Доверие в цифровом обществе

Авторы

  • Юрий Витальевич Веселов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.202

Аннотация

Что представляет собой цифровой мир? Как работает доверие в новом цифровом мире? В чем его отличие по сравнению с предыдущими типами доверия? Все эти вопросы в центре внимания данной статьи. В первой части работы рассматривается, как социологи характеризуют цифровое общество, что составляет его принципиальные отличия от общества индустриального и постиндустриального. Характерная черта цифровизации — ее всеохватность: все сферы человеческой деятельности, индивидуальные и коллективные, формируются новым технологическим способом. Показано, что самый главный эффект цифровизации — фундаментальное изменение структуры социального времени сквозь призму как затрат, так и результатов. Во второй части статьи раскрыты процессы трансформации доверия — от доверия патриархального и личностного типа к доверию безличному, ролевому и институциональному; затем — к доверию сетевого типа и цифровому доверию. Цифровой мир расширяет наши возможности и меняет функционирование доверия в социальной и экономической жизни — радиус доверия значительно расширяется, количество социальных связей возрастает, хотя они становятся все более слабыми, кратковременными, хрупкими и удаленными. Функционально в экономике цифровое доверие снижает трансакционные издержки (издержки обмена), а в социальном мире — издержки социального взаимодействия. В третьей части статьи рассмотрены проблемы доверия в цифровом мире применительно к России. Россия занимает предпоследнее место в рейтинге Digital Society Index 2019, показывающем уровень цифрового доверия. Россияне считают, что их базовые цифровые потребности (доступ к цифровому контенту и доверие к информации) не удовлетворяются должным образом, а цифровой мир не служит для улучшения общества и не предоставит им возможности карьерного роста. Доверие россиян к цифровому миру также наталкивается на препятствие в виде низкой
цифровой грамотности. Парадоксально, что при таком низком доверии к цифровым технологиям масштабы их использования россиянами расширяются.

Ключевые слова:

доверие, цифровое доверие, межличностное доверие, сетевое доверие, цифровое общество

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Luhmann N. Familiarity, Confidence, Trust: Problems and Alternatives /ed. Di. Gambetta // Trust: Making and Breaking Cooperative Relations. Oxford: Basil Blackwell, 1996. P. 94–107.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Кнорр-Цетина К. Эпистемика информации: модель потребления / пер. с англ. В. И. Дудиной // Экономическая социология: теория и история. СПб.: Нестор-История, 2012. С. 605–633.

Кнорр-Цетина К. Объектная социальность: общественные отношения в постсоциальных обществах/ пер. с англ. В. И. Дудиной // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. 5, № 1. С. 101–124.

Кнорр-Цетина К., Брюггер У. Рынок как объект привязанности: исследование постсоциальных отношений на финансовых рынках // Экономическая социология. 2005. Т. 6, № 2. С. 29–49.

Латур Б. Об интеробъективности // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6, № 2. С. 79–96.

Сивков Д. Дигитальная социология: напряжения, неопределенности, нерешенные проблемы // Социология власти. 2018. Т. 30, №3. С. 8–13.

Lupton D. Digital Sociology: An Introduction. Sydney: University of Sydney. 2012

Lupton D. Digital sociology. London: Routledge, 2015.

Digital Sociology: Critical Perspectives / eds K. Orton-Johnson, N. Prior. Houndmills: Palgrave Macmillan, 2013.

Digital Sociologies / eds J. Daniels, K. Gregory, C. T. McMillan. Bristol: Policy Press, 2017.

Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness // American Journal of Sociology. 1985. Vol. 91, no. 3. P. 481–510.

Williamson O. E. Culculativeness, Trust, and Economic Organization // Journal of Law and Economics. 1993. Vol. 36, no. 1. P. 453–486.

Kollock P. The Production of Trust in Online Markets // Advances in Group Processes. Vol. 16 / eds E. J. Lawler, M. Macy, S. Thyne, & H. A. Walker. Greenwich, CT: JAI Press, 1999. URL: https://smg.media.mit.edu/library/kollock1999.html (дата обращения: 02.02.2020).

Connolly B. Digital Trust: Social Media Strategies to Increase Trust and Engage Customers. London: Bloomsbury Publishing, 2020.

Frenehard T. Building Digital Trust: What Does It Really Mean. URL: https://www.digitalistmag.com/finance/2019/10/29/building-digital-trust-what-does-it-really-mean-06201132 (дата обращения: 02.02.2020).

Coleman J. Foundations of Social Theory. Cambridge, MA: CUP, 1990.

