От иконографии к социологии: рисунки юных москвичей 1917–1918 гг.

Авторы

  • Екатерина Александровна Орех Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Ольга Юрьевна Бойцова  Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.204

Аннотация

Статья демонстрирует возможности социологического анализа детских рисунков. Авторы анализируют рисунки, сделанные московскими школьниками во время революции и начала Гражданской войны в России 1917–1918 гг. Используя иконографию в качестве метода исследования, авторы анализируют образы политических персонажей, представленных в детских рисунках. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе содержания рисунков установить, начался ли процесс политической социализации младших школьников и повлияли ли источники визуальной пропаганды того времени на формирование политического сознания детей. Анализировались образы большевиков в сравнении с репрезентациями кадетов, эсеров, меньшевиков и других политических групп. Выяснилось, что дети осознанно отличали большевиков от других политических персонажей: об этом говорят четыре специфических иконографических признака,
которыми юные художники наделяли представителей этой партии. В  результате анализа было обнаружено, что некоторые дети сформировали свое собственное отношение к большевикам уже в младшем школьном возрасте (от 7 до 11 лет). В ряде рисунков представители этой партии предстают как «чужие», наделяются комплексом негативных черт, означающих низкий культурный уровень, негативно маркированную бедность, агрессию и  нездоровые привычки. Также в  исследовании делается вывод о том, что политическая социализация младших школьников в России в 1917–1918 гг. шла под значительным влиянием визуальной пропаганды. Анализ рисунков позволяет утверждать, что карикатуры, опубликованные в сатирических журналах и на открытках, оказывали непосредственное влияние на политические впечатления детей.

Ключевые слова:

детские рисунки, иконографический анализ, визуальная пропаганда, политическая социализация, Гражданская война в России

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

Voronov V. The February Revolution in сhildren’s notes. Vestnik prosveshcheniia, 1927, no. 3, pp. 3–11. (In Russian)

Voronov V. The October Revolution in children’s notes. Vestnik prosveshcheniia, 1927, no. 12, pp. 3–12. (In Russian)

Goncharova N.N. (comp.). Moscow. 1917. Drawings of Children Eyewitnesses. From the State History Museum Collections. Moscow, Sovetskaia Rossiia Publ., 1987. (In Russian)

Salnikova A. “The Gehenna of Fire”: The children perceptions of the early Soviet period. Ab Imperio, 2002, no. 3, pp. 322–352. (In Russian)

Aksenov V., Zherdeva Yu. Drawing the Epoch: Children, War, and Revolution in Propaganda and the Art of School Children between 1914 and 1917. Quaestio Rossica, 2018, vol. 6, no. 2, pp. 487–503. https://doi.org/10.15826/qr.2018.2.308 (In Russian)

Voronov V. The February Revolution in children’s drawings (Manuscript). 1927. VMDPNI. Archive. Fond 4. KP 23249/505. (In Russian)

Lukyanov E. Vasiliy Sergeevich Voronov and his collection of ‘war’ drawings. Voronov V. S. War in Children’s Drawings. Moscow, GIM Press, 2014, pp. 3–8. (In Russian)

Lukyanov E. Revolution for little ones: Rallies, queues and battles in Moscow streets in drawings and memoirs of children of 1917. Arzamas, 2017. Available at: http://arzamas.academy/materials/1262 (accessed: 20.01.2023). (In Russian)

Neundorf A., Smets K. Political socialization: The making of citizens. Oxford Handbooks Online. Oxford, Oxford University Press, 2017. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199935307.013.98

Coles R. The Political Life of Children. Boston, Atlantic Monthly Press, 1986.

Abendschön S., Tausendpfund M. Political knowledge of children and the role of sociostructural factors. American Behavioral Scientist, 2017, vol. 61, no. 2, pp. 204–221. https://doi.org/10.1177/0002764216689122

Alon-Tirosh M., Hadar-Shoval D. Leadership and identity politics on the eve of the Israeli 2015 elections: Children’s perspectives. Israel Affairs, 2016, vol. 22, no. 3–4, pp. 697–710. https://doi.org/10.1080/13537121.2016.1174372

Kallio K.P., Häkli J. Children and young people’s politics in everyday life. Space and Polity, 2013, vol. 17, no. 1, pp. 1–16. https://doi.org/10.1080/13562576.2013.780710

Forum 42: Children as Subjects. Forum for Anthropology and Culture, 2020, no. 16, pp. 13–98. https://doi.org/10.31250/1815-8927-2020-16-16-13-98

Neundorf A., Niemi R. Beyond political socialization: New approaches in age, period, cohort analysis. Electoral Studies, 2014, vol. 33, pp. 1–6. https://doi.org/10.1016/j.electstud.2013.06.012

Van Deth J.W., Abendschön S., Vollmar M. Children and politics: An empirical reassessment of early political socialization. Political Psychology, 2011, vol. 32, no. 1, pp. 147–174. https://doi.org/10.1111/j.1467–9221.2010.00798.x

Abendschön S. Children’s political learning in primary school — evidence from Germany. Education 3–13, 2015, vol. 45, no. 4, pp. 450–461. https://doi.org/10.1080/03004279.2015.1115115

Bar-Tal D., Diamond A.H., Nasie M. Political socialization of young children in intractable conflicts: Conception and evidence. International Journal of Behavioral Development, 2017, vol. 41, no. 3, pp. 415–425. https://doi.org/10.1177/0165025416652508

Oberhauser T. Politische Sozialisation in der BRD und DDR — ein Vergleich. München, GRIN Verlag, 2002.

