САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Авторы

  • Надежда Филипповна Голованова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Ирина Борисовна Дерманова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье представлена историческая ретроспектива идеи саморазвития человека в педагогике. Подчеркивается включенность саморазвития в современный образовательный процесс. Обращается внимание на противоречивость осмысления в современной психологии категорий «развитие личности», «саморазвитие личности», «личностный рост». Описываются два направления, по-разному представляющих процесс саморазвития личности: саморазвитие как спонтанный процесс стремления к личностному росту и развитию (сформулированное в гуманистической парадигме) и развитие как осознанное и целенаправленное саморегулирование и самоизменение себя (субъектный подход). Утверждается, что саморазвитие не порождается исключительно свободой воли и разума человека и не является только результатом целенаправленного воспитания. Констатируется, что педагогическая практика и психологическая наука должны быть обращены к поиску тех педагогических условий и изучению тех факторов, при которых и тот, и другой подход окажется продуктивным. Решение проблемы саморазвития личности лежит в плоскости интеграции современного психолого-педагогического знания. Библиогр. 24 назв.

Ключевые слова:

образование, воспитание, самовоспитание, саморазвитие, развитие, личностный рост, самосознание

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 653 с.

Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 2., 416 с.

Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 334 с.

Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. 414 с.

Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.

Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т. 6. 528 с.

Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. 399 с.

Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. С. 350–358.

Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987. 401 с.

Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. 304 с.

Прохоров А. В. Педагогическая концепция целостного саморазвития человека. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. 144 с.

Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. 608 с.

Трофимова Ю. В. Два подхода к пониманию саморазвития как психологического феномена. URL: http://izvestia.asu.ru/2010/2-2/psyh/TheNewsOfASU-2010-2-2-psyh-04.pdf (дата обращения: 15.11.2014).

Андреев А. С. Личностный рост: целенаправленность и спонтанность // Психологические проблемы самореализации личности. 2013. Вып. 14. С. 121–130.

Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Прогресс, 1994. 480 с.

Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 108–118.

Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. М.; СПб.: Питер, 2002. 690 с.

Сидоренко Е. В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. 72 с.

Сергиенко Е. А. Эволюция взглядов и революция в когнитивной психологии развития // Прогресс в психологии: критерии и признаки / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Д. Марцинковской, А. В. Юревича. М.: Ин-т психологии РАН , 2009, С. 319–399.

Фризен М. А. Феномен «саморазвития» в проблемном поле современной психологии // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 1 (21). С. 75–85.

Щукина М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. Т. 11, № 2. С. 7–22.

Щукина М. А. Системные характеристики группы понятий «само-» // Психологические проблемы самореализации личности. 2010. Вып. 13. С. 71–81.

Гиль Л. Б., Чеховских К. А. Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования // Педагогика и психология. URL: http://izvestia.asu.ru/2012/2-1/peda/TheNewsOfASU-2012-2-1-peda-02.pdf (дата обращения: 27.12.2014).

Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. 276 с.


References

Rousseau J. J. Pedagogicheskie sochineniia: v 2 t. [Pedagogical works. In 2 Volumes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1981, vol. 1. 653 p. (In Russian)

Pestalozzi I. G. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia: v 2 t. [Selected pedagogical works. In 2 Volumes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1981, vol. 2. 416 p. (In Russian)

Pestalozzi I. G. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia: v 2 t. [Selected pedagogical works. In 2 Volumes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1981, vol. 1. 334 p. (In Russian)

Ushinsky K. D. Pedagogicheskie sochineniia: v 6 t. [Pedagogical works. In 6 Volumes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990, vol. 1. 414 p. (In Russian)

Ushinsky K. D. Pedagogicheskie sochineniia: v 6 t. [Pedagogical works. In 6 Volumes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990, vol. 5. 528 p. (In Russian)

Ushinsky K. D. Pedagogicheskie sochineniia: v 6 t. [Pedagogical works. In 6 Volumes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990, vol. 6. 528 p. (In Russian)

Lesgaft P. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 399 p. (In Russian)

Kapterev P. F. Didakticheskie ocherki. Teoriia obrazovaniia. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Didactic essays. The theory of education. Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1982, pp. 350–358. (In Russian)

Vakhterov V. P. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 401 p. (In Russian)

Blonsky P. P. Zadachi i metody novoi narodnoi shkoly. Izbrannye pedagogicheskie i psikhologicheskie sochineniia: v 2 t. [Objectives and methods of the new elementary school. Selected pedagogical and psychological writings. In 2 volumes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1979, vol. 1. 304 p. (In Russian)

