НАДРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА: ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Авторы

  • Евгения Сергеевна Балабанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 105187, Москва, Кирпичная ул., 33/5
  • Дарья Андреевна Баранова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 105187, Москва, Кирпичная ул., 33/5
  • Вероника Эдуардовна Деминская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 105187, Москва, Кирпичная ул., 33/5

DOI:

https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu12.2017.204

Аннотация

Статья посвящена исследованию надролевого поведения работников российских организаций. Целью исследования является выявление факторов и последствий четырех видов надролевого поведения: «активного просоциального»; «пассивного просоциального»; ориентированного на повышенные трудовые нагрузки; ориентированного на изменения. Эмпирический анализ был проведен на основе стандартизированного опроса 112 человек в двух компаниях (производственной и  IT). Авторы выявили, что ведущими факторами, влияющими на проявления надролевого поведения, являются организационно-управленческие, а не индивидуально-личностные характеристики. Два вида надролевого поведения («пассивное просоциальное» и ориентированное на повышенные трудовые нагрузки) чаще всего демонстрируются низкоресурсными сотрудниками, являются косвенным отражением неэффективной организации рабочих процессов и несут в себе негативные последствия для сотрудников. Напротив, «активное просоциальное» и «ориентированное на изменения» виды надролевого поведения характерны для высокоресурсных работников и  связаны с  более высокой удовлетворенностью работой и карьерными продвижениями. Результаты исследования позволяют расширить представления о наиболее предпочтительных с точки зрения менеджмента проявлениях надролевого поведения и его возможных издержках.

Ключевые слова:

надролевое поведение работника,, рганизационное гражданское поведение, просоциальное поведение, «голос» работника, трудовые практики

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Беленький В. X. Активность народных масс. Красноярск: Кн. изд-во, 1973. 215 с.

Тукумцев Б. Г. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 41–50.

Лапин Н. И., Коржева Э. М., Наумова Н. Ф. Теория и практика социального планирования. М.: Политиздат, 1975. 200 с.

Бочаров В., Тукумцев Б. Новые требования к работнику промышленного производства в условиях современной модернизации (социологический анализ) // Телескоп. 2015. № 3 (111). С. 44–49.

Климов А. А. Идентификация с организацией и рабочей группой как фактор экстраролевого поведения работника: дис … д-ра психол. наук. М., 2015. 159 с.

Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. В. А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. 426 с.

Organ D. W. Organizational citizenship behavior: The Good Soldier Syndrome. Lexington: Lexington Books, 1988. 160 p.

Williams L. J., Anderson S. E. Job Satisfaction and Organizational Commitment as Predictors of Organizational Citizenship and In-Role Behaviors // Journal of Management. 1991. Vol. 17, N 3. P. 601–617.

MacKenzie S. B., Podsakoff P. M., Podsakoff N. P. Challenge-oriented organizational citizenship behaviors and organizational effectiveness: Do challenge-oriented behaviors really have an impact on the organization’s bottom line? // Personnel Psychology. 2011. Vol. 64, N 3. P. 559–592.

Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г. «Голос» работника в российских бизнес-организациях: концептуализация и результаты эмпирического анализа // Мир России: Социология, этнология. 2015. Т. 24, № 3. С. 61–87.

Гулевич О. А. Гражданское поведение в организации: условия и последствия // Организационная психология. 2013. Т. 3, № 3. С. 78–96.

Bowling N. A., Burns G. N., Beehr T. A. Productive and counterproductive attendance behavior: an examination of early and late arrival to and departure from work // Human Performance. 2010. Vol. 23, N 4. P. 305–322.

Tse H. M., Chiu W. C. Transformational leadership and job performance: A social identity perspective // Journal of business research. 2014. Vol. 67, N 1. P. 2827–2835.

Jensen J. M., Raver J. L. When self-management and surveillance collide: consequences for employees› organizational citizenship and counterproductive work behavior // Group & Organization Management. 2012. Vol. 37, N 3. P. 308–346.

Chan S. H. J., Lai H. Y. I. Understanding the link between communication satisfaction, perceived justice and organizational citizenship behavior // Journal of business research. 2017. Vol. 70, N 1. P. 214–223.

Bolino M. C., Klotz A. C., Turnley W. H., Harvey J. Exploring the dark side of organizational citizenship behavior // Journal of Organizational Behavior. 2013. Vol. 34, N 4. P. 542–559.

Bergeron D. M., Shipp A. J., Rosen B. Organizational Citizenship Behavior and Career Outcomes: The Cost of Being a Good Citizen // Journal of Management. 2013. Vol. 39, N 4. P. 958–984.

Podsakoff P. M., MacKenzie S. B., Moorman R. H., Fetter R. Transformational leader behaviors and their effects on followers’ trust in leader, satisfaction, and organizational citizenship behaviors // Leadership Quarterly. 1990. Vol. 1. P. 107–142.

Jepsen D. M., Rodwell J. J. Justice in the workplace: the centrality of social versus judgmental predictors of performance varies by gender // The International Journal of Human Resource Management. 2009. Vol. 20, N 10. P. 2066–2083.

Goldberg R. L. The Development of Markers for the Big-Five Factor Structure // Psychological Assessment. 1992. Vol. 4, N 1. P. 26–42.

Bass B. M., Avolio B. J. Full range leadership development — Manual for the multifactor leadership questionnaire. Redwood City, CA: Mind Garden, 1997. 170 p.

Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2007. 384 c.

Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С. Социальная организация российского бизнеса: теоретико-методологические подходы и их реализация в эмпирическом исследовании // Социологические исследования. 2012. № 5. С. 58–69.


