Предпосылки и социальные последствия цифровизации системы образования в России и Китае
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.107Аннотация
Цифровизация является одной из основных тенденций XXI века. Изначально она окутала экономическую систему, а затем распространилась и на другие сферы общества, в том числе и на образование. Появляются новые образовательные направления, готовящие специалистов в области цифровых и IT-технологий, умеющих работать с современными технологиями и грамотно пользоваться информацией. Цифровые технологии используются и в самом процессе образования. Появляется новый вид обучения, e-learning, использующий для трансляции знаний электронные технологии. Такой вид обучения будет рассмотрен на примере корпоративного университета. Учебные материалы становятся доступны в электронном формате. Многие лекции переходят в онлайн-формат, что ведет к распространению онлайн-курсов. В статье приводится сравнение между внедрением цифровых технологий в систему образования России и Китая. Выделяются социальные предпосылки данного процесса. В обеих странах этому способствовал переход экономики на постиндустриальный этап, для которого необходимы специалисты новых профессий. В обеих странах наблюдалась доступность образования не всем гражданам. Например, людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) было проблематично посещать занятия вместе со всеми. Такая проблема снимается благодаря распространению электронного обучения. Но для граждан Китая, к сожалению, по решению правительства ограничен доступ к некоторым сайтам, поэтому они не имеют доступа и к этим образовательным ресурсам, находящимися на этих сайтах. В России данные ограничения менее существенны. Процесс цифровизации образования имеет неоднородные социальные последствия в обеих странах. Во-первых, образование становится более доступным. Но также знания теряют свой элитарный характер. В Китае доступ к высшему и среднему специальному образованию более ограничен, чем в России. Такое ограничение прежде всего обусловлено демографической ситуацией в Китае, так как учебных мест в китайских учебных заведениях меньше, чем желающих получить высшее образование.
Ключевые слова:
цифровизация образования, трансформация образования, образовательная система России, образовательная система Китая, образование XXI в., глобализация образования, корпоративный университет, корпоративные университеты в России, корпоративные университеты в Китае
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.