От стимулирования к самоорганизации: эволюция управленческих подходов

Авторы

  • Надежда Александровна Орлова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российская Федерация, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20 https://orcid.org/0000-0003-3461-0117

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.203

Аннотация

В статье представлен обзор эволюции подходов к управлению трудовой мотивацией от классического тейлоризма до современных аджайл-методов. Автором рассматриваются основные подходы к трудовой мотивации в контексте их связи с принципами аджайл (т. н. «гибкий» подход к управлению, подразумевающий переход от иерархии и функционального разделения сотрудников к плоской управленческой структуре и самоорганизующимся командам). Менеджмент в XX веке эволюционировал от простых форм к сложной иерархичной организации, деперсонализации и бюрократизации бизнес-процессов до тех пор, пока это не стало мешать развитию и конкурентоспособности. После чего начинается обратное движение — к более плоской структуре управления и провозглашению приоритета «людей и взаимоотношений» по отношению к «процессам и инструментам», к «мотивации без стимулирования». Логика в отношении мотивации работников претерпела изменения: от идеи, что мотивацией можно и нужно
управлять с помощью внешних стимулов до убеждения, что любая попытка внешнего воздействия может только демотивировать сотрудников. Автор разработала типологию подходов к трудовой мотивации на основании выраженности двух составляющих в теории: система — актор и стимулирование — самоорганизация. Дихотомия система — актор показывает, как та или иная теория объясняет трудовую мотивацию: фокусируя внимание на системе управления или на индивидуальных особенностях актора, трудовых ценностях или потребностях. Дихотомия стимулирование — самоорганизация объясняет, как именно предполагается воздействовать на мотивацию индивида или группы: через целенаправленное стимулирование или создание условий для самоорганизации. Эти дихотомии выбраны для выделения типологии в связи с их важностью для аджайл-подхода, который является результатом развития технологического, социального и экономического контекста, в котором формировались подходы к трудовой мотивации. В статье делается акцент на трех аспектах мотивации: материальное поощрение, социальная среда, содержание труда. Эти аспекты обладают наибольшим значением для аджайл-менеджмента, и фокус на них позволяет увидеть принципиальные отличия аджайл-практик от традиционных подходов к управлению.

Ключевые слова:

мотивация, трудовые ценности, аджайл, социальная группа, вовлеченность, самоорганизация, установки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Drucker P. Managing in the Next Society. Griffin; Reprint edition, 2002.

Тихонова Н. Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9, № 4 (27). С. 11–43.

Serrador P., Pinto J. Does Agile work? — A quantitative analysis of agile project success, International Journal of Project Management. 2015. Vol. 33, no. 5. Р. 1040–1051.

Masood Z., Hoda R., Blincoe K. Motivation for self-assignment: Factors agile software developers consider. Proceedings — 2017 // IEEE/ACM 10th International Workshop on Cooperative and Human Aspects of Software Engineering. 2017. Р. 92–93.

Melo R., Santana C., Kon F. Developers motivation in agile teams// 38th Euromicro Conference on Software Engineering and Advanced Applications. 2012. Р. 376–383.

Hodgson D., Briand L. Controlling the uncontrollable: ‘Agile’ teams and illusions of autonomy in creative work // SAGE Journal. 2013. Vol. 27, no. 2. Р. 308–325.

Whitworth E., Biddle R. Motivation and Cohesion in Agile Teams // Conference Paper, International Conference on Extreme Programming and Agile Processes in Software Engineering. 2007. Р. 62–69.

Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Бизнес-книга, 1995.

David P. Key Performance Indicators: Developing, Implementing and Using Winning KPI’s. New Jersey, USA: John Wiley & Sons, inc., 2007.

Hope J., Fraser R. Beyond Budgeting: How Managers Can Break Free from the Annual Performance Trap. Harvard Business Press, 2003.

Kaplan R. S., Norton D. P. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. Harvard Business Review Press, 1996.

