Социальный контроль деятельности детских организаций в условиях современных вызовов безопасности

Авторы

  • Сергей Ткач Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Мария Александровна Сенникова Региональная общественная организация «Стеллит», Российская Федерация, 197110, Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, 16
  • Майя Михайловна Русакова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.303

Аннотация

Дети как целевая аудитория требуют специального подхода в оказании услуг. Это определяет психологические аспекты деятельности детских организаций. Целью таких организаций становится ориентация на наиболее значимые риски и страхи, связанные с детьми. Определение таких рисков является нетривиальной задачей, которая формируется из двух границ понимания опасности: общественного мнения и личного опыта. Эти две границы представляют собой основания социального контроля и реализацию его мер в реальных ситуациях риска. Для анализа первой границы был выделен контур наиболее острых страхов жителей Санкт-Петербурга в плоскости общественной безопасности детей. Было проведено популяционное исследование Санкт-Петербурга, в котором проанализировано представление жителей о возможных угрозах для детей в различных организациях — об их значимости и распространенности. Среди наиболее острых страхов жители выделяют незнакомых взрослых и подростков, объекты на улице и интернет. Дальнейшие шаги исследования предполагали анализ второй границы — определение конкретных ситуаций риска, с которыми сталкивались дети в этих организациях, а также то, как социальный контроль реализовывался через действия сотрудников. В рамках данной границы были проанализированы ситуации психологического и  физического насилия в отношении детей. Для этой задачи были проведены фокусированные групповые интервью с подростками и учащимися высших учебных заведений для анализа их взаимодействия с организациями, оказывающими услуги детям (школы, детские кружки и др.). Полученные в них данные позволили сформулировать ряд общих рекомендаций, которые призваны снизить риски для детей в организациях такого рода.

Ключевые слова:

детские организации, политика безопасности, общественный контроль, социальные риски

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2003.

Щеглова С.Н. Социология детства. М.: Институт молодежи, 1996.

Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 41–50.

Кучмаева О.А. Экономическое благополучие семей с детьми: мониторинг государственной социальной политики // Повышение открытости отечественной статистики: материалы международной научно-практической конференции, посвященной профессиональному празднику — Дню работника статистики. М.: Юрайт, 2016. С. 97–103.

Best J., Horiuchi G. The razor blade in the apple: The social construction of urban legends // Social Problems. 1985. No. 32 (5). P. 488–499.

Pain R. Paranoid parenting? Rematerializing risk and fear for children // Social and Cultural Geography. 2006. No. 7 (2). P. 221–243.

Яблоков И. Русская культура заговора. Конспирологические теории на постсоветском пространстве. М.: Альпина нон-фикшн, 2021.

Архипова А.*, Кирзюк А. Опасные советские вещи: Городские легенды и страхи в СССР. М.: Новое литературное обозрение, 2021.

Кияненко К. Архитектура и безопасность: «Защищающее пространство» Оскара Ньюмана // Архитектурный вестник. 2011. № 5. С. 86–92.

Бесчасная А.А., Клюев А.В. Российские города в контексте «доброжелательности к детям» // Социальные и гуманитарные знания. 2017. Т. 3, № 3 (11). С. 263–272.

Бесчасная А.А. «Доброжелательность к детям» в российских городах // Экономические и гуманитарные науки. 2017. № 6 (305). С. 26–39.

Powell M.A., Graham A., Canosa A., Anderson D., Taylor N., Robinson S., Moore T., Thomas N.P. Children and safety in Australian policy: Implications for organisations and practitioners // Australian Journal of Social Issues. 2021. No. 56 (1). P. 17–41.

Пунгина А. П., Зайнаготдинова А. О., Сенникова M.А., Авдеева В. П., Одинокова В.А., Русакова М.М. «Чтобы не болтался»: внешкольная деятельность как мера профилактики девиантного поведения детей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. T. 25, № 1. С. 132–167.

Окольская Л.А. Модернизационные и консервативные изменения в постсоветской социальной политике в отношении детей // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 262–292.

Stanley T. Working at the nexus of risk: Statutory child protection // International Journal of Interdisciplinary Social Sciences. 2010. No. 5 (6). P. 87–97.

Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Алеф-Пресс, 2018.

Smith D. Sociological theory: Methods of writing patriarchy // Feminism and Sociological Theory. Key Issues in Sociological Theory. 1989. No. 4. P. 34–64.

Розвезева Ю.С. Характеристика лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних // Инновационная наука. 2017. № 3-2. C. 142–145.

Бысик Н.В., Косарецкий С.Г., Пинская М.А. Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. C. 87–101.

Warshak W.A. Risks and realities of working with alienated children // Family Court Review. 2020. No. 58 (2). P. 432–455.

Russell D., Higgins D., Posso A. Preventing child sexual abuse: A systematic review of interventions and their efficacy in developing countries // Child Abuse & Neglect. 2020. No. 102. P. 104395.

Brown D.J. Working the system: Re-thinking the institutionally organized role of mothers and the reduction of “Risk” in child protection work // Social Problems. 2006. No. 53 (3). P. 352–370.

Danilo B., Roland D., De Rose C., Vásquez-Hoyos P., Ramly B., Chakakala-Chaziya J.N., Munro F., González-Dambrauskas S. Schools closures during the COVID-19 pandemic: А catastrophic global situation // The Pediatric Infectious Disease Journal. 2021. No. 40 (4). P. 146–150.

