Опыт качественного исследования деинституциализации института журналистики
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.304Аннотация
В статье описан опыт проведения качественного социологического исследования некоторых аспектов феномена деинституциализации российской журналистики, то есть демонополизации, деконструкции и децентрации институционального порядка. В отличие от ряда смежных формальных терминов (например, новые альтернативные медиа) деинституциализация журналистики содержательно указывает на весь комплекс объективных и субъективных контринституциональных тенденций в социальном институте журналистики. Деинституциализация журналистики имеет два измерения: внешнее и внутреннее. Внешняя деинституциализация — возникновение под влиянием современных коммуникативных технологий так называемой креативной аудитории, значительная часть которой сама производит и распространяет общественно значимый контент, что создает ситуацию «парадигмы хаоса» в коммуникациях. Это десакрализирует экспертное (профессиональное) журналистское знание и позволяет заниматься им широкому кругу «любителей». Внутренняя деинституциализация — это личный (скрытый или открытый) протест профессионального журналиста против институционального принуждения журналистской организации, специфическая форма
профессиональной этики, желание следовать профессиональной миссии и руководствоваться
существом журналистского дела, даже если они идут вразрез с доминирующей институциональной логикой. В статье приводятся результаты глубинного интервью с экспертной и не экспертной группами респондентов. Автор отвечает на несколько исследовательских вопросов, среди которых: имеет ли место процесс деинституциализации журналистики? В чем он выражается? Какие тенденции в современной журналистике выделяют представители журналистской сферы (профессиональные журналисты и блогеры) и потребители информации? Также поднимается вопрос доверия к современным источникам массовой информации и делается вывод относительно того, что в профессиональной среде и среде потребителей информации имеют место признаки тотального недоверия медиаресурсам. Библиогр. 19 назв.
Ключевые слова:
институты, деинституциализация, журналистика, доверие, СМИ, интервью
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.