Медиа и аудитории в историко-социологической перспективе

Авторы

  • Мария Рикитянская Университет Риджентс, Великобритания, NW1 4NS, Лондон, Риджентс-парк, Иннер Сёркл

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.307

Аннотация

Какую роль в становлении медиа играет аудитория? Какое влияние на медиа оказывают практики потребления? В этой статье раскрывается вопрос взаимосвязи медиа и аудиторий в историко-социологической перспективе. С помощью литературного обзора ключевых работ по истории аудиторий медиа и коммуникаций в этой статье проанализирована роль аудитории в формировании медиа. Приведены основные термины и понятия для понимания аудиторий различных медиа в исторической перспективе. Поскольку исследования медиа являются значимой частью социальных наук, осмысление аудитории как ключевой части медиапроцессов является необходимой частью для анализа медиа, и в том числе их истории. Именно благодаря социологической перспективе мы можем оценить, какое значение для развития медиа имеют слушатели, зрители, читатели. Рассмотрены основные термины, используемые в исследованиях медиа (media studies) и в образовании в сфере медиа (media education) для анализа аудиторий (audience research). Подробно описана концепция треугольника медиа, позволяющего оценить значимость аудитории для их истории. Затем описано взаимодействие между «старыми» и  «новыми» медиа для понимания исторических траекторий. Далее проанализировано влияние аудитории на становление различных культурных практик потребления и использования таких медиа, как пресса, фонограф, кинематограф, радиои телевещание, а также цифровые медиа. Ключевые термины, используемые в этой статье, — это воображаемое сообщество, доместикация медиа, предполагаемая аудитория, коллективное и индивидуальное потребление и культура участия. В заключение сделан вывод, что приведенные концепты сосуществуют в нынешней медиасреде и являются результатом развития разных медиа- и коммуникационных средств с XIX в.

Ключевые слова:

аудитории, история медиа, старые и новые медиа, пресса, фонограф, кино, радио и телевещание, цифровые медиа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Livingstone S.Media audiences, interpreters, users // Gillespie M. (ed.). Media Audiences. Maidenhead: Open University Press, 2005. P. 9–50.

Walkosz B., Jolls T., Sund M.Global/Local: Media literacy for the global village // International Media Literacy Research Forum, Inaugural Meeting, Ofcom. London, 2008. P. 1–24 [Электронный ресурс]. URL: http://www.medialit.org/sites/default/files/33_globallocal.pdf (дата обращения: 12.04.2022).

Макеенко М.И., Кугушева А.А.Возможности использования политической экономии коммуникации в российской теории медиа // Медиаскоп. 2019. Вып. 4 [Электронный ресурс]. URL:http://www.mediascope.ru/2574 (дата обращения: 12.06.2022).

Winseck D.R., Pike R.M.Communication and empire. Media markets, power and globalization, 1860–1910 // Global Media and Communication. 2008. Vol. 4, no. 1. P. 7–36.

Balbi G.Old and new media. Theorizing their relationships in media historiography // Kinnebrock S., Schwarzenegger C., Birkner T. (eds). Theorien des Medienwandels. Köln: Herbert von Halem Verlag, 2015. S. 231–249.

Дженкинс Г.Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. М.: Рипол Классик, 2019.

Martin H.-J.The History and Power of Writing. Chicago: University of Chicago Press, 1994.

Андерсон Б.Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016.

Gitelman L.Scripts, Grooves, and Writing Machines: Representing Technology in the Edison Era. Stanford: Stanford University Press, 2000.

Penati C.Il focolare elettronico: Televisione italiana delle origini e culture di visione. Televisione italiana delle origini e culture di visione. Milan: Vita e pensiero, 2013.

Silverstone R., Hirsch E. (eds).Consuming Technologies: Media and information in domestic spaces. London; New York: Routledge, 1992.

Baym N.Personal connections in the digital age. Cambridge: Polity Press, 2010.

Mckernan L.‘Only the screen was silent…’ Memories of children’s cinema-going in London before the First World War // Film Studies. 2016. No. 10. P. 1–20.

Сарна А.Я.Технологии воздействия на аудиторию в современном медиапространстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 2. С. 218–235.

Du Gay P., Hall S., Janes L., Mackay H., Negus K.Doing Cultural Studies: The story of the Sony Walkman. Milton Keynes: Open University; Thousand Oaks: Sage, 1997.

Livingstone S.Audience research at the crossroads: The ‘implied audience’ in media and cultural theory // European Journal of Cultural Studies. 1998. No. 1 (2). Р. 193–217.

Рикитянская М.Как детей учили слушать(ся): становление радиокружков в Советском Союзе // Логос. 2017. Т. 27, № 5. C. 141–162.

Рыбкина Е.Организованное радиолюбительское движение: Общество друзей радио в Ленинграде (1920-е–1930-е гг.) // Радиовещание: прошлое, настоящее, будущее. СПб.: Центральный музей связи имени А.С.Попова, 2013. С. 58–63.

Jenkins H., Clinton K., Purushotma R., Robison A.J., Weigel M.Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. Cambridge; London: MIT Press, 2009.

Гольбрайх В.Б.Социальные медиа в локальных экологических конфликтах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. Вып. 4. С. 368–384.

Гуреева А.Н., Дунас Д.В., Муронец О.В.Социальные медиа и политика: к вопросу о переосмыслении природы политического участия молодежи // Медиаскоп. 2020. Вып. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/2638 (дата обращения: 12.06.2022).

