Инклюзивное образование в современной российской школе: региональный аспект
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.105Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в общеобразовательных школах Свердловской области в конце 2016 — начале 2017 г. Изучено мнение родителей детей и педагогов общеобразовательных школ Свердловской области о современном состоянии инклюзивного образования в общих образовательных учреждениях области, а также о проблемах, препятствующих его реализации. В исследовании использовались количественные и качественные методы (анкетный опрос и фокус-группы). Выборка квотная. В анкетном опросе приняли участие 2800 респондентов (1000 родителей учащихся, 1800 преподавателей школ области). Было проведено пять фокус-групп с преподавателями, вовлеченными в процесс инклюзивного образования. Исследование зафиксировало, что инклюзивное образование является новым явлением в российской системе образования. Оно начало внедряться в школах Свердловской области последние пять лет. Реализация инклюзивного образования в большинстве школ области происходит сложно. Исследование выявило территориальные различия в отношении респондентов к инклюзивному образованию. Преподаватели, работающие в сельских школах (58,5 %), и родители детей, проживающих в сельской местности (60 %), более лояльны к ситуации совместного обучения здоровых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из задач исследования был анализ проблем, препятствующих реализации инклюзивного образования. Выявлены четыре группы проблем: ресурсные, системные, организационные и проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Автор делает вывод о том, что ключевой задачей успешного внедрения инклюзивного образования в школы региона является необходимость организации профессиональной подготовки преподавателей по реализации данного направления.
Ключевые слова:
инклюзивное образование, общие образовательные школы, проблемы реализации, дети с отклонением в здоровье, преподаватели, родители, Свердловская область
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.