Инклюзивное образование в современной российской школе: региональный аспект

Авторы

  • Елена Викторовна Грунт Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б. Н. Ельцина, Российская Федерация, 620083, Екатеринбург, ул. Мира, 19

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.105

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в общеобразовательных школах Свердловской области в конце 2016 — начале 2017 г. Изучено мнение родителей детей и педагогов общеобразовательных школ Свердловской области о современном состоянии инклюзивного образования в общих образовательных учреждениях области, а также о проблемах, препятствующих его реализации. В исследовании использовались количественные и качественные методы (анкетный опрос и фокус-группы). Выборка квотная. В анкетном опросе приняли участие 2800 респондентов (1000 родителей учащихся, 1800 преподавателей школ области). Было проведено пять фокус-групп с преподавателями, вовлеченными в процесс инклюзивного образования. Исследование зафиксировало, что инклюзивное образование является новым явлением в российской системе образования. Оно начало внедряться в школах Свердловской области последние пять лет. Реализация инклюзивного образования в большинстве школ области происходит сложно. Исследование выявило территориальные различия в отношении респондентов к инклюзивному образованию. Преподаватели, работающие в сельских школах (58,5 %), и родители детей, проживающих в сельской местности (60 %), более лояльны к ситуации совместного обучения здоровых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из задач исследования был анализ проблем, препятствующих реализации инклюзивного образования. Выявлены четыре группы проблем: ресурсные, системные, организационные и проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Автор делает вывод о том, что ключевой задачей успешного внедрения инклюзивного образования в школы региона является необходимость организации профессиональной подготовки преподавателей по реализации данного направления.

Ключевые слова:

инклюзивное образование, общие образовательные школы, проблемы реализации, дети с отклонением в здоровье, преподаватели, родители, Свердловская область

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Barton L., Armstrong F. Policy, experience and change: Cross-cultural reflections on inclusive education. Dordrecht, the Netherlands, 2007. Р. 357.

Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities. New York: United Nations, 1993.

The Salamanca Statement and Framework for Action on Special Needs Education. UNESCO, Paris,т1994.

Convention on the Rights of Persons with Disabilities — Article 2. New York: United Nations, 2006.

The Dakar Framework of Action. UNESCO, Paris. 2000.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями от 13 июля 2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу по состоянию на 24 июля 2015 г.). М., 2015.

Федеральный закон № 419-ФЗ от 1 декабря 2014 г. (дополнен статьей 3.1, которая вступила в силу с 1 января 2016 г.). URL: http://base.garant.ru/10164504/1/friendsixzz4aCEXY41I (дата обращения: 2.09.2018).

Государственная программа РФ «Доступная среда». URL: https://www.nakanune.ru/ (дата обращения: 1.12.2018).

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Психолог, 2001. С. 536.

Guskey R. T. Defining Student’s Achievement. In International Guide to Student Achievement / Hattie J., Anderman E. London: Routledge, 2013. P. 3–24.

Avramidis E., Bayliss P., Burden R. A survey into mainstream teachers’ attitudes towards the inclusion of children with special educational needs in the ordinary school in one local authority // Educational Psychology. Vol. 20, N 2. London: Tailor and Francis’s Group, 2000. P. 191–211.

Bandura A. Social Learning Theory // Englewood Cliffs, Prentice Hall. 1997. P. 397.

Booth T. From special education to inclusion and exclusion in education. Theoretical Perspectives on Special Education / Norway, Kristiansand Høyskole. Forlaget: Norwegian Academic Press, 1998. P. 198.

Florian L. Towards an inclusive pedagogy. Psychology for Inclusive Education: new directions in theory and practice / P. Hick, R. Kershner, P. T. Farrell. London: Routledge, 2008. P. 14–31.

Vincett K., Cremin H., Thomas G. Teachers and Assistants Working Together. Maidenhead: Open University Press, 2005. P. 348.

Smith J. D. Inclusion: Schools for All Students, Wadsworth Publishing Company. Belmont, 1998. P. 435.

Forlin C. Inclusion: identifying potential stressors for regular class teachers // Educational Research. Vol. 43, No. 3. London, 2001. P. 235–245.

