ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПОНИМАНИЯ СИТУАЦИЙ НА ПРОЦЕСС ИХ ЗАПОМИНАНИЯ

Авторы

  • Ксения Владимировна Линкевич Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Статья посвящена разработке экспериментального подхода к исследованию понимания ситуаций. Обосновывается необходимость поиска объективного метода изучения феномена понимания наравне с описательными методами. Представлены результаты исследования, цель которого — выявление «эффекта понимания», т. е. изменения результатов работы психических процессов, протекающих одновременно с процессом понимания. В качестве стимульного материала были выбраны пиктограммы с изображением людей, находящихся в различных ситуациях. В исследовании приняли участие 32 человека в возрасте от 17 до 43 лет. Основным результатом было выявление процесса понимания ситуаций как решения задачи на обнаружение действий, совершаемых участниками ситуации. Библиогр. 19 назв. Табл. 1.

Ключевые слова:

феномен понимания, рисованные ситуации, экспериментальный метод, понимание ситуаций

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Линкевич К. В., Гришина Н. В. Проблема понимания ситуаций как продукт процессов глобализации // Динамические процессы в современном социокультурном пространстве России: гуманитарные и технологические аспекты глобализации и модернизации. Сб. материалов заочной научно-практической конференции с международным участием. г. Волжский, 1 декабря 2013 — 15 января 2014. Волжский: Издательство филиала МЭИ в г. Волжском, 2014. С. 4–9.

Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2005. 448 с.

Ришар Ж.-Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений / сокр. пер. с фр. Т. А. Ребеко. М.: Институт психологии РАН, 1998. 232 с.

Guilford J. P. Basic conceptual problems of the psychology of thinking // Proceedings of the New York Academy of Science. 1960. Vol. 91. P. 6–12.

Perkins D. N. What Is Understanding? // Teaching for Understanding: Linking Research with Practice / ed. by M. S. Wiske. San Francisco: Jossey-Bass, 1998. P. 39–58.

Rapp D. N., Kendeou P. Revising What Readers Know: Updating Text Representations During Narrative Comprehension // Memory and Cognition. 2007. Vol. 35. Issue 8. P. 2019–2032.

Гришина Н. В., Погребицкая В. Е., Абдульманова Д. М., Аллахвердов М. В. Психология ситуаций: теория и исследования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. 340 с.

Бурлачук Л. Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 1. С. 5–17.

Mischel W. From Personality and Assessment (1968) to Personality Science // Journal of Research in Personality. 2009. Vol. 43, N 2. P. 282–290.

Агафонов А. Ю. Квалиа: субъективная очевидность как объективная необходимость. URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/news/consc/thesises.pdf (дата обращения: 13.06.2015).

Щербакова О. В. Особенности феноменологического подхода к изучению когнитивной реальности. URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/news/consc/thesises.pdf (дата обращения: 13.06.2015).

Линкевич К. В., Каташев А. В. Феноменологическое исследование видов понимания // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. Т. 3, № 6. С. 290–295.

Осорина М. В. К вопросу о качественной и количественной оценке уровней понимания изобразительного текста // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. 2014. Вып. 3. С. 21–36.

Целяева С. И., Осорина М. В. Использование информационных знаков для изучения процессов понимания социальных ситуаций // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. 2014. Вып. 1. С. 6–20.

Линкевич К. В., Гришина Н. В. Понимание ситуаций межличностного взаимодействия студентами разных специальностей // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А. В. Шаболтас. СПб.: Изд-во C.-Петерб. ун-та, 2013. С. 148–154.

Аллахвердов В. М. Проблема сознания в когнитивистском одеянии // Модернизм в психологии. Материалы Всероссийской конференции. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004. С. 11–26.

Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного / В. М. Аллахвердов, А. Ю. Агафонов, Е. А. Вишнякова, В. Л. Волохонский, Е. Ю. Воскресенская, В. А. Гершкович, М. В. Иванов, Е. Н. Иванова, Н. А. Иванова, В. Ю. Карпинская, М. Б. Кувалдина, Я. А. Ледовая, Н. В. Морошкина, О. В. Науменко, С. Ф. Сергеев, М. Г. Филиппова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 243–255.

Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума: избранные статьи по антропологии / пер. с англ. и предисл. Д. Я. Федотова. 2-е изд., испр. М.: КомКнига, 2005. 232 с.

Общая психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся. М.: Академия, 2006. Т. 3. 320 с.


References

Linkevich K. V., Grishina N. V. [Problem of understanding of the situation as a product of globalization]. Dinamicheskie protsessy v sovremennom sotsiokul’turnom prostranstve Rossii: gumanitarnye i tekhnologicheskie aspekty globalizatsii i modernizatsii. Sb. materialov zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. g. Volzhskii, 1 dekabria 2013 — 15 ianvaria 2014 [Dynamic processes in the contemporary socio-cultural space of Russia: the humanitarian and technological aspects of globalization and modernization. Collected materials correspondence scientific-practical conference with international participation. Volzhsky, December 1, 2013 — January 15, 2014], Volzhsky, Publisher branch of MEI in Volzhsky, 2014, pp. 4–9. (In Russian)

Znakov V. V. Psikhologiia ponimaniia: Problemy i perspektivy [Psychology of understanding: Problems and Prospects]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2005. 448 p. (In Russian)

Richard J. F. Mental activity. Understanding, reasoning, finding solutions (Russ. per.: T. A. Rebecko. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 1998. 232 p.).

