Парадоксы дисциплинарной матрицы Роберта Крейга

  • Надежда Васильевна Казаринова Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Российская Федерация, 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5

Аннотация

В статье рассматривается методологическое и методическое значение статьи американского исследователя Роберта Т. Крейга «Теория коммуникации как область знания», опубликованной 20 лет назад в американском журнале Communication Theory и 15 лет назад в российском издании на русском языке. Описываются ключевые принципы, предложенные Р. Крейгом в качестве ресурсов реконструирования теории коммуникации как практической дисциплины, открывающие возможность диалога между практическим и теоретическим метадискурсами, а также процедуры проблематизации и концептуализации повседневных коммуникативных практик. Оценивается востребованность идей Р. Крейга в российском университетском сообществе для решения педагогических и исследовательских задач. На основании анализа публикаций российских авторов делается заключение, что в отечественной педагогической и академической среде идеи и методические предложения Р. Крейга не стали резонансными, но скорее были банализированы как методически, так и концептуально. Выявляются возможные коммуникативные парадоксы при использовании дисциплинарной матрицы Р. Крейга. Содержание последних определено следующим образом: 1) последовательное использование диалогически-диалектической модели снижает эмоциональную вовлеченность и заинтересованность в ней; 2) чем понятнее непрофессионалу, что такое коммуникация, тем меньше он доверяет академическому дискурсу о коммуникации; 3) чем яснее репрезентирована тема доверия как коммуникационная задача в межгрупповой коммуникации, тем категоричнее предъявляются требования к разработке процедур доверия, то есть усиливается недоверие. Следствием названных парадоксов становится снижение мотивационной влиятельности дисциплинарной матрицы Р. Крейга в учебной и академической среде, а также актуализация проблемы доверия специалистам в области социальной коммуникации и усиление межгрупповых психологических защит при решении социально значимых задач. 

Ключевые слова:

теория коммуникации, Р. Крейг, диалогически-диалектическая дисциплинарная матрица, коммуникативные парадоксы

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература

Craig R. T. Communication Theory as a Field // Communication Theory. 1999. No. 2. P. 119–161.

Крейг Р. Т. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика–III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований / под ред. Л. А. Вербицкой, В. В. Васильковой, В. В. Козловского, Н. Г. Скворцова; пер. с англ. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2003. С. 72–126.

Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. Учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2011. 288 с.

Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования. СПб.: Книжный дом, 2008. 191 с.

Ким М. Н. Теория и практика массовой информации. Учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2017. 304 с.

Маннин А. А., Цыганова Л. А. (разработчики). Рабочая программа дисциплины «Основы теории коммуникации». Часть 1. Для образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», уровень бакалавр / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Факультет коммуникаций, медиа и дизайна. Департамент интегрированных коммуникаций. URL: https://www.hse.ru/data/2017/08/30/1168751349/program-1506806921-YWl4RHklEc.pdf (дата обращения: 21.01.2019).

Шпаковская С. В., Шпаковский В. О. Основы теории коммуникации. Учеб. пособие. Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2006. 83 с.

Парадигмы Крейга // Studwork.org. URL: https://studwork.org/order/1062132 (дата обращения: 21.01.2019).

Социально-психологическая парадигма по Крейгу // Studwork.org. URL: https://studwork.org/order/955147 (дата обращения: 21.01.2019).

Bergman M. Pragmatism as a Communication-Theoretical Tradition: An Assessment of Craig’s Proposal// European Journal of Pragmatism and American Philosophy. 2012. Vol. IV, no. 1. P. 208–221.

Craig R. T. Reframing the Paradox of Pluralism as a Communication Problem, Javnost — The Public // Journal of the European Institute for Communication and Culture. 2018. Vol. 25, is. 1–2. P. 193–201.

Craig R. T. The Constitutive Metamodel: A 16-Year Review // Communication Theory. 2015. Vol. 25, is. 4. P. 356–374.

Craig R. T. Reflection on “Communication Theory as a Field” // Revue internationale de communication sociale et publique. 2009. No. 2. P. 7–12.

Craig R. T. Communication in the conversation of disciplines // Russian Journal of Communication. 2008. Vol. 1, no. 1. P. 7–23.

Craig R. T. Pragmatism in the Field of Communication Theory // Communication Theory. 2007. Vol. 17, is. 22. P. 125–145.

Craig R., Muller H. Theorizing Communication: Readings Across Traditions. Los Angeles: Sage Publications, 2007. 544 p.

Myers D. A Pox on All Compromises: Reply to Craig (1999) // Communication Theory. 2001. Vol. 11, is. 2. P. 218–230.

Russill C. Through a Public Darkly: Reconstructing Pragmatist Perspectives // Communication Theory. 2008. Vol. 18, is. 4. P. 478–504.