Kerr N. L., MacCoun R. J. Role expectations in social dilemmas: Sex roles and task motivation in groups // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 49, no. 6. Р. 1547–1556. https://doi.org/10.1037/0022-3514.49.6.1547.

Маркс К., Ф. Энгельс. Собрание сочинений: в 50 т. Т. 42. Экономическо-философские рукописи 1844 года. М.: Политиздат. 1974. С. 41–174.

Mayo E. The human problems of an industrial civilization. Cambridge, MA: Harvard, 1933.

Maslow A. K. Motivation and Personality. New York: Harper & Brothers, 1954.

Alderfer C. P., Kaplan R. E., Smith K. K. The effect of variations in relatedness need satisfaction on relatedness desires // Administrative Science Quarterly. 1974. Vol. 19, no. 4. Р. 507–532.

Lawler E., Porter L. Antecedent attitudes of effective managerial performance // Organizational Behavior and Human Performance. 1967. Vol. 2. Р. 122–142.

Herzberg F. The motivation to work. New York: John Wiley & Sons, 1966.

Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49, no. 3. Р. 182–185.

Герчиков В. И. Типологическая концепция трудовой мотивации (часть 1) // Мотивация и оплата труда. 2005. № 2. С. 53–62.

Герчиков В. И. Типологическая концепция трудовой мотивации (часть 2) // Мотивация и оплата труда. 2005. № 3. С. 2–6.

Титаренко Л. Г. Модернизационный потенциал студенческой молодежи Беларуси: опыт эмпирического исследования // Петербургская социология сегодня. 2017. № 8. С. 7–17.

Магун В. С., Монусова Г. А. Иерархии трудовых ценностей в европейских странах // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х кн. / отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 516–526.

Руднев М. Г., Магун В. С. Межпоколенная динамика базовых ценностей: постсоциалистические страны в сравнении со странами Западной и Северной Европы // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х кн. / отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 537–548.

Weber M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. New York, 1958.

Halaby C. N. Where Job Values Come from: Family and Schooling Background, Cognitive Ability, and Gender // American Sociological Review. 2003. № 68 (2). Р. 251–278.

Heslin P. A. Conceptualizing and evaluating career success // Journal of Organizational Behavior. 2005. № 26. Р. 113–136.

Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: The Free Press, 1973.

Schwartz S. H. Universals in Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology. 1992. № 25. Р. 1–66.

Pink D. H. Drive: The Surprising Truth About What Motivates Us. Riverhead Books, 2011.

Baard P. P., Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic need satisfaction: A motivational basis of performance and well‐being in two work settings // Journal of Applied Social Psychology. 2004. 34 (10). Р. 2045–2068.

Melo R., Santana C., Kon F. Developers motivation in agile teams // 38th Euromicro Conference on Software Engineering and Advanced Applications, 2012.

Westerman J. Unequal involvement, unequal attainment? A theoretical reassessment and empirical analysis of the value of motivation in the labor market // Social Science Research. 2018. № 76. Р. 169–185.

Sprenger R. K. Mythos Motivation. Wege aus einer Sackgasse, Campus Verlag, 2002.

Sutherland J. Scrum: The Art of Doing Twice the Work in Half the Time, Crown Publishing Group, 2014.

Maximini D. The Scrum Culture: Introducing Agile Methods in Organizations, Springer International Publishing, 2018.

Peter M., Lazaro W., Christiane B. Agile Foundations: Principles, Practices and Frameworks, BCS, 2015.

Zuckerman M., Porac J., Lathin D., Smith R., Deci E. L. On the importance of self-determination for intrinsically motivated behavior // Personality and Social Psychology Bulletin. 1978. № 4. Р. 443–446.

Amabile T. M., Goldfarb P., Brackfield S. C. Social influences on creativity: Evaluation, coaction, and surveillance // Creativity Research Journal. 1990. № 3 (1). Р. 6–21.

McGraw. K. O. The detrimental effects of reward on performance: A literature review and a prediction model // M. R. Lepper & D. Greene (eds). The hidden costs of reward, Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978. Р. 33–60.