Grunt E. V. Russian school teachers attitude towards inclusive education: regional aspect // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. Vol. 3, No. 3. Albena, 2017. P. 645–652.

Бородкина О. И. Социальная интеграция инвалидов как направление социальной политики в России (по результатам социологического исследования в Санкт-Петербурге): ХIII Апрельская международная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х кн. Книга 3. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. C. 11‒19.

Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Проблема доступности высшего образования для инвалидов // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 48‒56.

Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции, 19–20 июня 2008 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 143–148.

Кузнецова Л. В. Построение «культуры включения» — профилактика рисков инклюзивного образования // Инклюзивное образование. Вып. 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 37–43.

Гавришина О. Н., Певнева И. В. Вызовы и требования к эффективной реализации инклюзивного образования в вузе // Современное образование. 2017. № 1. С. 112–117. Doi: 10.7256/2409-8736.2017.1.21928. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_21928.html (дата обращения: 12.11.2018).

Бучина О. В. Проблемы внедрения инклюзивного образования в Ярославской области. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции, 20–22 июня 2011 г. / под ред. С. В. Алехиной. М.: МГППУ, 2011. С. 89–95.

Михальченко К. А. Инклюзивное образование — проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 77–79.

Chiner E., Cardona M. Inclusive education in Spain: How do skills, resources and supports affect regular education teachers’ perceptions of inclusive education? // Journal of Inclusive education. 2013. Vol. 17, No. 5. P. 526–541. Doi: 101080 13603116.2012.

Denivarova N. V., Abdresheva M. K. Some Peculiarities of Inclusive Education in Kazakhstan // Вопросы современной науки и практики. Вып. 5. Тамбов: ТГТУ, 2015. С. 162–167.


References

Barton L., Armstrong F. Policy, experience and change: Cross-cultural reflections on inclusive education. Dordrecht, the Netherlands, 2007, p. 357.

Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities. NY, United Nations,б1993.

The Salamanca Statement and Framework for Action on Special Needs Education. UNESCO, Paris, 1994.

Convention on the Rights of Persons with Disabilities — Article 2. New York: United Nations, 2006.

The Dakar Framework of Action. UNESCO, Paris. 2000.

Federal’nyi zakon ot 29 dekabria 2012 goda № 273-FZ (s izmeneniiami ot 13 iiulia 2015 goda) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» (s izmeneniiami i dopolneniiami, vstupivshimi v silu po sostoianiiu na 24 iiulia 2015 goda) [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 13, 2015) “On Education in the Russian Federation” (as amended and supplemented, effective as of July 24, 2015)]. Moscow, 2015.(In Russian)

Federal’nyi zakon № 419-FZ ot 1 dekabria 2014 goda nastoiashchii Federal’nyi zakon dopolniaetsia stat’ei 3.1, kotoraia vstupaet v silu s 1 ianvaria 2016 goda [Federal Law No. 419-FZ of December 1, 2014, this Federal Law is supplemented by Article 3.1, which enters into force on January 1, 2016]. Available at: http://base.garant.ru/10164504/1/friendsixzz4aCEXY41I (accessed: 02.09.2018). (In Russian)

Available at: https://www.nakanune.ru/ (accessed: 01.12.2018).

Vygotskii L. S. Pedagogicheskaia psikhologiia [Pedagogical Psycology]. Moscow, Psikholog Publ., 2001. 536 p.

Guskey R. T. Defining Student’s Achievement. In International Guide to Student Achievement / Hattie J., Anderman E. London, Routledge, 2013, pp. 3–24.

Avramidis E., Bayliss P., Burden R. A survey into mainstream teachers’ attitudes towards the inclusion of children with special educational needs in the ordinary school in one local authority. Educational Psychology, vol. 20, no. 2. London, Tailor and Francis’s Group, 2000, pp. 191–211.

Bandura A. Social Learning Theory. Englewood Cliffs. Prentice Hall, 1997, p. 397.

Booth T. From “special education” to “inclusion and exclusion in education”. Theoretical Perspectives on Special Education”. Eds. Norway, Kristiansand Høyskole Forlaget, Norwegian Academic Press, 1998, p. 198.