Guilford J. P. Basic conceptual problems of the psychology of thinking. Proceedings of the New York Academy of Science, 1960, vol. 91, pp. 6–12.

Perkins D. N. What Is Understanding? Teaching for Understanding: Linking Research with Practice. Ed. by M. S. Wiske. San Francisco, Jossey-Bass, 1998, pp. 39–58.

Rapp D. N., Kendeou P. Revising What Readers Know: Updating Text Representations During Narrative Comprehension. Memory and Cognition, 2007, vol. 35, issue 8, pp. 2019–2032.

Psikhologiia situatsii: teoriia i issledovaniia [Psychology of situations: theory and research]. Ed. by N. V. Grishina et al. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2011. 340 p. (In Russian)

Burlachuk L. F., Mikhailova N. B. K psikhologicheskoi teorii situatsii [To the psychological theory of situation]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 2002, vol. 23, no. 1, pp. 5–17. (In Russian)

Mischel W. From Personality and Assessment (1968) to Personality Science. Journal of Research in Personality, 2009, vol. 43, no. 2, pp. 282–290.

Agafonov A. Yu. Kvalia: sub”ektivnaia ochevidnost’ kak ob”ektivnaia neobkhodimost’ [Qualia: subjective evidence as objective need]. Available at http://philosophy.spbu.ru/userfiles/news/consc/thesises.pdf (accessed: 13.06.2015). (In Russian)

Shcherbakova O. V. Osobennosti fenomenologicheskogo podkhoda k izucheniiu kognitivnoi real’nosti [Features of the phenomenological approach to the study of cognitive reality]. Available at http://philosophy.spbu.ru/userfiles/news/consc/thesises.pdf (accessed: 13.06.2015). (In Russian)

Linkevich K. V, Katashov A. V. Fenomenologicheskoe issledovanie vidov ponimaniia [Phenomenological study of types of understanding]. Evropeiskii zhurnal sotsial’nykh nauk [European Social Science Journal], 2014, no. 6, vol. 3, pp. 290–295. (In Russian)

Osorina M. V. K voprosu o kachestvennoi i kolichestvennoi otsenke urovnei ponimaniia izobrazitel’nogo teksta [On the question of the qualitative and quantitative evaluation of the levels of understanding of the fine text]. Vestn. St. Peterb. un-ta. Ser. 16 [Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 16], 2014, issue 3, pp. 21–36. (In Russian)

Tselyaeva S. I., Osorina M. V. Ispol’zovanie informatsionnykh znakov dlia izucheniia protsessov ponimaniia sotsial’nykh situatsii [The use of information signs for the study of the understanding of social situations]. Vestn. St. Peterb. un-ta. Ser. 16 [Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 16], 2014, issue 1, pp. 6–20. (In Russian)

Linkevich K. V, Grishina N. V. Ponimanie situatsii mezhlichnostnogo vzaimodeistviia studentami raznykh spetsial’nostei [Understanding of the situation of interpersonal interaction by the students of different specialties]. Nauchnye issledovaniia vypusknikov fakul’teta psikhologii SPbGU [Research psychology graduates SPbSU]. Ed. by A. V. Shaboltas. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2013. рр. 148–154. (In Russian)

Allakhverdov V. M. [The problem of consciousness in the cognitivist habit]. Modernizm v psikhologii. Materialy Vserossiiskoi konferentsii [Modernism in psychology. Proceedings of the conference]. Novosibirsk, NSU Publ., 2004, рp. 11–26. (In Russian)

Eksperimental’naia psikhologiia poznaniia: kognitivnaia logika soznatel’nogo i bessoznatel’nogo [Experimental Psychology of cognition: cognitive logic of the conscious and unconscious]. Eds. V. M. Allakhverdov et al. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2006, pp. 243–255. (In Russian)

Bateson G. Steps towards ecology of mind: selected articles on anthropology (Russ.: translated from English and foreword by D. Ya. Fedotov. 2nd ed. Moscow, KomKniga, 2005. 232 p.).

Obshchaia psikhologiia: uchebnik dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii: v 7 t. [General Psychology in 7 Volumes: textbook for students. Executive. Proc. institutions]. Ed. by B. S. Bratus. Moscow, Th e Academy Publ., 2006. 320 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.11.2015

Как цитировать

Линкевич, К. В. (2015). ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПОНИМАНИЯ СИТУАЦИЙ НА ПРОЦЕСС ИХ ЗАПОМИНАНИЯ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (3), 18–26. извлечено от https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/1388

Выпуск

Раздел

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