Представления студентов о научном наставнике
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.403Аннотация
Стратегии развития современных университетов предполагают усиление роли студенческой науки и разработку программ ее поддержки, включая научное наставничество. Внедрение в российских университетах института научного наставничества необходимо предварить изучением ожиданий студентов в отношении качеств научного ментора. Успешность взаимодействия студента и научного наставника во многом определяется соответствием ожиданий студентов и наставников друг от друга. Перспективная партнерская модель научного взаимодействия базируется на учете или корректировке ожиданий студентов от научных наставников. Цель исследования состояла в выявлении представлений студентов российских вузов о качествах научных наставников. Задачи исследования заключались в определении значимых социально-демографических, личностных и профессиональных характеристик наставников, установлении специфики представлений о них у студентов, имеющих различный опыт образовательной и научно-исследовательской деятельности, а также обучающихся по программам разных профилей, в фиксации противоречий между реальным и ожидаемым образом научного наставника. Статья основана на результатах всероссийского опроса студентов вузов (N=3032 чел.). Результаты исследования показывают высокую значимость для студентов личностных и профессиональных качеств научных наставников по сравнению с их социально-демографическими характеристиками. Среди личностных и профессиональных характеристик наставника на первый план выходят педагогические и общекультурные компетенции. Высокие требования к наставникам предъявляют студенты, активные в учебе и научно-исследовательской деятельности, а также магистранты и обучающиеся на программах социально-гуманитарного профиля. Выявлена большая потребность в научных наставниках у студентов естественно-технического профиля. Сделан вывод о том, что большинство российских студентов ориентируется на качества, соответствующие авторитетному стилю наставничества. Особенности образа научного наставника в глазах студентов, активных в научно-исследовательской работе, свидетельствуют о соответствии реальных и желаемых качеств научного ментора. Выявленные противоречия между реальным и ожидаемым образом наставника у отдельных групп студентов могут быть учтены при разработке программ научного менторства в российских университетах.
Ключевые слова:
научное наставничество, научный ментор и наставляемый, научно-исследовательская деятельность студентов, ожидания студентов, наставническое взаимодействие, модели научного наставничества
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.