Предпосылки и социальные последствия цифровизации системы образования в России и Китае

  • Елена Дмитриевна Ларина Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1 https://orcid.org/0000-0003-2504-2218

Аннотация

Цифровизация является одной из основных тенденций XXI века. Изначально она окутала экономическую систему, а затем распространилась и на другие сферы общества, в том числе и на образование. Появляются новые образовательные направления, готовящие специалистов в области цифровых и IT-технологий, умеющих работать с современными технологиями и грамотно пользоваться информацией. Цифровые технологии используются и в самом процессе образования. Появляется новый вид обучения, e-learning, использующий для трансляции знаний электронные технологии. Такой вид обучения будет рассмотрен на примере корпоративного университета. Учебные материалы становятся доступны в электронном формате. Многие лекции переходят в онлайн-формат, что ведет к распространению онлайн-курсов. В статье приводится сравнение между внедрением цифровых технологий в систему образования России и Китая. Выделяются социальные предпосылки данного процесса. В обеих странах этому способствовал переход экономики на постиндустриальный этап, для которого необходимы специалисты новых профессий. В обеих странах наблюдалась доступность образования не всем гражданам. Например, людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) было проблематично посещать занятия вместе со всеми. Такая проблема снимается благодаря распространению электронного обучения. Но для граждан Китая, к сожалению, по решению правительства ограничен доступ к некоторым сайтам, поэтому они не имеют доступа и к этим образовательным ресурсам, находящимися на этих сайтах. В России данные ограничения менее существенны. Процесс цифровизации образования имеет неоднородные социальные последствия в обеих странах. Во-первых, образование становится более доступным. Но также знания теряют свой элитарный характер. В Китае доступ к высшему и среднему специальному образованию более ограничен, чем в России. Такое ограничение прежде всего обусловлено демографической ситуацией в Китае, так как учебных мест в китайских учебных заведениях меньше, чем желающих получить высшее образование.

Ключевые слова:

цифровизация образования, трансформация образования, образовательная система России, образовательная система Китая, образование XXI в., глобализация образования, корпоративный университет, корпоративные университеты в России, корпоративные университеты в Китае

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Кийосаки Р., Флеминг Дж., Кийосаки К. Бизнес ХХI века. Минск: Попурри, 2018.

Янг Ш. От «подрыва» к инновациям: о будущем МООК // Вопросы образования / Education Studies Moscow. 2018. № 4. С. 21–43. URL: https://vo.hse.ru/data/2018/12/12/1144862202/02%20Young.pdf (дата обращения: 12.12.2018).

Бергер Я. М. Инновационные перспективы Китая // Отечественные записки. № 3 (42). 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-sistema-i-politicheskiy-rezhim-v-knr-nasovremennom-etape-podhody-k-opredeleniyu (дата обращения: 28.03.2008).

Балзер Х. Обучение инновациям в России и Китае // Pro et Contra. 2010. T. 14, май-июнь. С. 52–71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byurokratizatsiya-vuza-kak-antiintellektualnyy-protsess-1 (дата обращения: 16.05.2010).

Салми Д. Создание университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2014.

Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования / пер. с англ. С. Карпа. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Академия, 2013.

Воскресенская Е. В. Дистанционное обучение: история развития и современные тенденции в образовательном пространстве // Наука и школа. 2017. № 1. С. 116–123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-istoriya-razvitiya-i-sovremennye-tendentsii-v-obrazovatelnomprostranstve (дата обращения: 15.01.2017).

Брызгалина Е. В. Наука и образование: современные тренды в глобальном мире // Философия образования, 2012. № 6 (45). С. 11–20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryhharakteristikah-i-protivorechiyah-v-razvitii-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.06.2012).

Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 4. С. 81–98. URL: https://vo.hse.ru/data/2018/12/12/1144863086/05%20Janelli.pdf (дата обращения: 21.04.2018).

Кузнецов Е. Б., Энговатова А. А. Университеты 4.0: точки роста экономики знаний в России // Инновационная Россия. 2016. № 5 (211). С. 3–9. URL: https://vo.hse.ru/data/2018/12/12/1144863086/05%20Janelli.pdf (дата обращения: 14.05.2016).

Солнцев О. Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта // Проблемы прогнозирования. 2015. № 2. С. 3–29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnye-mehanizmymnogostoronnego-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-novoe-yavlenie-vo-vneshney-politike-knr (дата обращения: 07.02.2015).

Коваленко Л. В. Социальная функция образования в современном обществе // Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. Изд-во Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ). 2014. С. 91–93. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-sovremennogo-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 25.12.2014).

Фливбьорг Б., Брузелиус Н., Ротенгаттер В. Мегапроекты: история недостатков, перерасходов и прочих рисков строительства. М.: Альпина Паблишер, 2013. 288 с.

