Медиа и аудитории в историко-социологической перспективе
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.307Аннотация
Какую роль в становлении медиа играет аудитория? Какое влияние на медиа оказывают практики потребления? В этой статье раскрывается вопрос взаимосвязи медиа и аудиторий в историко-социологической перспективе. С помощью литературного обзора ключевых работ по истории аудиторий медиа и коммуникаций в этой статье проанализирована роль аудитории в формировании медиа. Приведены основные термины и понятия для понимания аудиторий различных медиа в исторической перспективе. Поскольку исследования медиа являются значимой частью социальных наук, осмысление аудитории как ключевой части медиапроцессов является необходимой частью для анализа медиа, и в том числе их истории. Именно благодаря социологической перспективе мы можем оценить, какое значение для развития медиа имеют слушатели, зрители, читатели. Рассмотрены основные термины, используемые в исследованиях медиа (media studies) и в образовании в сфере медиа (media education) для анализа аудиторий (audience research). Подробно описана концепция треугольника медиа, позволяющего оценить значимость аудитории для их истории. Затем описано взаимодействие между «старыми» и «новыми» медиа для понимания исторических траекторий. Далее проанализировано влияние аудитории на становление различных культурных практик потребления и использования таких медиа, как пресса, фонограф, кинематограф, радиои телевещание, а также цифровые медиа. Ключевые термины, используемые в этой статье, — это воображаемое сообщество, доместикация медиа, предполагаемая аудитория, коллективное и индивидуальное потребление и культура участия. В заключение сделан вывод, что приведенные концепты сосуществуют в нынешней медиасреде и являются результатом развития разных медиа- и коммуникационных средств с XIX в.
Ключевые слова:
аудитории, история медиа, старые и новые медиа, пресса, фонограф, кино, радио и телевещание, цифровые медиа
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.