Опыт качественного исследования деинституциализации института журналистики

Авторы

  • Зинаида Олеговна Серебрякова Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева, Российская Федерация, 443086, Самара, Московское шоссе, 34

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.304

Аннотация

В статье описан опыт проведения качественного социологического исследования некоторых аспектов феномена деинституциализации российской журналистики, то есть демонополизации, деконструкции и децентрации институционального порядка. В отличие от ряда смежных формальных терминов (например, новые альтернативные медиа) деинституциализация журналистики содержательно указывает на весь комплекс объективных и субъективных контринституциональных тенденций в социальном институте журналистики. Деинституциализация журналистики имеет два измерения: внешнее и внутреннее. Внешняя деинституциализация — возникновение под влиянием современных коммуникативных технологий так называемой креативной аудитории, значительная часть которой сама производит и распространяет общественно значимый контент, что создает ситуацию «парадигмы хаоса» в коммуникациях. Это десакрализирует экспертное (профессиональное) журналистское знание и позволяет заниматься им широкому кругу «любителей». Внутренняя деинституциализация — это личный (скрытый или открытый) протест профессионального журналиста против институционального принуждения журналистской организации, специфическая форма
профессиональной этики, желание следовать профессиональной миссии и руководствоваться
существом журналистского дела, даже если они идут вразрез с доминирующей институциональной логикой. В статье приводятся результаты глубинного интервью с экспертной и не экспертной группами респондентов. Автор отвечает на несколько исследовательских вопросов, среди которых: имеет ли место процесс деинституциализации журналистики? В чем он выражается? Какие тенденции в современной журналистике выделяют представители журналистской сферы (профессиональные журналисты и блогеры) и потребители информации? Также поднимается вопрос доверия к современным источникам массовой информации и делается вывод относительно того, что в профессиональной среде и среде потребителей информации имеют место признаки тотального недоверия медиаресурсам. Библиогр. 19 назв.

Ключевые слова:

институты, деинституциализация, журналистика, доверие, СМИ, интервью

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Фомичева И. Д. СМИ среди средств социальной коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 1. С. 60–72.

Виноградский В. С. Публицистический диалог — надежный ресурс публичности и эффективности современных средств массовой информации // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4, № 2. С. 183–193.

Зиновьев И. В. Журналистика в информационном обществе: технологические итоги и творческие перспективы // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. № 1 (98). С. 14–20.

Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М.: Аспект-пресс, 2010. 200 с.

Waisbord S. Watchdog journalism in South America: News, accountability, and democracy. New York: Columbia University Press, 2000. 282 p.

Christen C. T., Gunther A. C. The influence of mass media and other culprits on the projection of personal opinion // Communication Research. 2003. Vol. 30 (4). P. 414–431.

Quinn S. Convergent Journalism: The Fundamentals of Multimedia Reporting. New York: Peter Lang, 2005. 256 p.

Pavlic J. V. New Media Journalism // 21st Century Communication. A Reference Handbook. Vol. 1&2 / ed. by W. F. Eadie. New York: Columbia University Press, 2009. P. 643–651.

Watson J. Media communication: An introduction to theory and process. London: Palgrave Macmillan, 2008. 328 p.

Серебрякова З. О. О понятии деинституциализации журналистики. Журналистика и теория медиа // Коммуникология. 2016. Т. 4, № 1. С. 151–159.

Дернер К. Хороший врач: учебник основной позиции врача / пер. И. Я. Сапожниковой и Э. Л. Гушанского, под ред. М. В. Козырева. М.: Алетейя, 2006. 544 с.

Лехциер В. Л. «Простой смертный» или «Человек с улицы» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Философия. Филология. 2010. № 2. С. 101–108.

Atton Ch., Hamilton J. F. Alternative journalism. London: Sage, 2008. 192 p.

Mansell R. Collective action, institutionalism, and the internet // Journal of Economic Issues. 2006. Vol. 40 (2). P. 297–305.

Kuznetsov S., Paulos E. Rise of the Expert Amateur: DIY Projects, Communities, and Cultures // Proceedings of the 6th Nordic Conference on Human-Computer Interaction: Extending Boundaries. New York: ACM. 2010, P. 295–304.

Соколова Н. В. Популярная культура Web 2.0: к картографии современного медиаландшафта: монография. Самара: Самар. ун-т, 2009. 204 с.

Citizen journalism: Global perspectives / eds S. Allan, E. Thorsen. New York: Peter Lang Publishing, Inc., 2009. 277 p.

Кастельс М. Власть коммуникации / пер. Н. М. Тылевич, под ред. А. И. Черных. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. 564 с.

