Доверие в предпринимательской среде Санкт-Петербурга: опыт эмпирического исследования

Авторы

  • Юрий Витальевич Веселов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638//spbu12.2022.404

Аннотация

Доверие в предпринимательской среде обычно рассматривается как доверие предпринимателей друг другу или в рамках фирмы как доверие руководителей своим подчиненным. Подчеркивается важность этого феномена для успешного функционирования экономики и бизнеса. В данной статье представлен другой аспект: это доверие предпринимателей как социально-профессиональной группы другим людям (генерализированное доверие), их доверие узкому кругу - членам семьи и знакомым людям (партикуляризированное доверие); доверие социальным институтам (институциональное доверие). Проведено сравнение характеристик доверия предпринимателей с другими социально-профессиональными группами (такими как рабочие, специалисты с высшим образованием в сфере науки и культуры, государственные служащие). Предприниматели отличаются самым высоким уровнем доверия, как генерализированного, так и партикуляризированного, среди всех социально-профессиональных групп, а вот уровень доверия государству у них самый низкий. Рационализированное отношение к доверию, включенность в горизонтальные (неиерархические) социальные отношения, повышенный уровень риска и необходимость доверия для снижения трансакционных и социальных издержек отличают предпринимателей от других социально-профессиональных групп и формируют их специфическую (локальную) культуру доверия. В статье также раскрыты черты предпринимательского доверия в сфере активно развивающихся сегодня цифровых технологий (доверие в социальных сетях; доверие интернет-торговле; доверие мобильным приложениям банков и т. д.). Наше исследование основывается на результатах двух опросов, проведенных в Санкт-Петербурге, телефонный опрос жителей города, N = 1032 (2020 г.); интернет-опрос жителей города и области, N = 505 (2021 г.), а также на глубинных интервью с предпринимателями (10) (2020-2021 гг.).

Ключевые слова:

предпринимательское доверие, генерализованное доверие, институциональное доверие, сравнительная социология доверия, культура доверия, цифровое доверие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Гудков Л. «Доверие» в России: смысл, функции, структура // Вестник общественного мнения. 2012. № 2 (112). C. 8–32.

Рукавишников В.О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 17–25.

Штомпка П. Доверие — основа общества. М.: Логос, 2012.

Hosking G. Trust and Distrust in the USSR: An Overview // The Slavonic and East European Review. 2013. Vol. 91, no. 1 (spec. iss. “Trust and Distrust in the USSR”). P. 1–25.

Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990.

Кученкова А.В. Межличностное доверие в российском обществе // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 26–36.

Delhey J., Newton K. Who trusts? The origins of social trust in seven societies // European Societies. 2003. Vol. 5, no. 2. P. 93–137. https://doi.org//10.1080/1461669032000072256

Zaheer A., McEvily B., Perrone V. Does trust matter? Exploring the effects of interorganizational and interpersonal trust on performance // Organization Science. 1998. Vol. 9, no. 2. P. 141–159. https://doi.org/10.1287/orsc.9.2.141

Manolova T. S., Gyoshev B. S., Manev I.M. The role of interpersonal trust for entrepreneurial exchange in a transition economy // International Journal of Emerging Markets. 2007. Vol. 2, no. 2. P. 107–122. https://doi.org/10.1108/17468800710739207

Shi H.X., Shepherd D.M., Schmidts T. Social capital in entrepreneurial family businesses: the role of trust // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2015. Vol. 21, no. 6. P. 814–841. https://doi.org/10.1108/IJEBR-04-2015-0090

Veselov Y., Kapustkina E., Sinyutin M. A note on entrepreneurial trust in the Saint Petersburg region of contemporary Russia // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. 2008. Vol. 6, no. 1. P. 94–102.

Веселов Ю.В., Липатов А.А. Доверие в организации: методологические основания исследования в экономике, социологии и менеджменте // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13, № 4. С. 85–104.

Отношение к предпринимателям и восприятие бизнеса в России / ВЦИОМ. М., 2019. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2019/Predprinimatelstvo2019.pdf (дата обращения: 02.07.2022).

IncRussia. Новости. 2017. 06.03. URL: https://incrussia.ru/news/81-sostavil-uroven-doveriyamalogo-i-srednego-biznesa-k-bankam/ (дата обращения: 02.07.2022).

Frenehard T. Building Digital Trust: What Does It Really Mean. URL: (дата обращения: 02.07.2022).

Botsman R. Who Can You Trust? How Technology Brought Us Together and Why It Could Drive Us Apart. London: Public Affairs, 2017.

Верховская О.Р., Богатырева К.А., Дорохина М.В., Ласковая А.К., Шмелева Э.В. Глобальный мониторинг предпринимательства: Россия, Национальный отчет, 2020–2021. URL: https://gsom.spbu.ru/images/cms/data/2010_11_23_sovkomflot/otchet_2021-red-2_send.pdf (дата обращения: 02.07.2022).