Shestopal E.B. Political socialisation and re-socialisation in contemporary Russia. Politiia, 2005, no. 4, pp. 48–69. (In Russian)

Easton D., Dennis J. Children and the Political System. New York, Wiley, 1969.

Pettifor H. Do parents affect the early political prioritisation of nature in their children? ISER Working Paper Series, 2012, no. 11.

Connell R.W. Political socialization in the American family: The evidence re-examined. The Public Opinion Quarterly, 1972, vol. 36, no. 3, pp. 323–333. https://doi.org/10.1086/268014

Ojeda C., Hatemi P.K. Accounting for the child in the transmission of party identification. American Sociological Review, 2015, vol. 80, no. 6, pp. 1150–1174. https://doi.org/10.1177/0003122415606101

Verhulst B., Eaves L.J., Hatemi P.K. Correlation not causation: The relationship between personality traits and political ideologies. American Journal of Political Science, 2012, vol. 56, no. 1, pp. 34–51. https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2011.00568.x

Children of the Russian Emigration. Moscow, Terra Publ., 1997. (In Russian)

Children of Emigration. Memoirs. Moscow, Agraf Publ., 2001. (In Russian)

Aksenov V. Everyday life of Petrograd and Moscow in 1917: PhD thesis. Moscow, 2002. (In Russian)

Balashov E.M. The Russian revolutions and a schoolchild. Historian and Revolution. St. Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 1999, pp. 61–68. (In Russian)

Poznanskiy N. Revolution and children. Vestnik prosveshcheniia, 1923, no. 1, pp. 116–128. (In Russian)

R. G. From the Life of Secondary School. Vestnik vospitaniia, 1917, no. 8–9, pp. 23–54. (In Russian)

Golovin N.A., Sibirev V.A. Children and elections for the State Duma: On formation of basic political attitudes. Journal of Sociology and Social Anthropology, 2001, no. 4, 118–134. (In Russian)

Haug L. A picture paints a thousand words: Children’s drawings as a medium to study early political socialisation. S.Abendschön (ed.). Growing into Politics: Contexts and Timing of Political Socialisation. Essex, ECPR Press, 2013, pp. 231–272.

Grishina E.A., Mayorova-Shcheglova S.N. Visual image of motherland: An attempt of sociological comparison between textbook illustrations and children’s drawings. Pedagogicheskaia diagnostika, 2012, no. 6, 95–105. (In Russian)

Semenova V. Mapping urban space: Basic approaches to visual analysis. Visual Anthropology: Urban Maps of Memory. Moscow, TsSPGI Press, 2009, pp. 67–81. (In Russian)

Petrusheva L. “All Things That Will Be Lived through Are Nothing Compared to Those Already Lived through”. School essays of 1923–1924. Istochnik, 1997, no. 4, pp. 13–33. (In Russian)

Matthews J. Drawing and Painting: Children and Visual Representation. London, Sage, 2003.

Panofsky E. Iconography and iconology: An introduction to the study of Renaissance art. Panofsky E. Meaning in the Visual Arts: Papers in and on Art History. Garden City, Doubleday, 1955, pp. 26–54.

Osorina M.V. Drawn stories in children’s art and experience. Russian Comics. Moscow, NLO Publ., 2010, pp. 107–170. (In Russian)

Strekoza, 1917, no. 7. (In Russian)

Strekoza, 1917, no. 29. (In Russian)

Strekoza, 1917, no. 33. (In Russian)

Bich, 1917, no. 23. (In Russian)

Pugach, 1917, no. 8. (In Russian)

Strekoza, 1917, no. 38. (In Russian)

Bogdanov I. Smoke of Motherland, or A Brief History of Smoking. Moscow, NLO Publ., 2007. (In Russian)

Zimin I.V. Adult World of Imperial Residences, Second Half of the 19th Century and Early 20th Century: Everyday Life of the Russian Imperial Court. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2011. (In Russian)

Pugach, 1917, no. 21. (In Russian)

Pugach, 1917, no. 15. (In Russian)

Bich, 1917, no. 29. (In Russian)

Strekoza, 1917, no. 32. (In Russian)

Bikbov A. Social inequalities and justice: the reality of the imaginary (drawings of modern society in Russia and France). Logos, 2007, no. 5, pp. 162–208. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

18.10.2023

Как цитировать

Орех, Е. А., & Бойцова, О. Ю. (2023). От иконографии к социологии: рисунки юных москвичей 1917–1918 гг. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 16(2), 168–182. https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.204