Оценка старшеклассниками кибербуллинга и его профилактики в школьной среде
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.404Аннотация
Цифровая культура формирует у подростков не только позитивный, но и негативный опыт, к которому, в частности, можно отнести кибербуллинг в школьной среде, который мешает их успешной социализации. Первым шагом на пути противодействия кибербуллингу может стать изучение мнения учащихся о видах травли и способов ее профилактики. Это и стало целью исследования. В качестве теоретических оснований выступили идеи зарубежных и отечественных исследователей о кибербуллинге и его детерминации. Проведен интернет-опрос старшеклассников, который был организован сначала в школе с выходом подростков в интернет по специальному коду, затем опрос был продолжен на сервисе Google-форм, куда эти ученики приглашали своих сверстников для участия в исследовании. В обоих случаях применялась неслучайная целевая выборка. В исследовании использована авторская анкета. Самым частым видом кибертравли в школах является троллинг, который наблюдали две трети учащихся. Кибербуллинг может быть обусловлен особенностями личности агрессора, недостаточной подготовкой подростков к бесконфликтным взаимодействиям, наличием учеников-провокаторов, желанием отомстить и т. д. К потенциальным жертвам были отнесены дети из бедных семей и успешные ученики. Школьники уверены, что в случае травли жертва редко обращается за помощью к учителям, школьным психологам, администрации, предпочитая им друзей и родителей. Вместе с тем сотрудники школы оцениваются как лица, способные повлиять на ситуацию кибербуллинга. Подростки считают, что в профилактике необходимо обращать внимание на средовой, информационно-образовательный и психологический аспекты. Средовой аспект предполагает, в первую очередь, изменение отношения педагогов к проблемам и жизни учеников. Предлагается регулярно изучать мнение учащихся о профилактике травли, чтобы влиять на качество школьной среды, избегать формального подхода и создавать условия для активного включения школьников в решение проблемы кибербуллинга.
Ключевые слова:
подростки, школьная среда, кибербуллинг, виды кибербуллинга, киберагрессия, жертва кибертравли, профилактика
Скачивания
Библиографические ссылки
Olweus D. Bullying at school: Wykład prof. Dan Olweus at the Europejski Kongres Przeciwdziałania Przemocy Szkolnej “Szkoła bez przemocy”, Warsaw, 15 września 2010. URL: https://web.archive.org/web/20200321113218/http://www.szkolabezprzemocy.pl/pliki/237-olweus-eng.pdf (дата обращения: 14.06.2023).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.