Luhmann N. Familiarity, сonfidence, trust: Problems and alternatives // Trust: Making andBreaking Cooperative Relations. Oxford: Basil Blackwell, 1996. P. 94–107.

Тихомиров А. «Режим принудительного доверия» в Советской России, 1917–1941 годы // Неприкосновенный запас. 2013. № 6 (92). С. 98–117.

Delhey J., Newton K. Predicting cross-national levels of social trust: Global pattern or nordic exceptionalism? // European Sociological Review. 2005. Vol. 21, no. 4. P. 311–327. https://doi.org/10.1093/esr/jci022

References

Gudkov L. “Trust” in Russia: meaning, functions, structure. Vestnik obshchestvennogo mneniia, 2012, no. 2 (112), pp. 8–40. (In Russian)

Rukavishnikov V.O. Interpersonal trust: measurement and cross-country comparison. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2008, no. 2, pp. 17–25. (In Russian)

Sztompka P. Trust is the basis of society. Moscow, Logos Publ., 2012. (In Russian)

Hosking G. Trust and distrust in the USSR: An overview. The Slavonic and East European Review, 2013, vol. 91, no. 1 (special issue “Trust and Distrust in the USSR”), pp. 1–25.

Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, Polity Press, 1990.

Kuchenkova A.V. Interpersonal trust in Russian society. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2016, no. 1, pp. 26–36. (In Russian)

Delhey J., Newton K. Who trusts? The origins of social trust in seven societies. European Societies, 2003, vol. 5, no. 2, pp. 93–137. https://doi.org/10.1080/1461669032000072256

Zaheer A., McEvily B., Perrone V. Does trust matter? Exploring the effects of interorganizational and interpersonal trust on performance. Organization Science, 1998, vol. 9, no. 2, pp. 141–159. https://doi.org/10.1287/orsc.9.2.141

Manolova T. S., Gyoshev B. S., Manev I.M. The role of interpersonal trust for entrepreneurial exchange in a transition economy. International Journal of Emerging Markets, 2007, vol. 2, no. 2, pp. 107–122. https://doi.org/10.1108/1746880071073920710

Shi H.X., Shepherd D.M., Schmidts T. Social capital in entrepreneurial family businesses: the role of trust. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 2015, vol. 21, no. 6, pp. 814–848. https://doi.org/10.1108/IJEBR-04-2015-0090

Veselov Y., Kapustkina E., Sinyutin M. A note on entrepreneurial trust in the Saint Petersburg region of contemporary Russia. International Journal of Entrepreneurship and Small Business, 2008, vol. 6, no. 1, pp. 94–102. (In Russian)

Veselov Yu. V., Lipatov A.A. Trust in the organization: methodological foundations of research in economics, sociology and management. Rossiyskii zhurnal menedzhmenta, 2015, vol. 13, no. 4, pp. 85–104. (In Russian)

Attitude towards entrepreneurs and perception of business in Russia. Moscow, 2019. Available at: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2019/Predprinimatelstvo2019.pdf (accessed: 02.07.2022). (In Russian)

IncRussia. News, 2017, 06.03. Available at: https://incrussia.ru/news/81-sostavil-uroven-doveriyamalogo-i-srednego-biznesa-k-bankam (accessed: 02.07.2022). (In Russian)

Frenehard T. Building Digital Trust: What Does It Really Mean. Available at: https://www.digitalistmag.com/finance/2019/10/29/building-digital-trust-what-does-it-really-mean-06201132 (accessed: 02.07.2022)

Botsman R. Who Can You Trust? How Technology Brought Us Together and Why It Could Drive Us Apart. London, Public Affairs, 2017.

Verkhovskaya O.R., Bogatyreva K.A., Dorohina M.V., Laskovaya A.K., Shmeleva E.V. Global Entrepreneurship Monitoring: Russia, National Report, 2020–2021. Available at: https://gsom.spbu.ru/images/cms/data/2010_11_23_sovkomflot/otchet_2021-red-2_send.pdf (accessed: 02.07.2022). (In Russian)

Luhmann N. Familiarity, confidence, trust: Problems and alternatives. Trust: Making and Breaking Cooperative Relations. Oxford, Basil Blackwell, 1996. P. 94–107.

Tikhomirov A. “Regime of forced trust” in Soviet Russia, 1917–1941. Neprikosnovennyi zapas, 2013, no. 6 (92), pp. 98–117. (In Russian)

Delhey J., Newton K. Predicting cross-national levels of social trust: Global pattern or nordic exceptionalism? European Sociological Review, 2005, vol. 21, no. 4, pp. 311–327. https://doi.org/10.1093/esr/jci022

Загрузки

Опубликован

27.04.2023

Как цитировать

Веселов, Ю. В. (2023). Доверие в предпринимательской среде Санкт-Петербурга: опыт эмпирического исследования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 15(4), 366–383. https://doi.org/10.21638//spbu12.2022.404

Выпуск

Раздел

Социология экономики, труда и профессий

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)