Prokhorov A. V. Pedagogicheskaia kontseptsiia tselostnogo samorazvitiia cheloveka [Pedagogical concept of holistic self-development]. Ryazan, Ryaz. gos. un-t im. S. A. Esenina Publ., 2010. 144 p. (In Russian)

Andreev V. I. Pedagogika: Uchebnyi kurs dlia tvorcheskogo samorazvitiia [Pedagogy: Course for creative self-development]. Kazan, Tsentr innovats. tekhnologii Publ., 2003. 608 p. (In Russian)

Trofimova Y. V. [Two approaches to the understanding of the self as a psychological phenomenon]. Pedagogy and Psychology. Available at: http://izvestia.asu.ru/2010/2-2/psyh/TheNewsOfASU-2010-2-2-psyh-04.pdf (accessed: 11/15/2014). (In Russian)

Andreev A. S. Lichnostnyi rost: tselenapravlennost’ i spontannost’ [Personal growth: purposefulness and spontaneity]. Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti [Psychological problems of self-realization], vol. 14, 2013, pp. 121–130. (In Russian)

Rogers C. Stanovlenie lichnosti. Vzgliad na psikhoterapiiu [On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy]. Moscow, Progress Publ., 1994. 480 p. (In Russian)

Maslow A. Samoaktualizatsiia [Self-actualization]. Psikhologiia lichnosti. Teksty [Personal Psychology. Texts]. Eds. Y. B. Gippenreiter, A. A. Puzyrey. Moscow, MGU Publ., 1982, pp. 108–118. (In Russian)

Frager R., Feydimen D. Teorii lichnosti i lichnostnyi rost [Theories of Personality and personal growth]. Moscow, St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 690 p. (In Russian)

Sidorenko E. V. Psikhodramaticheskii i nedirektivnyi podkhody v gruppovoi rabote s liud’mi [Psychodramatical and non-directive approach in group work with people]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 1992. 72 p. (In Russian)

Sergienko E. A. Evoliutsiia vzgliadov i revoliutsiia v kognitivnoi psikhologii razvitiia [The evolution in attitudes and of a revolution in cognitive developmental psychology]. Progress v psikhologii: kriterii i priznaki [Advances in Psychology: Criteria and signs]. Eds. A. L. Zhuravlev, T. D. Martsinkovskaya, A. V. Yurevich. Moscow, In-t psikhologii RAN Publ., 2009, pp. 319–399. (In Russian)

Friesen M. A. Fenomen «samorazvitiia» v problemnom pole sovremennoi psikhologii [Phenomenon of “Self-development” in problem field of modern psychology]. Vestnik KRAUNTS. Gumanitarnye nauki [Vestnik KRAUNTS. Humanities]. 2013, Issue 1, vol. 21, pp.75–85. (In Russian)

Shchukina M. A. Sub”ektnyi podkhod k samorazvitiiu lichnosti: vozmozhnosti teoreticheskogo ponimaniia i empiricheskogo izucheniia [Subjective approach to self-development of personality: the possibility of a theoretical understanding and empirical study]. Psikhologiia. Zhurnal VShE [Psychology. Journal of Higher School of Economics], 2014, vol. 11, issue 2, pp. 7–22. (In Russian)

Shchukina M. A. Sistemnye kharakteristiki gruppy poniatii “samo-“ [System-defined characteristics of the concepts of “Self ”]. Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti [Psychological problems of selfidentity], 2010, vol. 13, pp. 71–81. (In Russian)

Gil L. B., Chekhovskyh K. A. [The capacity for self-development in the context of humanization of education]. Pedagogika i psikhologiia [Pedagogy and Psychology]. Available at: http://izvestia.asu.ru/2012/2-1/peda/TheNewsOfASU-2012-2-1-peda-02.pdf (accessed: 27.12.2014). (In Russian)

Zuckerman G. A. Psikhologiia samorazvitiia: zadacha dlia podrostkov i ikh pedagogov [The psychology of self-development: a challenge for teenagers and their teachers]. Moscow, Riga, PTs “Eksperiment”, 1997. 276 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.11.2015

Как цитировать

Голованова, Н. Ф., & Дерманова, И. Б. (2015). САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (3), 51–63. извлечено от https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/1391

Выпуск

Раздел

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