Chakravorti B., Chaturvedi R. S., Bhalla A. The 4 Dimensions of Digital Trust // Harvard Business Review. 2018. No 2. URL: https://hbr.org/2018/02/the–4-dimensions-of-digital-trust-charted-across–42-countries (дата обращения: 02.02.2020).

Granovetter M. The Strength of Weak Ties // The American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78, no. 6. P. 1360–1380.

Сбербанк исследовал, чего хочет молодежь. Интернет-журнал Futurebanking.ru. 10 марта 2017 года. URL: http://futurebanking.ru/post/3310 (дата обращения: 02.02.2020).

Лепехин Н. Н., Дубко А. В. Доверие к виртуальной идентичности в интернет-среде // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12: «Социология». 2011. Вып. 4. С. 145–150.

Newman N. Digital News Report. Executive Summary. 2019. URL: http://www.digitalnewsreport.org/survey/2019/overview-key-findings–2019/ (дата обращения: 02.02.2020).

Pariser E. The Filter Bubble: How the New Personalized Web Is Changing What We Read and How We Think. London: Penguin Books, 2011.

Мазикова Е., Зацепина Д. Некоторые аспекты доверия к цифровым технологиям // Вызовы и возможности финансового обеспечения стабильного экономического роста Финансы — 2019. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Севастополь, Севастопольский государственный университет, 2019.

Губанова С. Е. Доверие в цифровых технологиях // Научно-практические исследования. 2017. № 9. С. 41–42.

Ismail N. Trust in The Sharing Economy. URL: https://www.information-age.com/trust-sharingeconomy–123469380/ (дата обращения: 02.02.2020).

Растет доверие петербуржцев к цифровым сервисам // Санкт-Петербург: госуслуги. URL: https://gu.spb.ru/mfc/news/ (дата обращения: 02.02.2020).

Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and The Creation of Prosperity. London: Hamish Hamilton, 1995.

Uslaner E. The Moral Foundations of Trust. Cambridge, Mass.: Cambridge University Press, 2002, 298 p.

Veselov Y., Sinyutin M., Kapustkina E. Trust, Morality, and Markets: Rethinking Economy and Society via the Russian Case. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2016.

Hosking G. Trust: A History. Oxford: Oxford University Press, 2014.

Мухаметшина Е. Доверие к властным институтам, «Левада-центр» // Ведомости, 12 октября 2016. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/10/13/660744-doverie-vlastnim-institutam (дата обращения 02.02.2020).

Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. Индикаторы цифровой экономики, 2019: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019.

Бахарев И. Уровень доверия интернет-магазинам в России.//E-pepper.ru: электронный журнал. 31 января 2019 года. URL: https://e-pepper.ru/news/uroven-doveriya-internet-magazinam-v-rossiiissledovanie.html (дата обращения 02.02.2020).


References

Luhmann N. Familiarity, Confidence, Trust: Problems and Alternatives, in: Gambetta, Di. (ed.). Trust: Making and Breaking Cooperative Relations. Oxford, Basil Blackwell, 1996, pp. 94–107.

Castells М. The Information Age: Economy, Society and Culture. Мoscow, Higher School of Economics Press, 2000. (In Russian)

Knorr Cetina К. The Epistemics of Information: A Consumption Model, in: Veselov Y. (ed.), Ekonomicheskaia sotsiologiia: teoriia i istoriia. St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2012, pp. 605–633. (In Russian)

Knorr Cetina К. Sociality with Objects: Social Relations in Postsocial Knowledge Societies. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 2002, vol. 5, no. 1, pp. 101–124. (In Russian)

Knorr Cetina К., Bruegger U. The Market as an Object of Attachment: Exploring Postsocial Relations in Financial Markets. Ekonomicheskaia sotsiologiia, 2005, vol. 6, no. 2, pp. 29–49. (In Russian)

Latour B. On Interobjectivity. Sotsiologicheskoie obozrenie, 2007, vol. 6, no. 2, pp. 79–96. (In Russian)

Sivkov D. Digital Sociology: Tensions, Uncertainties, Unsolved Problems. Sotsiologiia vlasti, 2018, vol. 30, no. 3, pp. 8–13. (In Russian)

Lupton D. Digital Sociology: An Introduction. Sydney, University of Sydney, 2012.

Lupton D. Digital sociology. London, Routledge, 2015.

Digital Sociology: Critical Perspectives. Orton-Johnson K., Prior N. (eds). Houndmills, Palgrave Macmillan, 2013.

