КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА: ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ

Авторы

  • Ольга Александровна Никифорова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб, 7–9
  • Дарья Олеговна  Митрофанова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб, 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu12.2017.206

Аннотация

Центральная категория данной статьи — социальная ответственность бизнеса. В научном сообществе имеет место продолжительная дискуссия о природе и характере данного явления. Причина отсутствия единой точки зрения по данному вопросу — ряд проблем, с которыми сопряжено изучение этого явления. На Западе исследования по данной тематике появились в 50-х годах XX в. Это было связано с обострением социальных и экологических проблем, вызванных деятельностью транснациональных корпораций. В России интерес к социальной ответственности бизнеса стал проявляться только с 2000-х годов. Это может быть объяснено множеством причин: политических, экономических и социальных. Общая тенденция, выявляемая многими исследованиями, показывает, что повышение социальной ответственности российского бизнеса проходит в русле общемировых тенденций: постепенно формируется позитивное отношение к социально ответственным компаниям, в научных кругах ведется дискуссия с целью выявления общих подходов к пониманию содержания и границ социальной ответственности. В статье раскрываются категория социальной ответственности и специфика бизнеса как субъекта социальной ответственности. Авторами представлена эволюция концепции социальной ответственности бизнеса и основные современные подходы к пониманию этого феномена.

Ключевые слова:

социальная ответственность бизнеса, источники социальной ответственности бизнеса, концепции социальной ответственности, моральные основания бизнеса

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.

Благов Е. Ю. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. 272 с.

Голик Н. В. К истокам идеи ответственности // История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора А. С. Колесникова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 40–46.

Горошилов А. А., Карибов А. П. Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса // Вестник ВолГУ. Сер. 3: Экономика. Экология. 2007. № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-kontseptsii-sotsialnoy-otvetstvennosti-biznesa (дата обращения: 15.03.2013).

Зарубина Н. Н. Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства // Общественные науки и современность. 2004. № 1. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/11/1214867120/Zarubina.pdf (дата обращения: 20.03.2013).

Тарандо Е. Е. Распределительная справедливость: к вопросу о социально-экономических особенностях принципов распределения // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 2. С. 157–161.

Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. 480 с.

Формирование концептуальных основ корпоративной социальной ответственности / под ред. О. А. Канаевой, В. С. Сопина СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2010. 312 с.

Благов Е. Ю. Концепция КСО и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. №3. 2004. С. 17–34.

Фетисов Э. Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // Социологические исследования. 1993. № 1. С. 24–30.

Будущее за обществом труда / под ред. В. Я. Ельмеева. СПб.: СПбГУ, 2003. 272 с.

Полищук Л. Бизнесмены и филантропы // Pro et Contra. 2006. № 1. С. 59–73.

Friedman M. The Social Responsibility of Business Is to Increase Profits // The New York Times Magazine. 1970, September. 13. P. 32–33.

Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. New York: Harper and Brothers, 1953. 276 p.

Туркин С. Зачем бизнесу социальная ответственность. // Управление компанией. 2004. № 7. URL: http//www.zhuk.net/page.php?id=95. (дата обращения: 20.03.2013).

Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А. Е. Чирикова, Н. Ю. Лапина, Л. С. Шилова, С. В. Шишкин (отв. ред.); Независимый институт социальной политики. М.: Изд. дом ГУ — ВШЭ, 2005. 232 с.

French P. The Corporation as a moral person. // American Philosophical Quarterly. 1979. Vol. 16, N 3. URL: http://www.sci.brooklyn.cuny.edu/~schopra/Persons/French.pdf (дата обращения: 24.03.2013).

Goodpaster K. E., Matthews Jr. J. Can a corporation have a conscience? // Harvard Business Review. January–February. 1982. P. 132–141.

Levitt T. The Dangers of Social Responsibility // Harvard Business Review. 1958. Vol. 36, N 5. P. 44–49.

Galbraith J. K. The age of uncertainty. Houghton Mifflin, 1977. 365 p.

Davis K. Can business afford to ignore social responsibilities? // California Management Review. 1960. Vol. 2, N 3. P. 70–76.

Сопин В. С., Смагаринский Ю. А. Причины повышения корпоративной социальной ответственности как института современной экономики // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3912 (дата обращения: 23.03.2013).

Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: возвращение к истокам (Научная конференция Европейской ассоциации этики бизнеса на факультете менеджмента СПбГУ) // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 4, № 3. С. 186–190.

Schwartz M., Carroll A. Corporate social responsibility: a three-domain approach // Business Ethcs Quarterly. 2003. Vol. 13, N 4. P. 503–530.

Благов Ю. Е. Особенности использования интегральной теории общественного договора при анализе этики российского бизнеса // Вестник СПбГУ. Сер. 8: Менеджмент. 2002. Вып. 1, № 8. С. 39–53.


