Представления студентов о научном наставнике

Авторы

  • Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Российская Федерация, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19 https://orcid.org/0000-0003-3613-4003
  • Нина Васильевна Шаброва Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Российская Федерация, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19 https://orcid.org/0000-0002-5694-1040

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.403

Аннотация

Стратегии развития современных университетов предполагают усиление роли студенческой науки и разработку программ ее поддержки, включая научное наставничество. Внедрение в российских университетах института научного наставничества необходимо предварить изучением ожиданий студентов в отношении качеств научного ментора. Успешность взаимодействия студента и научного наставника во многом определяется соответствием ожиданий студентов и наставников друг от друга. Перспективная партнерская модель научного взаимодействия базируется на учете или корректировке ожиданий студентов от научных наставников. Цель исследования состояла в выявлении представлений студентов российских вузов о качествах научных наставников. Задачи исследования заключались в определении значимых социально-демографических, личностных и  профессиональных характеристик наставников, установлении специфики представлений о них у студентов, имеющих различный опыт образовательной и научно-исследовательской деятельности, а также обучающихся по программам разных профилей, в фиксации противоречий между реальным и ожидаемым образом научного наставника. Статья основана на результатах всероссийского опроса студентов вузов (N=3032 чел.). Результаты исследования показывают высокую значимость для студентов личностных и профессиональных качеств научных наставников по сравнению с их социально-демографическими характеристиками. Среди личностных и профессиональных характеристик наставника на первый план выходят педагогические и  общекультурные компетенции. Высокие требования к  наставникам предъявляют студенты, активные в учебе и научно-исследовательской деятельности, а также магистранты и обучающиеся на программах социально-гуманитарного профиля. Выявлена большая потребность в  научных наставниках у  студентов естественно-технического профиля. Сделан вывод о том, что большинство российских студентов ориентируется на качества, соответствующие авторитетному стилю наставничества. Особенности образа научного наставника в глазах студентов, активных в научно-исследовательской работе, свидетельствуют о соответствии реальных и желаемых качеств научного ментора. Выявленные противоречия между реальным и ожидаемым образом наставника у отдельных групп студентов могут быть учтены при разработке программ научного менторства в российских университетах.

Ключевые слова:

научное наставничество, научный ментор и  наставляемый, научно-исследовательская деятельность студентов, ожидания студентов, наставническое взаимодействие, модели научного наставничества

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Андросенко Н.В., Колбина А.Д. Развитие образовательной среды и студенческой науки в вузах как фактор формирования организационного потенциала России // Инновации. 2022. № 4. С. 42–46

Земцов Д.И. Сообщества практик будущего в российских университетах: фаблабы, ЦМИТы, кружки // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 36–55.

Биричева Е.В., Фаттахова З.А. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 9–22.

Löfström E., Pyhältö K. What are ethics in doctoral supervision, and how do they matter? Doctoral students’ perspective // Scandinavian Journal of Educational Research. 2019. Vol. 64, no. 3. P. 1–16.

Лапин П.М., Балезина Е.А. Мотивация студентов к выполнению научно-исследовательской работы и ее связь с установкой на построение академической карьеры в вузе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. № 4. С. 662–672.

Шихова О.Н. Развитие исследовательской культуры современных студентов в вузе. М.: ИНФРА-М, 2018.

Селезнева А.В., Попова С.Ю. Наставничество молодых ученых: концептуальные основания и инструментально-технологические решения // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2021. Т. 4, № 3. С. 19–43.

Miller C.T., Drewery M., Waliczek T.M., Contreras R.N., Kubota C. Engaging undergraduate students in research // HortTechnology. 2023. Vol. 33, no. 1. P. 1–7.

Мамонова О.Н., Юрченко О.В. Наставничество в науке: перспективы и вызовы // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. Вып. 5. С. 76–83.

Тадеуш О. Наукове наставництво як вид партнерської взаємодії у сучасному університеті. Освітологічний дискурс. 2022. № 2. С. 113–132.

Rockquemore K.A. Be Coach, Not a Guru. URL: https://www.insidehighered.com/advice/2013/07/29/essay-coaching-style-mentoring (дата обращения: 18.07.2023).

Кочемасова Л.А. Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психологопедагогические науки. 2021. Т. 18, № 1. С. 29–46.

Schwortz A.C., Burrows A.C., Guffey S.K. Mentoring partnerships in science education // Educational Action Research. 2016. Vol. 25, no. 4. P. 1–20.

Завьялов Д.А. Студенческие научные общества Санкт-Петербургского университета в конце XIX — начале XX в.: дис. … канд. ист. наук. СПб., 2006.

