Управленческие практики линейных руководителей в контексте поведенческих реакций подчиненных

  • Вероника Эдуардовна Деминская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российская Федерация, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20

Аннотация

Статья посвящена анализу влияния повседневных практик линейного руководителя на поведение сотрудников, желательное для организации, и установки самих руководителей. В качестве желательного поведения сотрудников были рассмотрены организационно-гражданское поведение, практики самообразования подчиненных, сплоченность трудового коллектива; в качестве рабочих установок линейных руководителей — удовлетворенность работой, вовлеченность в работу, приверженность организации. Эмпирическая часть работы основана на результатах стандартизированного опроса 1116 линейных руководителей из 400 компаний. В ходе исследования автор пришел к нескольким результатам. Во-первых, благодаря факторному анализу 26 переменных были выделены четыре группы повседневных практик линейного руководителя: базовые, к которым
относятся контроль и организация, а также планирование, и расширенные, такие как развитие подчиненных и управление финансами. Во-вторых, практики линейного руководителя по развитию подчиненных оказывают позитивное влияние на желательное поведение подчиненных, в то время как практики по управлению финансами, напротив, разобщают коллектив — сотрудники не стремятся демонстрировать просоциальное поведение, но при этом способствуют демонстрации инициативы и «голоса». Интересно, что практики по развитию подчиненных оказывают также позитивное влияние на рабочие установки линейных руководителей, в то время как управление финансами, напротив, снижает благосостояние руководителей. Соответственно, в целях достижения позитивных результатов повседневные управленческие практики по развитию подчиненных линейных руководителей необходимо расширять, в то время как единоличное управление финансами не приносит столько положительных эффектов.

Ключевые слова:

линейные руководители, повседневные практики управления, организационно-гражданское поведение, поведение сотрудников, установки линейных руководителей, удовлетворенность работой, приверженность организации, просоциальное поведение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Воронина Н., Зангиева И. Установки работников на внутрифирменное взаимодействие в сфере социально-трудовых отношений // Экономическая социология. 2011. Т. 12, № 5. С. 72–90.

Bos-Nehles A. C., Veenendaal A. A. R. Perceptions of HR practices and innovative work behavior: the moderating effect of an innovative climate // The International Journal of Human Resource Management. 2019. Vol. 30, no. 18. P. 2661–2683.

Felfe J., Schyns B. Personality and the Perception of Transformational Leadership: The Impact of Extraversion, Neuroticism, Personal Need for Structure, and Occupational Self‐Efficacy // Journal of Applied Social Psychology. 2006. Vol. 36, no. 3. P. 708–739.

Инясевский С. А. Российские менеджеры: социально-экономические характеристики и позиции на рынке труда // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. 11, № 3. C. 77–99.

Vaara E., Whittington R. Strategy-as-practice: Taking social practices seriously // The Academy of Management Annals. 2012. Vol. 6, no. 1. P. 285–336.

Шугальский С. С. Социальные практики: интерпретация понятия // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. C. 276–280.

Вебер М. Основные социологические понятия / пер. с нем. М. И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602–643.

Парсонс Т. Структура социального действия // Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. С. 43–328.

Noordegraaf M., Stewart R. Managerial behaviour research in private and public sectors: Distinctiveness, disputes and directions // Journal of Management Studies. 2000. Vol. 37, no. 3. P. 427–443.

Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 4. С. 20–32.

Hales C. Rooted in supervision, branching into management: Continuity and change in the role of first‐line manager // Journal of Management Studies. 2005. Vol. 42, no. 3. P. 471–506.

Черепанова В. Н., Устинова О. В. Менеджеры как социально-профессиональная группа // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 646–646.

Purcell J., Hutchinson S. Front‐line managers as agents in the HRM‐performance causal chain: theory, analysis and evidence // Human Resource Management Journal. 2007. Vol. 17, no. 1. P. 3–20.

Деминская В. Э. Линейные руководители как социально-профессиональная группа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, № 3. С. 272–291.

Кларк С. Линейные руководители: между трудом и капиталом // Мир России. Социология. Этнология. 2006. Т. 15, № 4. С. 1–12.

Гончарова Н. В. Интеграция линейного менеджмента в управленческую иерархию // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 37–46.

Муллахметов Х. Ш. Контроль в системе социально-экономических отношений // Контроллинг. 2010. № 3. С. 14–19.

Филиппова Л. О., Аминова Р. М. Контроль как интегрирующая функция менеджмента и как фактор повышения эффективности управленческих процессов // Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования. 2019. С. 206–209.