References

Filosofskii slovar’ [Philosophical dictionary]. Ed. by I. T. Frolova. Moscow, Respublika Publ., 2001. 719 p. (In Russian)

Blagov E. Iu. Korporativnaia sotsial’naia otvetstvennost’: evoliutsiia kontseptsii [Corporate social responsibility: evolution of a concept]. St. Petersburg, Vysshaia shkola menedzhmenta Publ., 2011. 272 p. (In Russian)

Golik N. V. K istokam idei otvetstvennosti [To the origins of the idea of responsibility]. Istoriia filosofii, kul’tura i mirovozzrenie. K 60-letiiu professora A. S. Kolesnikova. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo, 2000, pp. 40–46.
(In Russian)

Goroshilov A. A., Karibov A. P. Evoliutsiia kontseptsii sotsial’noi otvetstvennosti biznesa [The evolution of the social responsibility of business]. Vestnik VolGU. Ser. 3: Ekonomika. Ekologiia. 2007, no. 11. Avialable at: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-kontseptsii-sotsialnoy-otvetstvennosti-biznesa (accessed: 15.03.2013). (In Russian)

Zarubina N. N. Etika sluzheniia i etika otvetstvennosti v kul’ture russkogo predprinimatel’stva [Ethics of service and the ethics of responsibility in the culture of Russian enterprenership]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, 2004, no. 1. Avialable at: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/11/1214867120/Zarubina.pdf (accessed: 20.03.2013). (In Russian)

Tarando E. E. Raspredelitel’naia spravedlivost’: k voprosu o sotsial’no-ekonomicheskikh osobennostiakh printsipov raspredeleniia [Distributive justice: the issue of socio-economic characteristics of the principles of distribution]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie, 2012, no. 2, pp. 157–161. (In Russian)

Ionas G. Printsip otvetstvennosti. Opyt etiki dlia tekhnologicheskoi tsivilizatsii [The principle of responsibility. Experience ethics for technological civilization]. Moscow, Airis-press, 2004. 480 p. (In Russian)

Formirovanie kontseptual’nykh osnov korporativnoi sotsial’noi otvetstvennosti [The formation of the conceptual foundations of corporate social responsibility]. Eds O. A. Kanaeva, V. S. Sopin St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2010. 312 p. (In Russian)

Blagov E. Iu. Kontseptsiia KSO i strategicheskoe upravlenie [The concept of CSR and strategic management]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta, 2004, no. 3, pp. 17–34. (In Russian)

Fetisov E. N., Iakovlev I. G. O sotsial’nykh aspektakh predprinimatel’stva (kontseptual’noe vvedenie v problemu) [The social aspects of entrepreneurship (conceptual introduction)]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 1993, no. 1, pp. 24–30. (In Russian)

Budushchee za obshchestvom truda [The future for a society of labour]. Ed. by V. Ia. El’meev. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2003. 272 p. (In Russian)

Polishchuk L. Biznesmeny i filantropy [Businessmen and philanthropists]. Pro et Contra, 2006, no. 1, pp. 59–73. (In Russian)

Friedman M. The Social Responsibility of Business Is to Increase Profits. The New York Times Magazine, 1970, September. 13, pp. 32–33.

Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. New York, Harper and Brothers, 1953. 276 p.

Turkin S. Zachem biznesu sotsial’naia otvetstvennost’ [Why business needs a social responsibility]. Upravlenie kompaniei, 2004, no. 7. Avialable at: http//www.zhuk.net/page.php?id=95 (accessed: 20.03.2013) (In Russian)

Biznes kak sub”ekt sotsial’noi politiki: dolzhnik, blagodetel’, partner? [Business as subject of social policy: debtor, benefactor, partner?]. Eds A. E. Chirikova, N. Iu. Lapina, L. S. Shilova, S. V. Shishkin. Nezavisimyi institut sotsial’noi politiki. Moscow, Izd. dom GU — VShE, 2005. 232 p. (In Russian)

French P. The Corporation as a moral person. American Philosophical Quarterly, 1979, vol. 16, no. 3, pp. 212–213. Avialable at: http://www.sci.brooklyn.cuny.edu/~schopra/Persons/French.pdf (accessed: 24.03.2013).

Goodpaster K. E., Matthews Jr. J Can a corporation have a conscience? Harvard Business Review, January–February 1982, pp. 132–141.

Levitt T. The Dangers of Social Responsibility. Harvard Business Review, 1958, vol. 36, no. 5, pp. 44–49.

Galbraith J. K. The age of uncertainty. Houghton Mifflin, 1977. 365 p.

Davis K. Can business afford to ignore social responsibilities? California Management Review, 1960, vol. 2, no. 3, pp. 70–76.

Sopin V. S., Smagarinskii Iu. A. Prichiny povysheniia korporativnoi sotsial’noi otvetstvennosti kak instituta sovremennoi ekonomiki [The reasons for the rise of corporate social responsibility as an institution of the modern economy]. Problemy sovremennoi ekonomiki, 2012, no. 1. Avialable at: http://www.meconomy.ru/art.php?nArtId=3912 (accessed: 23.03.2013). (In Russian)

Blagov Iu.E. Korporativnaia sotsial’naia otvetstvennost’: vozvrashchenie k istokam (Nauchnaia konferentsiia Evropeiskoi assotsiatsii etiki biznesa na fakul’tete menedzhmenta SPbGU) [Corporate social responsibility: back to basics]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta, 2008, vol. 4, no. 3, pp. 186–190. (In Russian)

Schwartz M., Carroll A. Corporate social responsibility: a three-domain approach. Business Ethcs Quarterly, 2003, vol. 13, no. 4, pp. 503–530.

Blagov Iu.E. Osobennosti ispol’zovaniia integral’noi teorii obshchestvennogo dogovora pri analize etiki rossiiskogo biznesa [Features of use of an integrated theory of the social contract in the analysis of business ethics in Russia]. Vestnik Saint Petersburg University. Series 8. Management, 2002, issue 1, no. 8, pp. 39–53. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2017

Как цитировать

Никифорова, О. А., & Митрофанова, Д. О. (2017). КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА: ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 10(2), 214–228. https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu12.2017.206

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)