Темницкий А. Л. Феномен справедливости в оплате труда медицинских работников // Мир России. 2017. Т. 26, № 3. С. 64–89.

Consiglio C., Cenciotti R., Borgogni L., Alessandri G., Schwartz S. H. The WVal: A New Measure of Work Values // Journal of Career Assessment. 2017. № 25 (3). Р. 405–422.

Whitworth E., Biddle R. Motivation and Cohesion in Agile Teams // Conference Paper, International Conference on Extreme Programming and Agile Processes in Software Engineering, 2007, pp. 69.


References

Drucker P. Managing in the Next Soci Society. Griffin; Reprint edition, 2002.

Tikhonova N. E. Factors of life success and social status of Russians. Vestnik Instituta sotsiologii, 2018, no. 27, pp. 11–43. (In Russian)

Serrador P., Pinto J. Does Agile work? A quantitative analysis of agile project success. International Journal of Project Management, 2015, vol. 33, no. 5, pp. 1040–1051.

Masood Z., Hoda R., Blincoe K. Motivation for self-assignment: Factors agile software developers consider. Proceedings — 2017 IEEE/ACM 10th International Workshop on Cooperative and Human Aspects of Software Engineering, 2017, pp. 92–93.

Melo R., Santana C., Kon F. Developers motivation in agile teams. 38th Euromicro Conference on Software Engineering and Advanced Applications, 2012, pp. 376–383.

Hodgson D., Briand L. Controlling the uncontrollable: ‘Agile’ teams and illusions of autonomy in creative work. SAGE Journal, 2013, vol. 27, no. 2, pp. 308–325.

Whitworth E., Biddle R. Motivation and Cohesion in Agile Teams. International Conference on Extreme Programming and Agile Processes in Software Engineering, 2007, pp. 62–69.

Kotler F. Fundamentals of marketing. Мoscow, Biznes-kniga Publ., 1995. (In Russian)

David P. Key Performance Indicators: Developing, Implementing and Using Winning KPI’s. New Jersey, USA, John Wiley & Sons, Inc., 2007.

Hope J., Fraser R. Beyond Budgeting: How Managers Can Break Free from the Annual Performance Trap. Harvard Business Press, 2003.

Kaplan R. S., Norton D. P. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. Harvard Business Review Press, 1996.

Kerr N. L., MacCoun R. J. Role expectations in social dilemmas: Sex roles and task motivation in groups. Journal of Personality and Social Psychology, 1985, vol. 49, no. 6, pp. 1547–1556. https://doi.org/10.1037/0022-3514.49.6.1547.

Marx K. Economic and Philosophical Manuscripts of 1844. Мoscow, Politizdat Publ., 1974, vol. 42, pp. 41–174. (In Russian)

Mayo E. The human problems of an industrial civilization. Cambridge, MA, Harvard, 1933.

Maslow A. K. Motivation and Personality. New York, Harper & Brothers, 1954.

Alderfer C. P., Kaplan R. E., Smith K. K. The effect of variations in relatedness need satisfaction on relatedness desires. Administrative Science Quarterly, 1974, vol. 19, no. 4, pp. 507–532.

Lawler E., Porter L. Antecedent attitudes of effective managerial performance. Organizational Behavior and Human Performance, 1967, vol. 2, pp. 122–142.

Herzberg F. The motivation to work. New York, John Wiley & Sons, 1966.

Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: A macro-theory of human motivation, development, and health. Canadian Psychology, 2008, vol. 49, no. 3, pp. 182–185.