Гончаров М. М., Терновсков В. Б. Контроль и оценка деятельности персонала организации в социальном управлении // Наука и образование сегодня. 2018. Т. 12, № 35. С. 56–61.

Балабанова Е. С., Баранова Д. А., Деминская В. Э. Надролевое поведение работника: проявления, предпосылки и последствия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. Т. 10, № 2. С. 185–200.

Blayney C., Cormier-MacBurnie P., Young J. D. The devolution of human resource management to line managers: A preliminary examination of the hotel industry in Halifax, Canada // Journal of Human Resources in Hospitality & Tourism. 2020. Vol. 19, no. 4. P. 1–30.

Сотникова С. И. Управление карьерой персонала в системе менеджмента современной организации // Вестник Омского университета. Экономика. 2014. № 3. С. 60–67.

Trullen J., Stirpe L., Bonache J., Valverde M. The HR department’s contribution to line managers’ effective implementation of HR practices // Human Resource Management Journal. 2016. Vol. 26, no. 4. P. 449–470.

Эфендиев А. Г. О., Балабанова Е. С., Ребров А. В. Управление человеческими ресурсами и эффективность компаний: есть ли связь? // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12, № 1. С. 39–68.

Liu X., Batt R. How supervisors influence performance: A multilevel study of coaching and group management in technology‐mediated services // Personnel Psychology. 2010. Vol. 63, no. 2. P. 265–298.

Балабанова Е. С., Деминская В. Э. Руководитель как трансформационный лидер: роль личностных качеств и управленческих практик // Российский журнал менеджмента. 2017. Т. 15, № 3. С. 263–288.

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: [учебник по программе «Мастер делового администрирования»] / пер. с англ. СПб.: Питер, 2009. С. 846.

Frenkel S., Sanders K., Bednall T. Employee perceptions of management relations as influences on job satisfaction and quit intentions // Asia pacific journal of management. 2013. Т. 30, № 1. С. 7–29.

Park J. E., Holloway B. B. Adaptive selling behavior revisited: An empirical examination of learning orientation, sales performance, and job satisfaction // Journal of personal selling & sales management. 2003. Vol. 23, no. 3. P. 239–251.

Joo B. K. B., Park S. Career satisfaction, organizational commitment, and turnover intention // Leadership & Organization Development Journal. 2010. Vol. 31, no. 6. P. 482–500.

Zayas-Ortiz M., Rosario E., Marquez E., Gruneiro P. C. Relationship between organizational commitments and organizational citizenship behaviour in a sample of private banking employees // International journal of sociology and social policy. 2015. Vol. 35, no. 1/2. P. 91–106.

Kuvaas B., Dysvik A. Exploring alternative relationships between perceived investment in employee development, perceived supervisor support and employee outcomes // Human Resource Management Journal. 2010. Vol. 20, no. 2. P. 138–156.

Johnson K. J., Martineau J. T., Kouamé S., Turgut G., Poisson-de-Haro S. On the unethical use of privileged information in strategic decision-making: The effects of peers’ ethicality, perceived cohesion, and team performance // Journal of Business Ethics. 2018. Vol. 15, no. 4. P. 917–929.

Sanders K., Frenkel S. HR-line management relations: Characteristics and effects // The International Journal of Human Resource Management. 2011. Vol. 22, no. 8. P. 1611–1617.

Gatenby M., Rees C., Truss C., Alfes K., Soane E. Managing change, or changing managers? The role of middle managers in UK public service reform // Public Management Review. 2015. Vol. 17, no. 8. P. 1124–1145.

Podsakoff P. M., Bommer W. H., Podsakoff N. P., MacKenzie S. B. Relationships between leader reward and punishment behavior and subordinate attitudes, perceptions, and behaviors: A meta-analytic review of existing and new research // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2006. Vol. 99, no. 2. P. 113–142.

Балабанова Е. С., Боровик М. Э., Деминская В. Э. «Враждебное» поведение руководителя: проявления, предпосылки и последствия // Российский журнал менеджмента. 2018. Т. 16, № 3. С. 309–336.

Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Гоголева А. С. Организационная культура как нормативно-ролевая система требований к работнику российских бизнес-организаций // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15, № 4. С. 167–187.

Темницкий А. Л. Удовлетворенность работой на предприятии как определяющий фактор качества трудовой жизни рабочих России // Современный менеджмент. Проблемы, гипотезы, исследования: Сборник научных трудов. 2012. № 4. С. 231–238.

Доминяк В. Организационная лояльность // Менеджер по персоналу. 2006. № 4. C 34–40.

