Неопределенность в отношении технологии искусственного интеллекта в российском обществе

Авторы

  • Елена Евгеньевна Хабирова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российская Федерация, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.305

Аннотация

Искусственный интеллект (ИИ) уже сегодня затрагивает многие сферы жизни общества. С одной стороны, его часто связывают с рисками антиутопической слежки, тотальной автоматизации рабочих мест и другими опасностями. А с другой стороны, в обсуждениях немалое место занимают представления о том, что ИИ активно стимулирует инновации и действует как мощный инструмент для решения различных социальных проблем. При этом высокий уровень неопределенности в отношении подобных технологий (в результате их новизны, сложности для неподготовленных наблюдателей, так называемого эффекта «черного ящика», и непредсказуемости последствий распространения) делает вопрос о предстоящем для них будущем особенно подверженным определению (фреймированию) со стороны тех или иных влиятельных социальных групп. Рассмотрение вопросов социального конструирования оценок перспективности технологии ИИ объясняется актуальностью показанного в работе конфликта в российских реалиях между настороженностью населения по отдельным вопросам и амбициозным законодательным целеполаганием. На фоне полюсов скептического и, наоборот, прогрессивного настроя не менее интересны позиции профильных ученых/разработчиков и бизнеса, вынужденных балансировать между этими полярностями в отстаивании собственных интересов. Приведенные материалы суммируют результаты ранее проведенных исследований, а также опираются на изучение государственных документов в интересующей нас сфере, чтобы представить общую картину развития
технологии. В качестве теоретической основы анализа в работе использован неоинституциональный социологический подход к исследованию организационных полей и власти на рынках, развитый Нилом Флигстином. По результатам исследования обозначены направления дальнейшего углубления социологического понимания процессов, происходящих в России вокруг разработки и внедрения искусственного интеллекта.

Ключевые слова:

искусственный интеллект, отношение к технологиям, неопределенность, российское общество

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

He J., Baxter S. L., Xu Jie, Xu Jim., Zhou X., Zhang K. The practical implementation of artificial intelligence technologies in medicine // Nature medicine. 2019. Vol. 25 (1). P. 30–36. https://doi.org/10.1038/s41591-018-0307-0.

Кузнецов А. Г. Туманности нейросетей: «черные ящики» технологий и наглядные уроки непрозрачности алгоритмов // Социология власти. 2020. № 2 (32). С. 157–182. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-2-157-182.

Резаев А. В., Стариков В. С., Трегубова Н. Д. Социология в эпоху «искусственной социальности»: поиск новых оснований // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 3–12. https://doi.org/10.31857/S013216250008489-0.

Natale S., Ballatore A. Imagining the thinking machine: Technological myths and the rise of artificial intelligence // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies. 2017. Vol. 26 (1). P. 3–18. https://doi.org/10.1177/1354856517715164.

Chuan C.-H., Tsai W.-H., Cho S. Y. Framing artificial intelligence in American newspapers // AIES conference, 2019. URL: https://dl.acm.org/doi/10.1145/3306618.3314285 (дата обращения: 30.07.2021).

Fast E., Horvitz E. Long-term trends in the public perception of artificial intelligence // Proceedings of the Thirty-First AAAI Conference on Artificial Intelligence, 2016. URL: https://dl.acm.org/doi/10.5555/3298239.3298381 (дата обращения: 30.07.2021).

Elish M. C., Boyd D. Situating methods in the magic of big data and AI // Communication Monographs. 2018. Vol. 85. P. 57–80. https://doi.org/10.1080/03637751.2017.1375130.

Bory P. Deep new: The shifting narratives of artificial intelligence from Deep Blue to AlphaGo // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies. 2019. Vol. 25 (4). P. 627–642. https://doi.org/10.1177/1354856519829679.

Laï M. C., Brian M., Mamzer M. F. Perceptions of artificial intelligence in healthcare: Findings from a qualitative survey study among actors in France // Journal of Translational Medicine. 2020. Vol. 18 (1). P. 1–13. https://doi.org/10.1186/s12967-019-02204-y.

Лукьянова Е. Д. Создание искусственного интеллекта: современные достижения и отложенные риски // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 1 (25). https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6275.

Игнатьев В. И. И грядет «другой» актор… Становление техносубъекта в контексте движения к технологической сингулярности // Социология науки и технологий. 2019. № 1 (10). https://doi.org/10.24411/2079-0910-2019-10005.