Gerchikov V. I. The Typological Conception of Work Motivation (part 1). Motivatsiia i oplata truda, 2005, no. 2, pp. 53–62. (In Russian)

Gerchikov V. I. The Typological Conception of Work Motivation (part 2). Motivatsiia i oplata truda, 2005, no. 3, pp. 2–6. (In Russian)

Titarenko L. G. The modernization potential of Belarusian students: an empirical study. Peterburgskaia sotsiologiia segodnia, 2017, no. 8, pp. 7–17. (In Russian)

Magun V. S., Monusova G. A. Hierarchies of work values in European countries. XIV Aprel’skaia mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia po problemam razvitiia ekonomiki i obshchestva: v 4-kh kn., ed. by E. G. Iasin. Kn. 3. Moscow, Izd. dom NIU VShE Publ., 2014, pp. 516–526. (In Russian)

Rudnev M. G., Magun V. S. Intergenerational dynamics of basic values: post-socialist countries in comparison with countries of Western and Northern Europe. Aprel’skaia mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia po problemam razvitiia ekonomiki i obshchestva: v 4-kh kn., ed. by E. G. Iasin. Kn. 3. Moscow, Izd. dom NIU VShE Publ., 2014, pp. 537–548. (In Russian)

Weber M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. New York, 1958.

Halaby C. N. Where Job Values Come from: Family and Schooling Background, Cognitive Ability, and Gender. American Sociological Review, 2003, vol. 68, no. 2, pp. 251–278.

Heslin P. A. Conceptualizing and evaluating career success. Journal of Organizational Behavior, 2005, vol. 26, pp. 113–136.

Rokeach M. The Nature of Human Values. New York, The Free Press, 1973.

Schwartz S. H. Universals in Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries. Advances in Experimental Social Psychology, 1992, vol. 25, pp. 1–66.

Pink D. H. Drive: The Surprising Truth About What Motivates Us. New York, Riverhead Books, 2011.

Baard P. P., Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic need satisfaction: A motivational basis of performance and well‐being in two work settings. Journal of Applied Social Psychology, 2011, vol. 34, no. 10, pp. 2045–2068.

Melo R., Santana C., Kon F. Developers motivation in agile teams. 38th Euromicro Conference on Software Engineering and Advanced Applications, IEEE Computer Society, Washington, 2012.

Westerman J. Unequal involvement, unequal attainment? A theoretical reassessment and empirical analysis of the value of motivation in the labor market. Social Science Research, 2018, vol. 76, pp. 169–185.

Sprenger R. K. Mythos Motivation. Wege aus einer Sackgasse. Frankfurt; New York, Campus Verlag, 2002.

Sutherland J. Scrum: The Art of Doing Twice the Work in Half the Time. New York, Crown Publishing Group, 2014.

Maximini D. The Scrum Culture: Introducing Agile Methods in Organizations. New York, Springer International Publ., 2018.

Peter M., Lazaro W., Christiane B. Agile Foundations: Principles, Practices and Frameworks, BCS, The Chartered Institute for IT, London, 2015.

Zuckerman M., Porac J., Lathin D., Smith R., Deci E. L. On the importance of self-determination for intrinsically motivated behavior. Personality and Social Psychology Bulletin, 1978, vol. 4, pp. 443–446.

Amabile T. M., Goldfarb P., Brackfield S. C. Social influences on creativity: Evaluation, coaction, and surveillance. Creativity Research Journal, 1990, vol. 3, no. 1, pp. 6–21.

McGraw. K. O. The detrimental effects of reward on performance: A literature review and a prediction model. In: M. R. Lepper, D. Greene (eds). The hidden costs of reward. Hillsdale, NJ, Erlbaum, 1978, pp. 33–60.

Temnitskii A. L. The phenomenon of fairness in the remuneration of medical workers. Mir Rossii, 2017, vol. 26, no. 3, pp. 64–89. (In Russian)

Consiglio C., Cenciotti R., Borgogni L., Alessandri G., Schwartz S. H. The WVal: A New Measure of Work Values. Journal of Career Assessment, 2017, vol. 25, no. 3, pp. 405–422.

Whitworth E., Biddle R. Motivation and Cohesion in Agile Teams, Conference Paper. International Conference on Extreme Programming and Agile Processes in Software Engineering, 2007, p. 69.

Загрузки

Опубликован

23.09.2020

Как цитировать

Орлова , Н. А. (2020). От стимулирования к самоорганизации: эволюция управленческих подходов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(2), 144–160. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.203