Чагадаева О.А. Студенческие конструкторские бюро: от неформальных кружков к официальным научно-исследовательским институциям (1960–1980 гг.) // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2022. № 8. С. 213–221.

Коротков С.Г., Крылов Д.А., Бахтина Е.С. Педагогические условия организации научноисследовательской деятельности студентов на внеаудиторных занятиях в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14, № 1. С. 33–40.

Johnson W.B. On Being a Mentor: A Guide for Higher Education Faculty. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2007.

Ронжина Н.В. Научное наставничество в процессе формирования универсальной компетенции «системное и критическое мышление» // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики. Екатеринбург: РГППУ, 2020. С. 126–130.

Прокофьев А.В. Научное руководство и академическое наставничество // Ведомости прикладной этики. 2019. Вып. 53. С. 25–44.

Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Опыт научного наставничества академических ученых // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Сер.: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16, № 3. С. 82–90.

Исаев Д.П. О восприятии наставничества в научных династиях (по материалам интервью) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 63. С. 122–130.

Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5. С. 54–66.

Parker-Jenkins M. Mind the gap: Developing the roles, expectations and boundaries in the doctoral supervisor — supervisee relationship // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, no. 1. P. 57–71.

Козлова Л.А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании // Вестник Института социологии. 2014. № 3 (10). C. 45–65.

Halse C., Bansel P. The learning alliance: Ethics in doctoral supervision // Oxford Review of Education. 2012. Vol. 38, no. 4. P. 377–392.

Микляева А.В. Возрастная категоризация в процессе формирования первого впечатления студентов о преподавателе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2010. № 136. С. 14–21.

Shah S.R., Udgaonkar U. S. Influence of gender and age of teachers on teaching: Students’ perspective // International Journal of Current Microbiology and Applied Sciences. 2018. Vol. 7, no. 1. P. 2436–2441.

Minasyan S. Gendered patterns in teacher — student interaction in EFL classroom: The Greek context // Journal of Language and Education. 2017. Vol. 3, no. 3. P. 89–98.

Joye S.W., Wilson J.H. Professor age and gender affect student perceptions and grades // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2015. Vol. 15, no. 4. P. 126–138.

Кирюшина M.А., Алексеева Я.И., Рудаков В.Н. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2023.

Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009.

Baldwin A.L. Socialization and the parent-child relationship // Child Development. 1948. Vol. 19, no. 3. P. 127–136.

Baumrind D. Effects of authoritative parental control on child behavior // Child Development. 1966. Vol. 37, no. 4. P. 887–907.

Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000.

Wilton A., Pananwala H. Publication in the Australian medical student journal is associated with future academic success: A matched-cohort study // BMC Medical Education. 2022. Vol. 22. P. 586.

References

Androsenko N.V., Kolbina A.D. The development of the educational environment and student science in universities as a factor in the formation of the organizational potential of Russia. Innovations, 2022, no. 4, pp. 42–46. (In Russian)

Zemtsov D.I. Communities of practice of the future in Russian universities: Fablabs, centers for youth innovative creativity, technological student circles. Higher Education in Russia, 2023, vol. 32, no. 5, pp. 36–55. (In Russian)

Biricheva E.V., Fattakhova Z.A. The effectiveness of interaction between scientific supervisors and postgraduate students at the university and at the Academy of Sciences. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 1, pp. 9–22. (In Russian)

Löfström E., Pyhältö K. What are ethics in doctoral supervision, and how do they matter? Doctoral students’ perspective. Scandinavian Journal of Educational Research, 2019, vol. 64, no. 3, pp. 1–16.

Lapin P.M., Balezina E.A. Motivation of students to carry out research work and its connection with the installation to build an academic career at the university. Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology, 2021, no. 4, pp. 662–672. (In Russian)

Shikhova O.N. Development of research culture of modern students at the university. Moscow, INFRA-M Publ., 2018. (In Russian)

Selezneva A.V., Popova S.Yu. Mentoring of young scientists: Conceptual foundations and instrumental and technological solutions. Digital Scientist: The Philosopher’s Laboratory, 2021, vol. 4, no. 3, pp. 19–43. (In Russian)

Miller C.T., Drewery M., Waliczek T.M., Contreras R.N., Kubota C. Engaging undergraduate students in research. HortTechnology, 2023, vol. 33, no. 1, pp. 1–7.

Mamonova O.N., Yurchenko O.V. Mentoring in science: Prospects and challenges. Search: Politics. Social Studies. Art. Sociology. Culture, 2021, no. 5 (88), pp. 76–83. (In Russian)

Tadeush O. Scientific mentoring as a type of partnership in a modern university. Educological Discourse, 2022, no 2, pp. 113–132.