Brennen J. S., Howard P. N., Nielsen R. K. An Industry-Led Debate: How UK Media Cover Artificial Intelligence. Reuters Institute for the Study of Journalism. 2018. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/industry-led-debate-how-uk-media-cover-artificial-intelligence (дата обращения: 30.07.2021).

Boyd D., Crawford K. Critical questions for big data // Information, Communication & Society. 2012. Vol. 15. P. 662–679. https://doi.org/10.1080/1369118X.2012.678878.

Caruso L. Digital innovation and the fourth industrial revolution: epochal social changes? // AI & Society. 2018. Vol. 33. P. 379–392. https://doi.org/10.1007/s00146-017-0736-1.

Horowitz M. C. Artificial Intelligence, International Competition, and the Balance of Power // Texas National Security Review. 2018. Vol. 1 (3). P. 37–57. https://doi.org/10.15781/T2639KP49.

Makridakis S. The forthcoming Artificial Intelligence (AI) revolution: Its impact on society and firms // Futures. 2017. Vol. 90. P. 46–60. https://doi.org/10.1016/j.futures.2017.03.006.

Carbonell J., Sánchez-Esguevillas A., Carro B. The role of metaphors in the development of technologies. The case of artificial intelligence // Futures. 2016. Vol. 84. P. 145–153. https://doi.org/10.1016/j.futures.2016.03.019.

Meyer U. The emergence of an envisioned future. Sensemaking in the case of “Industrie 4.0” in Germany // Futures. 2019. Vol. 109. P. 130–141. https://doi.org/10.1016/j.futures.2019.03.001.

Kazun A. D. Agenda-Setting in Russian Media // International Journal of Communication. 2020. Vol. 14. P. 4739–4759.

Kazun A. D., Semykina K. Presidential Elections 2018: The Struggle of Putin and Navalny for a Media Agenda // Problems of Post-Communism. 2020. Vol. 67 (6). P. 455–466. https://doi.org/10.1080/10758216.2019.1685893.

Jasanoff S., Kim S.-H. Dreamscapes of modernity: Sociotechnical imaginaries and the fabrication of power. Chicago, London: The University of Chicago Press, 2015.

Флигстин Н. Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам // Экономическая социология. 2003. № 4 (1). С. 45–61.

Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013.

Fligstein N., McAdam D. Toward a general theory of strategic action fields // Sociological theory. 2011. Vol. 29 (1). P. 1–26. https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2010.01385.x.

Pickersgill M. Epistemic modesty, ostentatiousness and the uncertainties of epigenetics: On the knowledge machinery of (social) science // The Sociological Review. 2016. Vol. 64. P. 186–202. https://doi.org/10.1111/2059-7932.12020.


References

He J., Baxter S. L., Xu Jie, Xu Jim., Zhou X., Zhang K. The practical implementation of artificial intelligence technologies in medicine. Nature medicine, 2019, vol. 25, no. 1, pp. 30–36. https://doi.org/10.1038/s41591-018-0307-0.

Kuznetsov A. G. Nebulae of neural networks: “black boxes” of technologies and demonstrative lessons of the opacity of algorithms. Sotsiologiia vlasti, 2020, vol. 2, no. 32, pp. 157–182. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-2-157-182. (In Russian)

Rezaev A. V., Starikov V. S., Tregubova N. D. Sociology in the era of “artificial sociality”: the search for new foundations. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2020, vol. 2, pp. 3–12. https://doi.org/10.31857/S013216250008489-0. (In Russian)

Natale S., Ballatore A. Imagining the thinking machine: Technological myths and the rise of artificial intelligence. Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, 2017, vol. 26, no. 1, pp. 3–18. https://doi.org/10.1177/1354856517715164.

Chuan C.-H., Tsai W.-H., Cho S. Y. Framing artificial intelligence in American newspapers. In: AIES conference. 2019. Available at: https://dl.acm.org/doi/10.1145/3306618.3314285 (accessed: 30.07.2021).

Fast E., Horvitz E. Long-term trends in the public perception of artificial intelligence. In: Proceedings of the Thirty-First AAAI Conference on Artificial Intelligence. 2016. Available at: https://dl.acm.org/doi/10.5555/3298239.3298381 (accessed: 30.07.2021).

Elish M. C., Boyd D. Situating methods in the magic of big data and AI. Communication Monographs, 2018, vol. 85, pp. 57–80. https://doi.org/10.1080/03637751.2017.1375130.