Digital Sociologies. Daniels J., Gregory K., McMillan Cottom T. (eds). Bristol, Policy Press, 2017.

Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness. American Journal of Sociology, 1985, vol. 91, no. 3, pp. 481–510.

Williamson O. E. Culculativeness, Trust, and Economic Organization. Journal of Law and Economics, 1993, vol. 36, no. 1, pp. 453–486.

Kollock P. The Production of Trust in Online Markets, in: Lawler E. J., Macy M., Thyne S., Walker H. A. (eds). Advances in Group Processes, vol. 16. Greenwich, CT: JAI Press, 1999. Available at: https://smg.media.mit.edu/library/kollock1999.html (accessed: 02.02.2020).

Connolly B. Digital Trust: Social Media Strategies to Increase Trust and Engage Customers. London, Bloomsbury Publishing, 2020.

Frenehard T. Building Digital Trust: What Does It Really Mean. Available at: https://www.digitalistmag.com/finance/2019/10/29/building-digital-trust-what-does-it-really-mean-06201132 (accessed: 02.02.2020).

Coleman J. Foundations of Social Theory. Cambridge, MA, CUP, 1990.

Chakravorti B., Chaturvedi R. S., Bhalla A. The 4 Dimensions of Digital Trust. Harvard Business Review, 2018, no. 2. Available at: https://hbr.org/2018/02/the–4-dimensions-of-digital-trust-chartedacross–42-countries (accessed: 02.02.2020).

Granovetter M. The Strength of Weak Ties. The American Journal of Sociology, 1973, vol. 78, no. 6, pр. 1360–1380.

A study of Russian youth. The research of Futurebanking.ru. 10th March, 2017. Available at: http://futurebanking.ru/post/3310 (accessed: 02.02.2020). (In Russian)

Lepekhin N. N., Dubko A. V. Trust in virtual identity in the Internet environment. Vestnik of Saint-Petersburg University. Seriia Sotsiologiia, 2011, iss. 4, pp. 145–150. (In Russian)

Newman N. Digital News Report: Executive Summary, 2019. Available at: http://www.digitalnewsreport.org/survey/2019/overview-key-findings–2019/ (accessed: 02.02.2020).

Pariser E. The Filter Bubble: How the New Personalized Web Is Changing What We Read and How We Think. London, Penguin Books, 2011.

Mazikova E., Zatsepina D. Some aspects of trust in digital technologies, in: Vyzovi i vozmozhnosti finansovogo obespecheniia stabil’nogo ekonomicheskogo rosta (“Finansy–2019”. Materiali Vserossiyskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii). Sevastopol, Sevastopol State University Press, 2019. (In Russian)

Gubanova S. E. Trust in digital technologies. Nauchno-prakticheskiie issledovaniia, 2017, no. 9, pp. 41–42. (In Russian)

Ismail N. Trust in the sharing economy. Available at: https://www.information-age.com/trust-sharing-economy–123469380/ (accessed: 02.02.2020).

St. Petersburgers trust in digital services is growing. St. Petersburg: gosuslugi. Available at: https://gu.spb.ru/mfc/news/ (accessed: 02.02.2020). (In Russian)

Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and The Creation of Prosperity. London, Hamish Hamilton, 1995.

Uslaner E. The moral foundations of trust. Cambridge, Mass., Cambridge University Press, 2002.

Veselov Y., Sinyutin M., Kapustkina E. Trust, Morality, and Markets: Rethinking Economy and Society via the Russian Case. Frankfurt am Main, Peter Lang, 2016.

Hosking G. Trust: A History. Oxford, Oxford University Press, 2014.

Mukhametshina E. Confidence in government institutions sharply decreased after the election — “Levada Center”. Vedomosti, October 12, 2016. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/10/13/660744-doverie-vlastnim-institutam (accessed: 02.02.2020). (In Russian)

Abdrakhmanova G. I., Vishnevsky K. O., Gokhberg L. M. Indicators of the digital economy, 2019: statistical review. Мoscow, Higher School of Economics Press, 2019. (In Russian)

Bakharev I. The level of trust in online shopping in Russia. E-pepper.ru. 31st January, 2019. Available at: https://e-pepper.ru/news/uroven-doveriya-internet-magazinam-v-rossii-issledovanie.html (accessed: 02.02.2020). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

23.09.2020

Как цитировать

Веселов, Ю. В. (2020). Доверие в цифровом обществе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(2), 129–143. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.202

Выпуск

Раздел

Векторы и траектории социологической теории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)