Marques E. S., Moraes C.L.D., Hasselmann M.H., Deslandes S.F., Reichenheim M.E. Violence against women, children, and adolescents during the COVID-19 pandemic: Оverview, contributing factors, and mitigating measures // Cadernos de Saude Publica. 2020. Vol. 36 (4). Art. 36

* Архипова Александра внесена Минюстом в реестр иностранных агентов.

References

Kon I. S. Child and society: Textbook for students of higher educational institutions. Moscow, Academy, 2003. (In Russian)

Shcheglova S.N. Sociology of childhood. Moscow, Institute of Youth, 1996. (In Russian)

Oslon V.N., Semya G.V., Prokopieva L.M., Kolesnikova U.V. Operational model and tools for studying the subjective well-being of orphans and children left without parental care. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 2020, vol. 25, no. 6, pp. 41–50. (In Russian)

Kuchmaeva O.A. Economic well-being of families with children: Monitoring of state social policy. Povyshenie otkrytosti otechestvennoi statistiki: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi professional’nomu prazdniku — Dniu rabotnika statistiki (pp. 97–103). Moscow, Yurait Publ., 2016. (In Russian)

Best J., Horiuchi G. The razor blade in the apple: The social construction of urban legends. Social Problems, 1985, no. 32 (5), pp. 488–499.

Pain R. Paranoid parenting? Rematerializing risk and fear for children. Social and Cultural Geography, 2006, no. 7 (2), pp. 221–243.

Yablokov I. Russian culture of conspiracy. Conspiracy theories in the post-Soviet space. Moscow, Alpina non-fiction Publ., 2021. (In Russian)

Arkhipova A.*, Kirzyuk A. Dangerous Soviet things: Urban legends and fears in the USSR. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2021. (In Russian)

Kiyanenko K. Architecture and Security: “Protective space” by Oscar Newman. Arkhitekturnyi vestnik, 2011, no. 5, pp. 86–92. (In Russian)

Beschasnaya A.A., Klyuev A.V. Russian cities in the context of “goodwill to children”. Sotsial’nye i gumanitarnye znaniia, 2017, vol. 3, no. 3 (11), pp. 263–272. (In Russian)

Beschasnaya A.A. “Goodwill to Children” in the Russian Cities. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki, 2017, no. 6 (305), pp. 26–39. (In Russian)

Powell M.A., Graham A., Canosa A., Anderson D., Taylor N., Robinson S., Moore T., Thomas N.P. Children and safety in Australian policy: Implications for organizations and practitioners. Australian Journal of Social Issues, 2021, no. 56 (1), pp. 17–41.

Pungina A.P., Zainagotdinova A.O., Sennikova M.A., Avdeeva V.P., Odinokova V.A., Rusakova M.M. “For him not to hang out”: Extracurricular activities as a preventive measure of children’s deviant behavior. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 2022, vol. 25, no. 1, pр. 132–167. (In Russian)

Okolskaya L.A. Modernization and conservative changes in the post-Soviet social policy towards children. Voprosy obrazovaniia, 2019, no. 2, рр. 262–292. (In Russian)

Stanley T. Working at the nexus of risk: Statutory child protection. International Journal of Interdisciplinary Social Sciences, 2010, no. 5 (6), pp. 87–97.

Gilinsky Ya. I. Criminology: Theory, history, empirical base, social control. 3rd ed., rev. and enl. St. Petersburg, Alef-Press Publ., 2018. (In Russian)

Smith D. Sociological theory: Methods of writing patriarchy. Feminism and Sociological Theory. Key Issues in Sociological Theory, 1989, no. 4, рр. 34–64.

Rozvezeva Yu. S. Characteristics of persons who have committed crimes against the sexual inviolability of minors. Innovatsionnaia nauka, 2017, no. 3-2, pp. 142–145. (In Russian)

Bysik N.V., Kosaretsky S.G., Pinskaya M.A. Designing a professional development model for school teachers operating in unfavorable social conditions, working with students at risk of educational failure: an empirical basis and key components. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 2018, vol. 23, no. 5, pp. 87–101. (In Russian)

Warshak W.A. Risks and realities of working with alienated children. Family Court Review, 2020, no. 58 (2), pp. 432–455.

Russell D., Higgins D., Posso A. Preventing child sexual abuse: A systematic review of interventions and their efficacy in developing countries. Child Abuse & Neglect, 2020, no. 102, p. 104395.

Brown D.J. Working the system: Re-thinking the institutionally organized role of mothers and the reduction of “Risk” in child protection work. Social Problems, 2006, no. 53 (3), pp. 352–370.

Danilo B., Roland D., De Rose C., Vásquez-Hoyos P., Ramly B., Chakakala-Chaziya J.N., Munro F., González-Dambrauskas S. Schools closures during the COVID-19 pandemic: A catastrophic global situation. The Pediatric Infectious Disease Journal, 2021, no. 40 (4), pp. 146–150.

Marques E. S., Moraes C.L.D., Hasselmann M.H., Deslandes S.F., Reichenheim M.E. Violence against women, children, and adolescents during the COVID-19 pandemic: Overview, contributing factors, and mitigating measures. Cadernos de Saude Publica, 2020, art. 36

* Arkhipova Aleksandra included by the Ministry of Justice in the register of foreign agents

Загрузки

Опубликован

28.01.2024

Как цитировать

Ткач, С., Сенникова, М. А., & Русакова, М. М. (2024). Социальный контроль деятельности детских организаций в условиях современных вызовов безопасности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 16(3), 278–291. https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.303

Выпуск

Раздел

Социальные процессы и социальная динамика