Bory P. Deep new: The shifting narratives of artificial intelligence from Deep Blue to AlphaGo. Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, 2019, vol. 25, no. 4, pp. 627–642. https://doi.org/10.1177/1354856519829679.

Laï M. C., Brian M., Mamzer M. F. Perceptions of artificial intelligence in healthcare: Findings from a qualitative survey study among actors in France. Journal of Translational Medicine, 2020, vol. 18, no. 1, pp. 1–13. https://doi.org/10.1186/s12967-019-02204-y.

Luk’ianova E. D. Artificial Intelligence Creation: Current Achievements and Delayed Risks. Sotsiologicheskaia nauka i sotsial’naia praktika, 2019, vol. 1, no. 25. https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6275. (In Russian)

Ignat’ev V. I. And the “other” actor is coming … Formation of a technoactor in the context of the movement towards a technological singularity. Sotsiologiia nauki i tekhnologii, 2019, vol. 1, no. 10. https://doi.org/10.24411/2079-0910-2019-10005. (In Russian)

Brennen J. S., Howard P. N., Nielsen R. K. An Industry-Led Debate: How UK Media Cover Artificial Intelligence. Reuters Institute for the Study of Journalism. 2018. Available at: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/industry-led-debate-how-uk-media-cover-artificial-intelligence (accessed: 30.07.2021).

Boyd D., Crawford K. Critical questions for big data. Information, Communication & Society, 2012, vol. 15, pp. 662–679. https://doi.org/10.1080/1369118X.2012.678878.

Caruso L. Digital innovation and the fourth industrial revolution: epochal social changes? AI. Society, 2018, vol. 33, pp. 379–392. https://doi.org/10.1007/s00146-017-0736-1.

Horowitz M. C. Artificial Intelligence, International Competition, and the Balance of Power. Texas National Security Review, 2018, vol. 1, no. 3, pp. 37–57. https://doi.org/10.15781/T2639KP49.

Makridakis S. The forthcoming Artificial Intelligence (AI) revolution: Its impact on society and firms. Futures, 2017, vol. 90, pp. 46–60. https://doi.org/10.1016/j.futures.2017.03.006.

Carbonell J., Sánchez-Esguevillas A., Carro B. The role of metaphors in the development of technologies. The case of artificial intelligence. Futures, 2016, vol. 84, pp. 145–153. https://doi.org/10.1016/j.futures.2016.03.019.

Meyer U. The emergence of an envisioned future. Sensemaking in the case of “Industrie 4.0” in Germany. Futures, 2019, vol. 109, pp. 130–141. https://doi.org/10.1016/j.futures.2019.03.001.

Kazun A. D. Agenda-Setting in Russian Media. International Journal of Communication, 2020, vol. 14, pp. 4739–4759.

Kazun A. D., Semykina K. Presidential Elections 2018: The Struggle of Putin and Navalny for a Media Agenda. Problems of Post-Communism, 2020, vol. 67, no. 6, pp. 455–466. https://doi.org/10.1080/10758216.2019.1685893.

Jasanoff S., Kim S.-H. Dreamscapes of modernity: Sociotechnical imaginaries and the fabrication of power. Chicago, London: The University of Chicago Press, 2015.

Fligstein N. Markets as Politics: A Political-Cultural Approach to Market Institutions. Ekonomicheskaia sotsiologiia, 2003, vol. 4, no. 1, pp. 45–61. (In Russian)

Fligstein N. The Architecture of Markets: An Economic Sociology of 21st-Century Capitalist Societies. Rus. Ed. Moscow: HSE Publ., 2013. (In Russian)

Fligstein N., McAdam D. Toward a general theory of strategic action fields. Sociological theory, 2011, vol. 29, no. 1, pp. 1–26. https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2010.01385.x.

Pickersgill M. Epistemic modesty, ostentatiousness and the uncertainties of epigenetics: On the knowledge machinery of (social) science. The Sociological Review, 2016, vol. 64, pp. 186–202. https://doi.org/10.1111/2059-7932.12020.

Загрузки

Опубликован

29.01.2022

Как цитировать

Хабирова, Е. Е. . (2022). Неопределенность в отношении технологии искусственного интеллекта в российском обществе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 14(3), 262–275. https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.305

Выпуск

Раздел

Социология знаний, науки и инноваций