Rockquemore K.A. Be Coach, Not a Guru. Available at: https://www.insidehighered.com/advice/2013/07/29/essay-coaching-style-mentoring (accessed: 18.07.2023).

Kochemasova L.A. Scientific mentoring in the educational practice of a student of pedagogical university. Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, 2021, vol. 18, no. 1, pp. 29–46. (In Russian)

Schwortz A.C., Burrows A.C., Guffey S.K. Mentoring partnerships in science education. Educational Action Research, 2016, vol. 25, no. 4, pp. 1–20.

Zavyalov D.A. Student scientific societies of St. Petersburg University in the late 19th — early 20th century. PhD thesis. St. Petersburg, 2006. (In Russian)

Chagadaeva O.A. Student design bureaus: From informal circles to official research institutes (1960–1980). Problems of Activity of a Scientist and Research Teams, 2022, no. 8, pp. 213–221. (In Russian)

Korotkov S.G., Krylov D.A., Bakhtina E. S. Pedagogical conditions for organizing research activities of students in extracurricular classes at the University. Vestnik of the Mari State University, 2020, vol. 14, no. 1, pp. 33–40. (In Russian)

Johnson W.B. On Being a Mentor: A Guide for Higher Education Faculty. Mahwah, Lawrence Erlbaum Associates, 2007.

Ronzhina N.V. Scientific mentality in the process of forming universal competence “systemic and critical thinking”. Forecasting the Professional Future of Youth in the Digital Economy. Ekaterinburg, RGPPU Press, 2020, pp. 126–130. (In Russian)

Prokofiev A.V. Scientific guidance and academic mentoring. Bulletin of Applied Ethics, 2019, iss. 53, pp. 25–44. (In Russian)

Osadchaya G.I., Yudina T.N. Experience of scientific mentoring of academic scientists. Bulletin of the South Russian State Technical University. Ser.: Socio-Economic Sciences, 2023, vol. 16, no. 3, pp. 82–90. (In Russian)

Isaev D.P. On the perception of mentoring in scientific dynasties (based on interview materials). Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science, 2021, no. 63, pp. 122–130. (In Russian)

Terentiev E.A., Bekova S.K., Maloshonok N.G. The crisis of postgraduate studies in Russia: What bears problems and how to overcome them. University Management: Practice and Analysis, 2018, vol. 22, no. 5, pp. 54–66. (In Russian)

Parker-Jenkins M. Mind the gap: Developing the roles, expectations and boundaries in the doctoral supervisor — supervisee relationship. Studies in Higher Education, 2018, vol. 43, no. 1, pp. 57–71.

Kozlova L.A. The “scientific school” in scientific policy and social research. Bulletin of the Institute of Sociology, 2014, no. 3 (10), pp. 45–65. (In Russian)

Halse C., Bansel P. The learning alliance: Ethics in doctoral supervision. Oxford Review of Education, 2012, vol. 38, no. 4, pp. 377–392.

Miklyaeva A.V. Age categorization in the process of forming students’ first impression of a teacher. Izvestia of the A.I.Herzen Russian State Pedagogical University, 2010, no. 136, pp. 14–21. (In Russian)

Shah S.R., Udgaonkar U. S. . Influence of gender and age of teachers on teaching: Students’ perspective. International Journal of Current Microbiology and Applied Sciences, 2018, vol. 7, no. 1, pp. 2436–2441.

Minasyan S. Gendered patterns in teacher — student interaction in EFL classroom: The Greek context. Journal of Language and Education, 2017, vol. 3, no. 3, pp. 89–98.

Joye S.W., Wilson J.H. Professor age and gender affect student perceptions and grades. Journal of the Scholarship of Teaching and Learning, 2015, vol. 15, no. 4, pp. 126–138.

Kiryushina M.A., Alekseeva Ya. I., Rudakov V.N. Teaching practices of employees of universities and scientific organizations: Newsletter. Moscow, HSE Press, 2023. (In Russian)

Ilyin E.P. Psychology of communication and interpersonal relations. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. (In Russian)

Baldwin A.L. Socialization and the parent-child relationship. Child Development, 1948, vol. 19, no. 3, pp. 127–136.

Baumrind D. Effects of authoritative parental control on child behavior. Child Development, 1966, vol. 37, no. 4, pp. 887–907.

Lewin K. Resolution of social conflicts. St. Petersburg, Rech’ Publ., 2000. (In Russian)

Wilton A., Pananwala H. Publication in the Australian medical student journal is associated with future academic success: A matched-cohort study. BMC Medical Education, 2022, vol. 22, p. 586.

Загрузки

Опубликован

05.06.2024

Как цитировать

Амбарова, П. А., & Шаброва, Н. В. (2024). Представления студентов о научном наставнике. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 16(4), 391–408. https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.403