Simonson P., García-Jiménez L., Siebers J., Craig R. T. Some foundational conceptions of communication: Revising and expanding the traditions of thought, Empedocles // European Journal for the Philosophy of Communication. 2012. Vol. 4, no. 1. P. 73–92.

Архангельская И. Б. Творческое наследие Герберта Маршалла Маклюэна в контексте развития теории коммуникации // MarshallMcLuhan.ru. Июль 28, 2011. URL: http://www.mcluhan.ru/articles/tvorcheskoe-nasledie-gerberta-marshalla-maklyuena-v-kontekste-razvitiya-teorii-kommunikacii/ (дата обращения: 21.02.2019).

Иванова О. Э. Проблема смысла в коммуникации: парадигмальный подход. Челябинск: Издательство Челябинского госудрственного педагогического университета, 2014. 273 с.

Кужелева-Саган И. П. Основные исследовательские парадигмы в сфере теории коммуникации: социально-философский аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 7 (58). С. 106–117.

Пименов Н. П. Сравнительный анализ теоретико-методологических подходов к изучению современных политических коммуникаций // Известия АлтГУ. 2014. № 2. С. 295–299.

Матьяш О. И. Плюрализм и междисциплинарность как состояние и принцип развития современного коммуникативного знания // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: Сборник научных статей / отв. ред. О. Г. Филатова. Ч. 1. СПб.: Роза мира, 2006. С. 5–15.

Синекопова Г. В. Коммуникативистика как практическая наука: эпистемологический аспект// Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2014. № 2. С. 4–7.

Тимофеева Л. Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления // Полис. 2009. № 5. С. 41–54.

Василькова В. В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории) // Коммуникация и образование: Сборник статей / под ред. С. И. Дудника. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. C. 69–88. URL: http://anthropology.ru/ru/text/vasilkova-vv/mezhdisciplinarnost-kak-kognitivnaya-praktika-na-primere-stanovleniya (дата обращения: 21.01.2019).

Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций / пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. 300 с.

Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб.: Питер, 1997. 684 с.


References

Craig R. T. Communication Theory as a Field. Communication Theory. 1999, no. 2, pp. 119–161.

Craig R. T. Communication Theory as a Field. Komparativistika — III: Al’manakh sravnitel’nykh sotsiogumanitarnykh issledovanii [Comparative studies — III: Almanac of comparative socio-humanitarian studies]. Ed. by L. A. Verbitskaia, V. V. Vasil’kova, V. V. Kozlovskii, N. G. Skvortsov. St. Petersburg, Sotsiologicheskoe obshchestvo im. M. M. Kovalevskogo, 2003, pp. 72–126. (In Russian)

Gavra D. Osnovy teorii kommunikatsii [Basics of communication theory]. St. Petersburg, Piter, 2011. 288 p. (In Russian)

Gnatiuk O. L. Osnovy teorii kommunikatsii [Basics of communication theory]. St. Petersburg, Knizhnyi dom, 2008. 191 p. (In Russian)

Kim M. N. Teoriia i praktika massovoi informatsii [Theory and practice of mass information]. Textbook for high schools. St. Petersburg, Piter, 2017. 304 p. (In Russian)

Mannin A. A., Tsyganova L. A. (developers). Rabochaia programma distsipliny “Osnovy teorii kommunikatsii” [The program of the discipline «Basics of communication theory»]. Part 1. National Research University Higher School of Economics. URL: https://www.hse.ru/data/2017/08/30/1168751349/program-1506806921-YWl4RHklEc.pdf (accessed: 21.01.2019). (In Russian)

Shpakovskaia S. V., Shpakovskii V. O. Osnovy teorii kommunikatsii [Basics of communication theory]: textbook. Penza, Penzenskii gosudarstvennyi universitet, 2006. 83 р. (In Russian)

Paradigmy Kreiga [Craig’s Paradigms]. Studwork.org. URL: https://studwork.org/order/1062132 (accessed: 21.01.2019). (In Russian)

Sotsial’no-psikhologicheskaia paradigma, po Kreigu [Craig’s social-psychological paradigm]. Studwork.org. URL: https://studwork.org/order/955147 (accessed: 21.01.2019). (In Russian)

Bergman M. Pragmatism as a Communication-Theoretical Tradition: An Assessment of Craig’s Proposal. European Journal of Pragmatism and American Philosophy, 2012, vol. IV, no. 1, pp. 208–221.

Craig R. T. Reframing the Paradox of Pluralism as a Communication Problem, Javnost — The Public. Journal of the European Institute for Communication and Culture, 2018, vol. 25, is. 1–2, pp. 193–201.

Craig R. T. The Constitutive Metamodel: A 16-Year Review. Communication Theory, 2015, vol. 25, is. 4, pp. 356–374.