Земнухова Л.Как цифровые технологии трансформируют социальные науки // Этнографическое обозрение. 2020. № 1. С. 23–33.

Vartanova E.The Internet in the structure of the Russian media system // Davydov S. (ed.). Internet in Russia. A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 17–39.

Логунова О.С.Концепции определения и измерения интернет-аудитории // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22, № 2. C. 230–246.

Полуэхтова И.А.Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп. 2016. Вып. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/2199 (дата обращения: 12.04.2022).

Хлевнюк Д. О., Максимова А.С.Родины нашего страха: рецепция фильма Юрия Дудя «Колыма» в социальных сетях // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2021. Т. 13, № 4. С. 28–46.

References

Livingstone S.Media audiences, interpreters, users. In: Gillespie M.(ed.). Media Audiences. Maidenhead, Open University Press, 2005, pp. 9–50.

Walkosz B., Jolls T., Sund M.Global/Local: Media literacy for the global village. International Media Literacy Research Forum, Inaugural Meeting, Ofcom. London, 2008, pp. 1–24. Available at: http://www.medialit.org/sites/default/files/33_globallocal.pdf. (accessed: 12.04.2022).

Makeenko M.I., Kugusheva A.A.Possibilities of using political economy of communication in Russian media theory. Mediascope, 2019, no. 4. Available at: http://www.mediascope.ru/2574 (accessed: 12.06.2022). (In Russian)

Winseck D.R., Pike R.M.Communication and empire. Media markets, power and globalization, 1860–1910. Global Media and Communication, 2008, vol. 4, no. 1, pp. 7–36.

Balbi G.Old and new media. Theorizing their relationships in media historiography. In: Kinnebrock S., Schwarzenegger C., Birkner T.(eds). Theorien des Medienwandels. Köln, Herbert von Halem Verlag, 2015, pp. 231–249.

Jenkins H.Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. Moscow, Ripol Klassik Publ., 2019. (In Russian)

Martin H-J.The History and Power of Writing. Chicago, University of Chicago Press, 1994.

Anderson B.Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2016. (In Russian)

Gitelman L.Scripts, Grooves, and Writing Machines: Representing Technology in the Edison Era. Stanford, Stanford University Press, 2000.

Penati C.Il focolare elettronico: Televisione italiana delle origini e culture di visione.Televisione italiana delle origini e culture di visione. Milan, Vita e pensiero, 2013.

Silverstone R., Hirsch E. (eds).Consuming Technologies: Media and information in domestic spaces. London; New York, Routledge, 1992.

Baym N.Personal connections in the digital age. Cambridge, Polity Press, 2010.

Mckernan L.‘Only the screen was silent…’ Memories of children’s cinema-going in London before the First World War. Film Studies, 2016, no. 10, pp. 1–20.

Sarna A.Ya.Technologies of influencing the audience in the modern media space. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 2020, vol. 13, issue 2, pp. 218–235. (In Russian)

Du Gay P., Hall S., Janes L., Mackay H., Negus K.Doing Cultural Studies: The story of the Sony Walkman. Milton Keynes, Open University; Thousand Oaks, CA, Sage, 1997.

Livingstone S.Audience research at the crossroads: The ‘implied audience’ in media and cultural theory. European Journal of Cultural Studies, 1998, no. 1 (2), pp. 193–217.

Rikitianskaia M.How children learned to listen: the formation of radio clubs in the Soviet Union. Logos, 2017, vol. 27, no. 5, pp. 141–162. (In Russian)

Rybkina E.Organized amateur radio movement: Society of radio friends in Leningrad (1920s–1930s). Radioveshchanie: proshloe, nastoiashchee, budushchee. St Petersburg, Tsentral’nyi muzei sviazi imeni A. S.Popova Publ., 2013, pp. 58–63. (In Russian)

Jenkins H., Clinton K., Purushotma R., Robison A.J., Weigel M.Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. Cambridge; London, MIT Press, 2009.

Gol’braikh V.B.Social media in local environmental conflicts. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 2019, vol. 12, issue 4, pp. 368–384. (In Russian)

Gureeva A.N., Dunas D.V., Muronets O.V.Social media and politics: Towards rethinking the nature of youth political participation. Mediascope, 2020, no. 3. Available at: http://www.mediascope.ru/2638 (accessed: 12.06.2022). (In Russian)

Zemnukhova L.How digital technology is transforming social science. Etnograficheskoe obozrenie, 2020, no. 1, pp. 23–33. (In Russian)

Vartanova E.The Internet in the structure of the Russian media system. In: Davydov S. (ed.). Internet in Russia. A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham, Springer, 2020, pp. 17–39.

Logunova O.S.Identifying and measuring the Internet audience. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 2019, no. 22 (2), pp. 230–246. (In Russian)

Poluekhtova I.A.Research on audience and media consumption in digital environment: Methodological and practical problems. Mediascope, 2016, no. 4. http://www.mediascope.ru/2199 (accessed: 12.04.2022). (In Russian)

Khlevnyuk D.O., Maximova А. S.Homeland of our fear: the reception of the film by Yuri Dud “Kolyma” in social networks. INTERaktsia. INTERview. INTERpretatsiia, 2021, vol. 13, no. 4, pp. 28–46. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.01.2023

Как цитировать

Рикитянская, М. (2023). Медиа и аудитории в историко-социологической перспективе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 15(3), 285–298. https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.307

Выпуск

Раздел

Социология культуры и коммуникаций