Florian L. Towards an inclusive pedagogy. Psychology for Inclusive Education: new directions in theory and practice / P. Hick, R. Kershner, P. T. Farrell. London, Routledge, 2008. P. 14–31.

Vincett K., Cremin H., Thomas G. Teachers and Assistants Working Together. Maidenhead, Open University Press, 2005, p. 348.

Smith J. D. Inclusion: Schools for All Students, Wadsworth Publishing Company. Belmont, 1998, p. 435.

Forlin C. Inclusion: identifying potential stressors for regular class teachers. Educational Research, vol. 43, no. 3. London, 2001, pp. 235–245.

Grunt E. V. Russian school teachers’ attitude towards inclusive education: regional aspect. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts, vol. 3, no. 3. Albena, 2017, pp. 645–652.

Borodkina O. I. Sotsial’naia integratsiia invalidov kak napravlenie sotsial’noi politiki v Rossii (po rezul’tatam sotsiologicheskogo issledovaniia v g. Sankt-Peterburge) [Disabled people’ social integration as the direction of social policy in Russia (the results of sociological research in Saint-Petersburg]. XIII Aprel’skaia mezhdunarodnaia konferentsiia po problemam razvitiia ekonomiki i obshchestva. V 4-kh knigakh. Kniga 3. Moscow, Izdatel’skii dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2012, pp. 11–19. (In Russian)

Romanov P. V., Iarskaia-Smirnova E. R. Problema dostupnosti vysshego obrazovaniia dlia invalidov [Invalids’ access issue to higher education]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2015, no. 10, pp. 48‒56. (In Russian)

Levitskaia A. A. Sostoianie i perspektivy inkliuzivnogo obrazovaniia v Rossii [State and perspectives of inclusive education in Russia]. Inkliuzivnoe obrazovanie: problemy sovershenstvovaniia obrazovatel’noi politiki i sistemy: Materialy mezhdunarodnoi konferentsii. 19–20 iiunia 2008 goda. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPUim. A. I. Gertsena, 2008, pp. 143–148. (In Russian)

Kuznetsova L. V. Postroenie «kul’tury vkliucheniia» — profilaktika riskov inkliuzivnogo obrazovaniia [Development of “Inclussive Culture” — prevention of inclusive education risks]. Inkliuzivnoe obrazovanie. Vypusk 1. Moscow, Tsentr «Shkol’naia kniga», 2010, pp. 37–43. (In Russian)

Gavrishina O. N., Pevneva I. V. Vyzovy i trebovaniia k effektivnoi realizatsii inkliuzivnogo obrazovaniia v vuze [Challenges and requirements of inclusive education effectiveness in high school]. Sovremennoe obrazovanie, 2017, no. 1, pp. 112–117. DOI: 10.7256/2409-8736.2017.1.21928. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_21928.html (date accessed: 12.11.2018). (In Russian)

Buchina O. V. Problemy vnedreniia inkliuzivnogo obrazovaniia v Iaroslavskoi oblasti [Implementation of inclusive education in Yaroslavskaya Region]. Inkliuzivnoe obrazovanie: metodologiia, praktika, tekhnologiia. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 20–22 iiunia 2011. Ed. by P. V. Alekhina. Moscow, MGPPU Publ., 2011, pp. 89–95. (In Russian)

Mikhal’chenko K. A. Inkliuzivnoe obrazovanie — problemy i puti resheniia [Inclusive education: issues and ways of decision]. Teoriia i praktika obrazovaniia v sovremennom mire: materialy mezhdunar. nauch. konf. St. Petersburg, Renome Publ., 2012, pp. 77–79. (In Russian)

Chiner E., Cardona M. Inclusive education in Spain: How do skills, resources and supports affect regular education teachers’ perceptions of inclusive education? Journal of Inclusive education, 2013, vol. 17, no. 5, pp. 526–541. Doi: 101080 / 13603116.2012.689864.

Denivarova N. V., Abdresheva M. K. Some Peculiarities of Inclusive Education in Kazakhstan. Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. Vyp. 5. Tambov, TGTU, 2015, pp. 162–167. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.04.2019

Как цитировать

Грунт, Е. В. (2019). Инклюзивное образование в современной российской школе: региональный аспект. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 12(1), 67–81. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.105