Восприятие справедливости оплаты труда научно-педагогическими работниками
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.401Аннотация
Справедливость определяется как соблюдение пропорционального соответствия между заслугами человека и вознаграждением его труда. Рассматривается социально-трудовая справедливость, проявляющаяся в том числе в субъективной оценке соотношения уровня заработной платы и физических и/или интеллектуальных усилий работников. Статья направлена на определение субъективной оценки справедливости оплаты труда научно-педагогических работников. Осуществлено эмпирическое исследование с применением метода полуформализованного экспертного интервью с 86 научно-педагогическими работниками российских университетов (участники программы «5-100»). Серия экспертных интервью проведена в 2019–2020 гг. В ходе анализа автор опирался на материальные и нематериальные факторы субъективного восприятия справедливости оплаты труда. Результаты показывают, что половина информантов считают справедливым соотношение оплаты труда и затраченных усилий. Они называют свою работу достаточно энергоемкой. Оплата труда научно-педагогических работников складывается из оплаты образовательной и научно-исследовательской деятельности. Вторая часть не гарантирована и обычно превышает доход от образовательной деятельности. На признание оплаты труда справедливой влияет система стимулирования научно-исследовательской работы в вузе. Несправедливая оплата труда провоцирует отток конкурентоспособных кадров в реальный сектор экономики или академическую сферу других стран. Для молодых сотрудников (до 30 лет) и работников, не имеющих ученой степени, характерно восприятие уровня оплаты труда как несправедливого. Это вызвано высокой аудиторной нагрузкой и вовлечением в научные проекты на вспомогательных ролях. Помимо материальных факторов на субъективное восприятие
справедливости влияют нематериальные факторы (свободный график, комфортные условия труда, поддержка руководства, заинтересованность работой, вовлеченность в научные исследования и самореализация). Нематериальные факторы способствуют закреплению научно-педагогического работника в академической сфере. Субъективно воспринимаемая справедливость тем выше, чем более прозрачна система оценки и оплаты труда и доверие сотрудников к работодателю. Восприятие справедливости оплаты труда весьма неустойчиво, поэтому его замер необходимо производить регулярно для предотвращения нарастания недовольства коллектива.
Ключевые слова:
справедливость, субъективное восприятие справедливости, справедливость оплаты труда, научно-педагогический работник, высшее образование, высшее учебное заведение
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.