуальный контент новой нормальности: как цифровые котики одомашнивают кризисы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 16(2), 149–167. https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.203