McNair B. Cultural Chaos: journalism, news and power in a globalised world. London: Routledge, 2006. 248 p.


References

Fomicheva I. D. SMI sredi sredstv sotsial’noi kommunikatsii [Media among the means of social communication]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10: Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series 10: Journalism], 2012, no. 1, pp. 60–72. (In Russian)

Vinogradskii V. S. Publitsisticheskii dialog — nadezhnyi resurs publichnosti i effektivnosti sovremennykh sredstv massovoi informatsii [Journalistic dialogue — a reliable resource of publicity and efficiency of modern media]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Theory and practice of journalism], 2015, vol. 4, no. 2, pp. 183–193. (In Russian)

Zinov’ev I. V. Zhurnalistika v informatsionnom obshchestve: tekhnologicheskie itogi i tvorcheskie perspektivy [Journalism in the information society: the results of the technological and creative perspectives]. Izvestiia Ural’skogo federal’nogo universiteta. Ser. 1: Problemy obrazovaniia, nauki i kul’tury [Journal of Siberian Federal University. Series 1: Problems of education, science and culture], 2012, no. 1 (98), pp. 14–20.(In Russian)

Zhurnalistika i konvergentsiia: pochemu i kak traditsionnye SMI prevrashchaiutsia v mul’timediinye[Journalism and convergence: why and how traditional media become in multimedia]. Ed. by A. G. Kachkaeva. Moscow, Aspekt-press, 2010. 200 p. (In Russian)

Waisbord S. Watchdog journalism in South America: News, accountability, and democracy. New York, Columbia University Press, 2000. 282 p.

Christen C. T., Gunther A. C. The influence of mass media and other culprits on the projection of personal opinion. Communication Research, 2003, vol. 30 (4), pp. 414–431.

Quinn S. Convergent Journalism: The Fundamentals of Multimedia Reporting. New York, Peter Lang Publ., 2005. 256 p.

Pavlic J. V. New Media Journalism. 21st Century Communication. A Reference Handbook. Vol. 1&2. Ed. by W. F. Eadie. New York, Columbia University Press, 2009, pp. 643–651.

Watson J. Media communication: An introduction to theory and process. London, Palgrave Macmillan Publ., 2008. 328 p.

Serebriakova Z. O. O poniatii deinstitutsializatsii zhurnalistiki. Zhurnalistika i teoriia media [On the concept of journalism deinstitutionalization. Journalism and media theory]. Kommunikologiia [Communicology], 2016, vol. 4, no. 1, pp. 151–159. (In Russian)

Derner K. Khoroshii vrach: uchebnik osnovnoi pozitsii vracha [Good doctor. Tutorial basic positions of the doctor]. Transl. by I. Ia. Sapozhnikova and E. L. Gushanskogii, ed. by M. V. Kozyrev. Moscow, Aleteia Publ., 2006. 544 p. (In Russian)

Lekhtsier V. L. «Prostoi smertnyi» ili «Chelovek s ulitsy» [«Mere mortal» or «Man on the street»]. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Ser.: Filosofiia. Filologiia [Vestnik of Samara humanitarian Academy. Series: Philosophy. Philology], 2010, no. 2, pp. 101–108. (In Russian)

Atton Ch., Hamilton J. F. Alternative journalism. London, Sage Publ., 2008. 192 p.

Mansell R. Collective action, institutionalism, and the internet. Journal of Economic Issues, 2006, vol. 40 (2), pp. 297–305.

Kuznetsov S., Paulos E. Rise of the Expert Amateur: DIY Projects, Communities, and Cultures. Proceedings of the 6th Nordic Conference on Human-Computer Interaction: Extending Boundaries. New York, ACM Publ., 2010, pp. 295–304.

Sokolova N. V. Populiarnaia kul’tura Web 2.0: k kartografii sovremennogo medialandshafta: monografiia[Popular culture Web 2.0: mapping modern media landscape: monograph]. Samara, Samara University, 2009. 204 p. (In Russian)

Citizen journalism: Global perspectives. Eds S. Allan, E. Thorsen. New York, Peter Lang Publishing, Inc., 2009. 277 p.

Kastel’s M. Vlast’ kommunikatsii [Power of communication]. Transl. by N. M. Tylevich, ed. by A. I. Chernykh. Moscow, Izdatel’skii dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2016. 564 p. (In Russian)

McNair B. Cultural Chaos: journalism, news and power in a globalised world. London, Routledge, 2006. 248 p.

Загрузки

Опубликован

20.02.2017

Как цитировать

Серебрякова, З. О. (2017). Опыт качественного исследования деинституциализации института журналистики. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (3), 48–59. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.304