Craig R. T. Reflection on “Communication Theory as a Field”. Revue internationale de communication sociale et publique, 2009, no. 2, pp. 7–12.

Craig R. T. Communication in the сconversation of disciplines. Russian Journal of Communication, 2008, vol. 1, no. 1, pp. 7–23.

Craig R. T. Pragmatism in the Field of Communication Theory. Communication Theory, 2007, vol. 17, is. 22, pp. 125–145.

Craig R., Muller H. Theorizing Communication: Readings Across Traditions. Los Angeles, Sage Publications, 2007. 544 p.

Myers D. A Pox on All Compromises: Reply to Craig (1999). Communication Theory, 2001, vol. 11, is. 2, pp. 218–230.

Russill C. Through a Public Darkly: Reconstructing Pragmatist Perspectives. Communication Theory, 2008, vol. 18, is. 4, pp. 478–504.

Simonson P., García-Jiménez L., Siebers J., Craig R. T. Some foundational conceptions of communication: Revising and expanding the traditions of thought, Empedocles. European Journal for the Philosophy of Communication, 2012, vol. 4, no. 1, pp. 73–92.

Arkhangel’skaia I. B. Tvorcheskoe nasledie Gerberta Marshalla Makliuena v kontekste razvitiia teorii kommunikatsii [Creative heritage of Herbert Marshall McLuhan in the context of the development of communication theory]. MarshallMcLuhan.ru. 2011. URL: http://www.mcluhan.ru/articles/tvorcheskoenasledie-gerberta-marshalla-maklyuena-v-kontekste-razvitiya-teorii-kommunikacii/ (accessed on 21.01.2019). (In Russian)

Ivanova O. E. Problema smysla v kommunikatsii: paradigmal’nyi podkhod [The problem of meaning in communication paradigmatic approach]. Cheliabinsk, Cheliabinskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2014. 273 p. (In Russian)

Kuzheleva-Sagan I. P. Osnovnye issledovatel’skie paradigmy v sfere teorii kommunikatsii: sotsial’nofilosofskii aspekt [The main research paradigms in the sphere of communication: social-philosophic aspect]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [TSPU Bulletin], 2006, is. 7, pp. 106–117.(In Russian)

Pimenov N. P. Sravnitel’nyi analiz teoretiko-metodologicheskikh podkhodov k izucheniiu sovremennykh politicheskikh kommunikatsii [Comparative analysis of theoretical and methodological approaches to the study of contemporary political communication]. Izvestiia Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 2, pp. 295–299. (In Russian)

Matyash O. I. Pliuralizm i mezhdistsiplinarnost’ kak sostoianie i printsip razvitiia sovremennogo kommunikativnogo znaniia [Pluralism and interdisciplinarity as a state and principle of development of modern communicative knowledge]. Kommunikatsiia i konstruirovanie sotsial’nykh real’nostei[Communication and construction of social realities]. Ed. by O. G. Filatovа. Collected papers. St. Petersburg, Roza mira, 2006, pp. 5–15. (In Russian)

Sinekopova G. V. Kommunikativistika kak prakticheskaia nauka: epistemologicheskii aspekt[Communication Studies as a practical science: epistemological aspect]. Nauchnye issledovaniia i razrabotki. Sovremennaia kommunikativistika, 2014, no. 2, pp. 4–7. (In Russian)

Timofeeva L. N. Politicheskaia kommunikativistika: problemy stanovleniia [Political communication studies: problems of formation]. Polis, 2009, no. 5, pp. 41–54. (In Russian)

Vasil’kova V. V. Mezhdistsiplinarnost’ kak kognitivnaia praktika (na primere stanovleniia kommunikativnoi teorii) [Interdisciplinarity as cognitive practice (on the example of communicative theory construction)]. Kommunikatsiia i obrazovanie [Communication and education]. Ed. by S. I. Dudnik. Collected papers. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo. 2004. URL: http://anthropology.ru/ru/text/vasilkova-vv/mezhdisciplinarnost-kak-kognitivnaya-praktika-na-primere-stanovleniya (accessed: 21.01.2019). (In Russian)

Watzlawick P., Beavin J. H., Jackson D. D. Psikhologiia mezhlichnostnykh kommunikatsii [Pragmatics of human communication. A study of Interactional Patterns, Pathologies, and Paradoxes]. St. Petersburg, Rech’, 2000. 300 p. (In Russian)

Myers D. G. Sotsial’naia psikhologiia [Social Psychology]. St. Petersburg, Piter, 1997. 684 p. (In Russian)

Опубликован
2019-06-27
Как цитировать
Казаринова, Н. (2019). Парадоксы дисциплинарной матрицы Роберта Крейга. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 12(2), 176-187. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.205
Раздел
Социологическое образование: учебные материалы и методика преподавания