Shipton H., Sanders K., Atkinson C., Frenkel S. Sense‐giving in health care: the relationship between the HR roles of line managers and employee commitment // Human Resource Management Journal. 2016. Vol. 26, no. 1. P. 29–45.

Bock L. Work rules!: Insights from inside Google that will transform how you live and lead. New York: Twelve, 2015.


References

Voronina N., Zangieva I. Employees’ attitudes on intercompany interaction in the field of social and labor relations. Ekonomicheskaia sotsiologiia, 2011, vol. 12, no. 5, pp. 72–90. (In Russian)

Bos-Nehles A. C., Veenendaal A. A. R. Perceptions of HR practices and innovative work behavior: the moderating effect of an innovative climate. The International Journal of Human Resource Management, 2019, vol. 30, no. 18, pp. 2661–2683.

Felfe J., Schyns B. Personality and the Perception of Transformational Leadership: The Impact of Extraversion, Neuroticism, Personal Need for Structure, and Occupational Self‐Efficacy. Journal of Applied Social Psychology, 2006, vol. 36, no. 3, pp. 708–739.

Inyasevskij S. A. Russian managers: social and economic characteristics and market labour position. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 2008, vol. 11, no. 3, pp. 77–99. (In Russian)

Vaara E., Whittington R. Strategy-as-practice: Taking social practices seriously. The Academy of Management Annals, 2012, vol. 6, no. 1, pp. 285–336.

Shygalskiy S. S. Social practices: an interpretation of the concept. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2012, no. 2, pp. 276–280. (In Russian)

Weber M. Sociologische Grundbegriffe. Tübingen, 1922. Russ. ed.: Moscow, Progress Publ., 1990, pp. 602–643. (In German)

Parsons T. The structure of social action. Chicago, 1937. Russ. ed.: Moscow, Akademicheskii Proekt, 2000, pp. 43–328.

Noordegraaf M., Stewart R. Managerial behaviour research in private and public sectors: Distinctiveness, disputes and directions. Journal of Management Studies, 2000, vol. 37, no. 3, pp. 427–443.

Radaev V. V. The concept of capital, capital forms and their conversions. Economic sociology, 2002, vol. 3, no. 4, pp. 20–32. (In Russian)

Hales C. Rooted in supervision, branching into management: Continuity and change in the role of first‐line manager. Journal of Management Studies, 2005, vol. 42, no. 3, pp. 471–506.

Cherepanova V. N., Ustinova O. V. Managers as socio-professional group. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, vol. 2, pp. 646–646. (In Russian)

Purcell J., Hutchinson S. Front‐line managers as agents in the HRM‐performance causal chain: theory, analysis and evidence. Human Resource Management Journal, 2007, vol. 17, no. 1, pp. 3–20.

Deminskaya V. E. Line managers as a socio-professional group. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiia, 2020, vol. 13, no. 3, pp. 272–291. (In Russian)

Klark S. Line managers: between labor and capital. Mir Rossii. Sotsiologiia. Etnologiia, 2006, vol. 15, no. 4, pp. 1–12. (In Russian)

Goncharova N. V. Integration of linear management in the management hierarchy. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2007, vol. 5, pp. 37–46. (In Russian)

Mullahmetov H. S. Control in socio-economics system. Kontrolling, 2010, vol. 3, pp. 12–19. (In Russian)

Filippova L. O., Amonova R. M. Control as an integrating function of management and as a factor in increasing the efficiency of management processes. Problemy i tendentsii nauchnykh issledovanii v sisteme obrazovaniia, 2019, pp. 206–209. (In Russian)

Goncharova M. M., Ternovskov V. B. Control and assessment of the activities of organization’s personnel in social management. Nauka i obrazovanie segodnia, 2018, vol. 12, no. 35, pp. 56–61. (In Russian)

Balabanova E. S., Baranova D. A., Deminskaya V. E. Employee extra-role behavior: manifestations, antecedents and consequences. Vestnik SpbSU, Sotsiologiia, 2017, vol. 10, no. 2, pp.185–200. (In Russian)

Blayney C., Cormier-MacBurnie P., Young J. D. The devolution of human resource management to line managers: A preliminary examination of the hotel industry in Halifax, Canada. Journal of Human Resources in Hospitality & Tourism, 2020, vol. 19, no. 4, pp. 1–30.