Извеков А. И. Педагогические задачи высшей школы эпохи постмодерна // Инновации и образование: сб. материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. Вып. 29. С. 65–80. Сер. Symposium. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-roliprogressivnyh-i-regressivnyh-tendentsiy-v-sisteme-sovremennogo-otechestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 24.11.2003).

Арташкина Т. А. Специфика управления российским образованием в современных условиях // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 2. С. 1750–1760. URL: https://sibsutis.ru/upload/d26/2.%20%D0%9F%D0%9E%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%9C_2_2018.pdf (дата обращения: 08.02.2018).


References

Kiyosaki R., Fleming J., Kiyosaki K. The business of the 21st century. Minsk, Poppuri Publ., 2018. (In Russian)

Young S. From “undermining” to innovation: about the future of MOOC. Issues of Education, Education Studies. Moscow, 2018, no. 4, pp. 21–43. Available at: https://vo.hse.ru/data/2018/12/12/1144862202/02%20Young.pdf (accessed: 12.12.2018). (In Russian)

Berger Y. M. Innovative Perspectives of China. Domestic Notes, 2008, no. 3 (42). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-sistema-i-politicheskiy-rezhim-v-knr-na-sovremennom-etapepodhody-k-opredeleniyu (accessed: 28.03.2008). (In Russian)

Balzer H. Learning to innovate in Russia and China. Pro et Contra, 2010, vol. 14, May-June, pp. 52–71. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/byurokratizatsiya-vuza-kak-antiintellektualnyy-protsess-1 (accessed: 16.05.2010). (In Russian)

Salmi D. Creating World-Class Universities. Moscow, All World Publ., 2014. (In Russian)

Bock D. Universities in a Market Environment. Commercialization of higher education, transl. by S. Karp. Moscow, Higher School of Economics Press, 2012. (In Russian)

Inozemtsev V. L. For ten years. To the concept of post-economic society. Moscow, Akademia, 2013. (In Russian)

Voskresenskaya E. V. Distance learning — the history of development and modern trends in the educational space. Science and School, 2017, no. 1, pp. 116–123. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-istoriya-razvitiya-i-sovremennye-tendentsii-v-obrazovatelnom-prostranstve (accessed: 15.01.2017). (In Russian)

Bryzgalina E. V. Science and education: modern trends in the global world. Philosophy of Education, 2012, no. 6 (45), pp. 11–20. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-harakteristikah-iprotivorechiyah-v-razvitii-sovremennogo-obrazovaniya (accessed: 25.06.2012). (In Russian)

Janelli M. E-learning in theory, practice and research. Educational Issues, Educational Studies Moscow. 2018, no. 4, pp. 81–98. Available at: https://vo.hse.ru/data/2018/12/12/1144863086/05%20Janelli.pdf (accessed: 25.06.2012). (In Russian)

Kuznetsov E. B., Engovatova A. A. Universities 4.0: growth points of the knowledge economy in Russia. Innovative Russia, 2016, no. 5 (211), pp. 3–9. Available at: https://vo.hse.ru/data/2018/12/12/1144863086/05%20Janelli.pdf (accessed: 21.04.2016). (In Russian)

Solntsev O. G. Development institutes: analysis and assessment of world experience, Problems of forecasting, 2015, no. 2, pp. 3–29. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnye-mehanizmymnogostoronnego-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-novoe-yavlenie-vo-vneshney-politike-knr (accessed: 07.02.2015). (In Russian)

Kovalenko L. V. The social function of education in modern society. Materials of the All-Russian correspondence scientific-practical conference on economics and humanities. Publishing House of the Krasnodar Center for Scientific and Technical Information (CSTI), 2014, pp. 91–93. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-sovremennogo-vysshego-obrazovaniya (accessed: 25.12.2014). (In Russian)

Flyvbjerg B., Bruzelius N., Rothengatter W. Megaprojects and Risk. An Anatomy of Ambition. Moscow, Alpina Publisher Publ., 2013. (In Russian)

Izvekov A. I. Pedagogical tasks of the higher school of the postmodern era, A. I. Izvekov. Innovation and education: Sat. conference materials. St. Petersburg, St. Petersburg Philosophical Society Publ., 2003, vol. 29, pp. 65–80, a series of “Symposium”. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-roliprogressivnyh-i-regressivnyh-tendentsiy-v-sisteme-sovremennogo-otechestvennogo-obrazovaniya (accessed: 24.11.2003). (In Russian)

Artashkina T. A. The specifics of managing Russian education in modern conditions. Vocational education in the modern world, 2018, vol. 8, no. 2, pp. 1750–1760. Available at: https://sibsutis.ru/upload/d26/2.%20%D0%9F%D0%9E%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%9C_2_2018.pdf (accessed: 08.02.2018). (In Russian)

Опубликован
2020-04-30
Как цитировать
Ларина, Е. Д. (2020). Предпосылки и социальные последствия цифровизации системы образования в России и Китае . Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(1), 102-112. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.107