Парадоксы дисциплинарной матрицы Роберта Крейга
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.205Аннотация
В статье рассматривается методологическое и методическое значение статьи американского исследователя Роберта Т. Крейга «Теория коммуникации как область знания», опубликованной 20 лет назад в американском журнале Communication Theory и 15 лет назад в российском издании на русском языке. Описываются ключевые принципы, предложенные Р. Крейгом в качестве ресурсов реконструирования теории коммуникации как практической дисциплины, открывающие возможность диалога между практическим и теоретическим метадискурсами, а также процедуры проблематизации и концептуализации повседневных коммуникативных практик. Оценивается востребованность идей Р. Крейга в российском университетском сообществе для решения педагогических и исследовательских задач. На основании анализа публикаций российских авторов делается заключение, что в отечественной педагогической и академической среде идеи и методические предложения Р. Крейга не стали резонансными, но скорее были банализированы как методически, так и концептуально. Выявляются возможные коммуникативные парадоксы при использовании дисциплинарной матрицы Р. Крейга. Содержание последних определено следующим образом: 1) последовательное использование диалогически-диалектической модели снижает эмоциональную вовлеченность и заинтересованность в ней; 2) чем понятнее непрофессионалу, что такое коммуникация, тем меньше он доверяет академическому дискурсу о коммуникации; 3) чем яснее репрезентирована тема доверия как коммуникационная задача в межгрупповой коммуникации, тем категоричнее предъявляются требования к разработке процедур доверия, то есть усиливается недоверие. Следствием названных парадоксов становится снижение мотивационной влиятельности дисциплинарной матрицы Р. Крейга в учебной и академической среде, а также актуализация проблемы доверия специалистам в области социальной коммуникации и усиление межгрупповых психологических защит при решении социально значимых задач.
Ключевые слова:
теория коммуникации, Р. Крейг, диалогически-диалектическая дисциплинарная матрица, коммуникативные парадоксы
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.