Sotnikova S. I. Personnel career management in the management system of a modern organization. Vestnik Omskogo universiteta. Ekonomika, 2014, no. 3, pp. 60–67. (In Russian)

Trullen J., Stirpe L., Bonache J., Valverde M. The HR department’s contribution to line managers’ effective implementation of HR practices. Human Resource Management Journal, 2016, vol. 26, no. 4, pp. 449–470.

Efendiev A. G. O., Balabanova E. S., Rebrov A. V. Human resource management and organizational performance: does the link exist? Rossiiskii zhurnal menedzhmenta, 2014, vol. 12, no. 1, pp. 39–68. (In Russian)

Liu X., Batt R. How supervisors influence performance: A multilevel study of coaching and group management in technology‐mediated services. Personnel Psychology, 2010, vol. 63, no. 2, pp. 265–298.

Balabanova E. S., Deminskaya V. E. Supervisors’ Transformational Leadership: Personality and Management Practices as Antecedents. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta, 2017, vol. 15, no. 3, pp. 263–288. (In Russian)

Armstromg M. Human resource management: [textbook]. London, Kogan Page Limited, 1977. Russ. ed.: St. Petersburg, Piter, 2009.

Frenkel S., Sanders K., Bednall T. Employee perceptions of management relations as influences on job satisfaction and quit intentions. Asia pacific journal of management, 2013, vol. 30, no. 1, pp. 7–29.

Park J. E., Holloway B. B. Adaptive selling behavior revisited: An empirical examination of learning orientation, sales performance, and job satisfaction. Journal of personal selling & sales management, 2003, vol. 23, no. 3, pp. 239–251.

Joo B. K. B., Park S. Career satisfaction, organizational commitment, and turnover intention. Leadership & Organization Development Journal, 2010, vol. 31, no. 6, pp. 482–500.

Zayas-Ortiz M., Rosario E., Marquez E., Gruneiro P. C. Relationship between organizational commitments and organizational citizenship behaviour in a sample of private banking employees. International journal of sociology and social policy, 2015, vol. 35, no. 1/2, pp. 91–106.

Kuvaas B., Dysvik A. Exploring alternative relationships between perceived investment in employee development, perceived supervisor support and employee outcomes. Human Resource Management Journal, 2010, vol. 20, no. 2, pp. 138–156.

Johnson K. J., Martineau J. T., Kouamé S., Turgut G., Poisson-de-Haro S. On the unethical use of privileged information in strategic decision-making: The effects of peers’ ethicality, perceived cohesion, and team performance. Journal of Business Ethics, 2018, vol. 15, no. 4, pp. 917–929.

Sanders K., Frenkel S. HR-line management relations: Characteristics and effects. The International Journal of Human Resource Management, 2011, vol. 22, no. 8, pp. 1611–1617.

Gatenby M., Rees C., Truss C., Alfes K., Soane E. Managing change, or changing managers? The role of middle managers in UK public service reform. Public Management Review, 2015, vol. 17, no. 8, pp. 1124–1145.

Podsakoff P. M., Bommer W. H., Podsakoff N. P., MacKenzie S. B. Relationships between leader reward and punishment behavior and subordinate attitudes, perceptions, and behaviors: A meta-analytic review of existing and new research. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2006, vol. 99, no. 2, pp. 113–142.

Balabanova E. S., Borovik M. E., Deminskaya V. E. Abusive supervision: Manifestations, antecedents, and consequences. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta, 2018, vol. 16, no. 3, pp. 309–336. (In Russian)

Efendiev A. G., Balabanova E. S., Gogoleva A. S. Organizational culture as normative-role system of Russian employee’s demands in business-organizations. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 2012, vol. 15, no. 4, pp. 167–187. (In Russian)

Temnizkii A. L. Job satisfaction at the enterprise as a determining factor in the quality of the working life of workers in Russia. Sovremennyi menedzhment. Problemy, gipotezy, issledovaniia. Sbornik nauchnykh trudov, 2012, no. 4, pp. 231–238. (In Russian)

Dominyak V. Organizational loyalty. Menedzher po personalu, 2006, vol. 4, pp. 34–40. (In Russian)

Shipton H., Sanders K., Atkinson C., Frenkel S. Sense‐giving in health care: the relationship between the HR roles of line managers and employee commitment. Human Resource Management Journal, 2016, vol. 26, no. 1, pp. 29–45.

Bock L. Work rules!: Insights from inside Google that will transform how you live and lead. New York: Twelve, 2015.

Опубликован
2021-05-27
Как цитировать
Деминская , В. Э. (2021). Управленческие практики линейных руководителей в контексте поведенческих реакций подчиненных. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 14(1), 53–77. https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.104