References

Belen’kii V. X. Aktivnost’ narodnykh mass [Activity of masses]. Krasnoiarsk, 1973. 215 p. (In Russian)

Tukumtsev B. G. Samarskii monitoring sotsial’no-trudovoi sfery [Samara monitoring of the sociolabour sphere]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2001, no. 7, pp. 41–50. (In Russian)

Lapin N. I., Korzheva E. M., Naumova N. F. Teoriia i praktika sotsial’nogo planirovaniia [Theory and practice of the social planning]. Moscow, Politizdat, 1975. 200 p. (In Russian)

Bocharov V., Tukumtsev B. Novye trebovaniia k rabotniku promyshlennogo proizvodstva v usloviiakh sovremennoi modernizatsii (sotsiologicheskii analiz) [New demands to the industrial workers in the context of modernization (sociological analysis)]. Teleskop, 2015, no. 3 (111), pp. 44–49. (In Russian)

Klimov A. A. Identifikatsiia s organizatsiei i rabochei gruppoi kak faktor ekstrarolevogo povedeniia rabotnika. Diss. … dokt. psikhol. nauk [Organizational and workgroup identification as a factor of extra-role employee behavior. Thesis of PhD]. Moscow, 2015. 159 p. (In Russian)

Sotsiologiia truda. Teoretiko-prikladnoi tolkovyi slovar’ [Sociology of labour: Theoretical and practical dictionary]. Ed. by V. A. Jadov. St. Petersburg, Nauka Publ., 2006. 426 p. (In Russian).

Organ D. W. Organizational citizenship behavior: The Good Soldier Syndrome. Lexington, Lexington Books, 1988. 160 p.

Williams L. J., Anderson S. E. Job Satisfaction and Organizational Commitment as Predictors of Organizational Citizenship and In-Role Behaviors. Journal of Management, 1991, vol. 17, no. 3, pp. 601–617.

MacKenzie S. B., Podsakoff P. M., Podsakoff N. P. Challenge-oriented organizational citizenship behaviors and organizational effectiveness: Do challenge-oriented behaviors really have an impact on the organization’s bottom line? Personnel Psychology, 2011, vol. 64, no. 3, pp. 559–592.

Balabanova E. S., Efendiev A. G. «Golos» rabotnika v rossiiskikh biznes-organizatsiiakh: kontseptualizatsiia i rezul’taty empiricheskogo analiza [The Voice of Employees in Russian Business Organizations: Conceptualization and Empirical Analysis]. Mir Rossii: Sotsiologiia, etnologiia, 2015, vol. 24, no. 3, pp. 61–87. (In Russian).

Gulevich O. A. Grazhdanskoe povedenie v organizatsii: usloviia i posledstviia [Organizational citizenship behavior: conditions and consequences]. Organizatsionnaia psikhologiia, 2013, vol. 3, no. 3, pp. 78–96. (In Russian)

Bowling N. A., Burns G. N., Beehr T. A. Productive and counterproductive attendance behavior: an examination of early and late arrival to and departure from work. Human Performance, 2010, vol. 23, no. 4, pp. 305–322.

Tse H. M., Chiu W. C. Transformational leadership and job performance: A social identity perspective. Journal of business research, 2014, vol. 67, no. 1, pp. 2827–2835.

Jensen J. M., Raver J. L. When self-management and surveillance collide: consequences for employees› organizational citizenship and counterproductive work behavior. Group & Organization Management, 2012, vol. 37, no. 3, pp. 308–346.

Chan S. H. J., Lai H. Y. I. Understanding the link between communication satisfaction, perceived justice and organizational citizenship behavior. Journal of business research, 2017, vol. 70, no. 1, pp. 214–223.

Bolino M. C., Klotz A. C., Turnley W. H., Harvey J. Exploring the dark side of organizational citizenship behavior. Journal of Organizational Behavior, 2013, vol. 34, no. 4, pp. 542–559.

Bergeron D. M., Shipp A. J., Rosen B. Organizational Citizenship Behavior and Career Outcomes: The Cost of Being a Good Citizen. Journal of Management, 2013, vol. 39, no. 4, pp. 958–984.

Podsakoff P. M., MacKenzie S. B., Moorman R. H., Fetter R. Transformational leader behaviors and their effects on followers’ trust in leader, satisfaction, and organizational citizenship behaviors. Leadership Quarterly, 1990, vol. 1, pp. 107–142.

Jepsen D. M., Rodwell J. J. Justice in the workplace: the centrality of social versus judgmental predictors of performance varies by gender. The International Journal of Human Resource Management, 2009, vol. 20, no. 10, pp. 2066–2083.

Goldberg R. L. The Development of Markers for the Big-Five Factor Structure. Psychological Assessment, 1992, vol. 4, no. 1, pp. 26–42.

Bass B. M., Avolio B. J. Full range leadership development — Manual for the multifactor leadership questionnaire. Redwood City, CA, Mind Garden Publ., 1997. 170 p.

Adizes I. K. Upravlenie zhiznennym tsiklom korporatsii [Managing corporate lifecycles]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. 384 p. (In Russian)

Efendiev A. G., Balabanova E. S. Sotsial’naia organizatsiia rossiiskogo biznesa: teoretikometodologicheskie podkhody i ikh realizatsiia v empiricheskom issledovanii [The social organization of Russian business: Theoretical and methodological approaches and their realization in the empirical study]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2012, no. 5, pp. 58–69. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2017

Как цитировать

Балабанова, Е. С., Баранова, Д. А., & Деминская, В. Э. (2017). НАДРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА: ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 10(2), 185–200. https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu12.2017.204

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)